Ларс фон Триер высек себя сам, или Какая-то в державе Датской гиль

Режиссер снова просит прощения. На этот раз по собственному почину, превентивно. Как выяснилось на днях, маньяк Андерс Брейвик, расстрелявший и взорвавший более семидесяти человек, называет триеровский «Догвилль» в числе трех своих любимых фильмов

Кадр из фильма «Догвилль»
Кадр из фильма «Догвилль»
+T -
Поделиться:

Действительно, неудобно как-то вышло. В «Догвилле», как мы помним, режиссер очень убедительно изображает бесконечно порочную, безнадежно черную природу самых обычных людей. После того как кучка добродушных и порядочных с виду бюргеров насилует и принуждает к рабскому труду случайно забредшую к ним в город беззащитную женщину, единственным выходом оказывается очистительный огонь — гангстеры с пулеметами, сметающие Догвилль с лица земли, как Содом. И Триер, очевидно, понимая, что «раз пошутивши про Гитлера, кто тебе поверит», не стал дожидаться нападок, а первый дал интервью датской газете Politiken. Режиссер счел нужным пояснить, что Брейвик неправильно понял мораль фильма и что — настоящая сенсация! — он, Триер, отнюдь не призывал к массовым убийствам. «Я чувствую себя ужасно, когда думаю о том, что "Догвилль", который я считаю одним из своих лучших фильмов, стал своего рода сценарием для террориста», — сказал Триер. И пояснил, что, снимая «Догвилль», он имел в виду «не оправдать насилие, а спросить зрителей, смогут ли они принять решение главной героини, которая лишила жизни стольких людей ради мести», и вовсе не предлагал зрителю идентифицироваться с ней.

Я, конечно, прошу прощения, но, по-моему, это bullshit. Туфта, гиль и лапша на уши. Каждый, я убеждена, каждый, кто смотрел «Догвилль», в конце жалел только об одном — что не может настолько идентифицироваться с мстителями, чтобы оказаться на экране, и мечтал лично выжечь напалмом симпатичные чумные домики. И испытывал при этом невероятное чувство внутреннего освобождения. Иначе говоря, катарсис. Так работает искусство, и в нормальной ситуации это понятно младенцу. Но «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой: потяжеле будет бремя нам, товарищ дорогой». Трагедия на Утойе в одночасье заставила каждого жителя благополучной страны почувствовать себя на войне и ввела цензуру по законам военного времени, когда не должно быть места двусмысленности.

Сразу вслед за первым горем и шоком люди испытывают желание найти причину трагедии — это естественно и здорово. Нездорово только, что общество не знает меры и открывает сезон охоты на ведьм. И понимая это, каждый, у кого рыльце в пушку — или кто просто, как Триер, оказался в уязвимом положении из-за слишком длинного языка, — бросается разоружаться перед партией, а то будет хуже. В интервью фон Триер попытался не только отвести погоню от себя, но и придать ей другое направление: режиссер усмотрел связь между бойней на норвежском острове Утойя и политикой правого крыла Датской народной партии, в частности его отношением к иммиграции, исламу, «популяризации гомосексуализма» и проч. Датская народная партия не преминула вернуть любезность: член ДНП Сорен Эсперсен парировал, что «им крайне интересно слышать такие слова от человека, объявляющего себя нацистом и делающего извращенные фильмы, послужившие источником вдохновения для Брейвика».

Если отвлечься от подробностей политической географии — скандинавский мир, судя по всему, в данном случае воспринимает себя как единое целое с общим горем и общей виной, иначе почему бы винить датскую политическую партию в поступке норвежского убийцы, — Триер не сказал ничего особенно нового: пресса называет Брейвика «ультраправым террористом». Но в данной ситуации критика со стороны режиссера неизбежно выглядят как беспомощная попытка перевести стрелки. Вообще-то, отправляясь на дело, Брейвик распространил манифест про необходимость спасения Европы на полторы тысячи страниц, и кругозор у него, говорят, немаленький. При желании какие только источники вдохновения для убийцы мы там не откопаем. И раз уж настало такое время покаянное, неплохо в самом деле пересмотреть общественное устройство и обсудить гнильцу, где найдем. Что есть «какая-то в державе Датской гниль» — единственное, что уже можно утверждать с уверенностью. Но в том ли она, что это общество порождает маньяков, — вопрос очень спорный, а вот большого художника, похоже, оно калечит на наших глазах. Возможно, учитывая разъяснения и извинения, которыми закончился каннский инцидент, а также наличие более очевидных источников терроризма, чем кинематограф, общество проявило бы деликатность по отношению к любимому режиссеру и не стало упрекать его в духовном окормлении маньяка — уж больно это абсурдное обвинение. Но затравленный режиссер начал первый — и этим сам себя подставил, как унтер-офицерская вдова. Независимо от того, перестраховался ли Триер, сказав то, что от него ждут, или уже сам запутался в собственных побуждениях, но это его абсурдное извинение куда более вредно и грустно, чем неудачная шутка про нацистов.

Летом 2012 года Ларс фон Триер собирается приступить к съемкам следующей картины под названием «Нимфоманка» — предполагается, что это будет смешной порнофильм о жизни женщины от рождения до пятидесяти. Триер планирует сделать две версии: «хардкорную» режиссерскую и версию-лайт для более широкого проката. Однако «сцены проникновения» — не самый скользкий момент (кого этим сегодня шокируешь): предположительно, общество может скорее скандализировать другое. Для съемок порнухи режиссер изучает историю церкви: картина будет состоять из новелл, озаглавленных «Восточная и Западная церковь», «Маленькая органная школа» и так далее. Я от всего сердца желаю режиссеру не сломаться, да не оскудеет его запас еще не оплеванных святынь. Хотя не исключено, что в Догвилле церковная порнография — еще сравнительно безопасное убежище.

Комментировать Всего 15 комментариев

Бедный фон Триер уже настолько запуган, что теперь даже не понимает за что он в ответе, а за что нет. За что стоит извиниться, а за что можно и на ---- послать. "Догвиль" -- любимый фильм (ну или один из любимых) у большого количества людей, у меня в том числе. Я пока не собираюсь ни в кого стрелять. Ну хотя бы потому, что прошла катарсис "Догвиля". "Объявивший себя нацистом" -- вообще бредовая формулировка. Такое впечатление, что весь мир сошел с ума, и теперь надо оправдываться не только за свои собственные идиотские поступки, но еще и за чужие преступления, не имеющие к тебе никакого отношения. 

Мне стало обидно уже тогда, когда фон Триер извинился за свою провокационную шутку о немецких корнях - зачем? Дело даже не в том, что большинство людей так низко ценит себя, что считает возможным прощать "великим" больше, чем позволять самим себе. Но в том, что юмор всегда был и должен оставаться убежищем от культуры. Нельзя вешать за неудачные шутки, иначе завтра не останется никаких. Вот и итог: теперь фон Триер не шутит, а оправдывается... :(

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Владимир Генин, Сергей Любимов

Реакция на действия какого-то психа разочаровывющая. К примеру, изъяли из продажи компьютерные игры в которые играл Брейвик. Заговорили о Догвиле. 

Если Брейвик пил молоко по утрам - может запретить пить молоко по утрам? Такое ощущение, что люди либо не видят причинно-следственной связи (вернее её отстутствие), либо просто нужно имитировать бурную деятельность - дабы изобразить, что ситуация под контролем. 

Фон Триер тоже что-то засуетился не к месту. Похоже Брейвик не ограничится двумя этими терактами. Теперь каждое его слово или действие будет вызывать такое бурление говн - что будет еще не одна жертва (помимо игр/фильмов и Триера).

Ну, то что с причинно-следственными связями у большинства плохо, это уже давно не breaking news, но степень идиотизма при анализе подобных трагедий меня всегда особенно потрясает. 

Бурление говн -- хорошо сказал :) 

Эту реплику поддерживают: Евгений Ретюнский

вот именно - степень идиотизма поражает. 

Инквизиция, ага?

В Европе нкступают мрачные времена... Охота на ведьм... Культурная инквизиция... "поэтом можешь ты не быть..." вот-вот появится новый Савонарола!

При этом, в Азии (в Корее, Гонконге, Японии) снимают сотни фильмов, которые по своей беспощадности к человеку отодвигают фон Триера на полку добрых сказочников...

Может быть, ему пора валить в Гонконг или в Сеул, как когда-то Чаплин уехал в Европу от допросов комиссии сенатроа МакКарти?

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин, Алексей Воеводин

Анекдот вспомнился.

- Чем отличается Бог от хирурга?

- Ему никогда не приходит в голову мысль, что он хирург.

Я не заметила, чтобы Триер «просил прощения». Он высказал сожаление. Вам не кажется, что это разные вещи? Зачем же передёргивать?

Это выступление Ларса, в отличие от каннского, вызвало у меня одобрение. И я искренне надеюсь, что он задумается о необходимости тщательнее формулировать вопросы, а не предлагать зрителю «единственно возможный» ответ. Спички детям не игрушка. Я никак не могу согласиться с выводом, что «общество калечит большого художника». Смешно, право.

Кстати, Варвара, спешу разрушить Ваше убеждение – со мной катарсиса не случилось, и никакого сожаления от невозможности идентифицироваться с мстителями не возникло. Более того, с определенного момента не было позывов примерить на себя шкурку Грейс. Может быть потому, что имею реально пережитый опыт пребывания в подобной ситуации. Так что со словом «каждый» Вы погорячились.

Я предпочту воздержаться от оценок происходящих реакций общества на теракт Брейвика. Социуму свойственно в своем развитии двигаться зигзагами, бросаясь из крайности в крайность. От инквизиции и крестовых походов до мультикультуризма. Истина, как всегда, посередине.

Эту реплику поддерживают: Илья Катулин, Елена Шайдуллина

Согласна с Вами про катарсис -- многие мои друзья тоже заявили мне (ну, в связи со статьей), что катарсиса не было. А у меня вот был... Хотя я тоже имею пережитый опыт пребывания в похожей ситуации. Видимо у всех по-разному работают голова и сердце. 

Эту реплику поддерживают: Илья Катулин

Ларс  конечно душка... ну если мир вынуждает  его стать высоко-классным маркетологом-пропагандистом  ....  то почему бы и нет?  У него нет претензий на то чтобы войти в Вечность....  он существует здесь и сейчас  и немного опережает свое время....  что собственно и есть отличительная черта гения. 

Мой друг, Андрей Петров, предложил интересную интерпретацию сюжета фильма "Догвиль": Николь Кидман играет Христа – бога, который предлагает людям путь к спасению и исповедает всепрощение, а ее отец, уничтожающий деревню, – это жестокий и беспощадный бог-отец. Мне кажется, клевое толкование, открыаает так много скрытых смыслов, делает фильм мега-глубоким. 

Что касается извинений Ларса по поводу своего фильма, то здесь есть какая-то уловка. Недавно имел счастье сходить на его фильм "Меланхолия" и остался впечатлен игрой смыслов картины и ее визуальным воздействием на зрителя. Несомненно, он снял гениальный фильм и сказал про Гитлера, чтобы показать: можно снять отличный фильм, который не получит наград по причине какой-то несуразности, далекой от искусства. 

Обалденнейшее толкование! Я -- за! Надо будет спросить у фон Триера, так ли у него было задумано. Возможно, встречусь с ним в сентябре... 

Эту реплику поддерживают: Андрей Азарин, Алексей Воеводин

"Догвил"- один из самых моих любимых фильмов. Какой же там призыв к насилию??? Бедный Триер! Такие фильмы замечательные снимает! А то, что в голове у этой сволочи Брейвика, я лично не понимаю.

Ларс фон Триер создал сценический образ, Брейвик решил примерить его на себя. Ни один творческий человек не застрахован от таких последствий.  ... И что теперь? Запретить создавать безумных героев? Такими героями большинство фильмов переполнено.

Запретить создавать безумных героев?

– начнем с Раскольникова. Не дай бог, если какой-то правительственный финансовый чиновник, слишком хорошо учившийся по литературе в школе, для святаго блага решит уменьшить 65%-е поголовье старушек России.

"Старушки России"  -  наша крона  в дереве статистики населения.  Куда уж нам без нее, совсем дышать будет нечем...

 А для  раскольниковых есть отдушина - современная блогосфера.