Америка больше никому не страшна
Президент Обама наконец резко осудил режим Башара Асада. Он заявил, что «потрясен» тем, как сирийские танки и снайперы расправляются с антиправительственными демонстрантами в городе Хама. Выбор слов сильный, но у США нет ни ресурсов, ни желания влезать в четвертую по счету авантюру в исламском мире. Таким образом, «арабская весна» постепенно становится «американской осенью»
-
- Фото: AFP/East News
Слова американского президента звучат грозно. С такими серьезными обвинениями в адрес иностранного правительства и его действий против своих же граждан Вашингтон не выступал чуть ли не со времен Югославии в 1999 году.
Что было в Югославии потом, должно было вселить в Башара Асада страх господень. Сегодня Косово — независимое государство, признанное большинством стран мира, а Югославии — даже той, уменьшенной до размеров Сербии и Черногории — больше нет. Сербия прилежно исполняет свои международные обязательства в надежде быть принятой в Евросоюз. Сербский лидер Слободан Милошевич давно умер, причем умер в тюрьме, в ожидании приговора международного трибунала в Гааге.
Но Башар Асад вряд ли опасается. Югославия в далеком прошлом. За эти годы Америка навоевалась. Шансов на то, что Сирия подвергнется бомбардировкам, не говоря уже о более масштабной военной операции, ничтожно мало. Раздувшись до мирового цербера вскоре после югославского успеха, Пентагон теперь сдулся до размеров бумажного тигра.
Основная заслуга в модернизации и укреплении американской военной машины принадлежит Каспару Вайнбергеру, который почти семь лет руководил Пентагоном в правительстве Рональда Рейгана. За эти годы военный бюджет США вырос на две трети и достиг 288 миллиардов долларов. Но, создавая сильнейшую армию на свете и флот из 600 боевых кораблей, способный вести боевые действия на двух океанах сразу, Вайнбергер скептически относился ко всем попыткам Белого дома задействовать его вооруженные силы.
И правда, попытки использовать армию на поле брани обычно приводили к дурным результатам. В 1983 году в Бейруте погибло 299 американских и французских солдат, а десять лет спустя американскому контингенту пришлось практически бежать из Сомали. Вайнбергер и его последователи в Пентагоне предпочитали практически безрисковые «карманные» войны у себя на заднем дворе типа вторжения на Гренаду и свержения Мануэля Нориеги в Панаме или, на худой конец, «безопасные» бомбовые удары.
Как показала практика, такой подход был очень верен. Американской военной мощи мир опасался, но в основном пока бойцы сидели в казармах в Америке. Активные военные действия, начатые под предводительством Верховного главнокомандующего Джорджа Буша-младшего, подтвердили неэффективность современной армии против повстанцев, продемонстрированную до этого во Вьетнаме и в Афганистане. Десять лет спустя, потратив триллионы долларов и потеряв десятки тысяч убитыми и покалеченными, «самая мощная военная машина в истории», как ее любят хвастливо называть в Вашингтоне, не добилась ничего. Прекрасно вооруженные и профессионально подготовленные американские солдаты выиграли все без исключения бои и убили несчетное число «плохих парней». Но если война — продолжение политики другими методами, то никаких политических целей США не добились. Как Ирак, так и Афганистан остаются нестабильными, опасными, потенциально враждебными странами.
Буш и его неоконсервативные советники, инициируя в 2003 году вторжение в Ирак, предполагали, что эта уставшая от диктатуры Саддама Хусейна арабская страна готова к демократии американского типа. Быстро достигнув процветания, Ирак станет лабораторией демократии на Ближнем Востоке. Народы других мусульманских стран, включая главным образом Ливию и Сирию, захотят ему подражать и скинут гнет своих диктаторов.
События в Ираке развивались по несколько иному сценарию, но весной этого года во многих странах арабского мира случилось именно то, чего ожидал Буш. Но нет уже ни самого Буша, ни его задиристого министра обороны Дональда Рамсфельда. Есть осторожный, сдержанный, непопулярный Обама.
Да и Америка уже не та. У нее нет ни денег, ни солдат, ни наивного миссионерского желания проповедовать демократию в арабских песках. Даже в Ливии США сегодня держатся в тени, предпочитая скрываться за спинами Франции и Италии. При всех условиях даже в малонаселенной Ливии дальше бомбежек ни Европа, ни Америка двигаться не намерены, несмотря на то что полковник Каддафи уже продемонстрировал миру ограниченную эффективность подобных действий.
За восемь лет правления Буша Америка не только бездарно разбазарила свою военную мощь и рассеяла страх, который когда-то внушала ее военная машина. При Буше США лишились морального права судить другие страны. После Буша, уже при новой администрации, Америка погрязла в бездарных идеологических спорах, лишающих страну возможности играть ведущую роль на мировой арене. Каддафи, Асад и их коллеги-диктаторы могут спать спокойно, какими бы словами их ни клеймили из Белого дома.

Порясен.
Действительно в этом мире сегодня происходит что-то необычное, если я могу подписаться под каждым Вашим словом.
Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин