Путин и амфоры. Письма с понтом

В обществе, где разрушена классовая система, особенно важно кидать понты. Но кидать понты надо умеючи

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости
+T -
Поделиться:

На экранах — новые похождения излюбленного героя российской детворы, Суперпутина: «Премьер-министр находит затонувшую Атлантиду». Владимир Путин посетил археологический раскоп на месте древнегреческого города Фанагория: погрузившись на дно Таманского залива, премьер тут же, на глубине около двух метров, обнаружил и поднял со дна две амфоры приблизительно VI века нашей эры.

Понятно, что смеяться над этим уже смеялки не хватает, все давно усвоили, что Владимир Путин — лучший друг детей, физкультурников, львов, орлов и куропаток. Однако мне тут видится и новое веяние: до сих пор мы имели дело с самолично потушенными пожарами, укрощенными тиграми, в общем, с Рэмбо — а тут вдруг амфоры. Прямо Индиана Джонс какой-то. Это имиджевый просчет. Он показывает, что борьба со стихией и календарь с голыми девушками исчерпали себя и больше не легитимизируют российскую власть в собственных глазах. Следовало бы объявить выговор премьерскому консультанту по понтам.

Дело в том, что умение кидать понты имеет особенную важность в обществе с разрушенными классами. В нормальном классовом обществе, описанном, например, Пэлемом Г. Вудхаузом, аристократу Берти Вустеру заказан вход в клуб «Подсобник Ганимед», куда ходит лакей Дживс: коли ты аристократ, так и сиди в своем «Клубе Трутней», нечего! В идиллическом мире Вудхауза каждый член общества может снобировать каждого; потому что дело не в том, на которой общественной полке ты лежишь, а в том, устроился ли ты на ней удобно и с достоинством. В этом основа социальной стабильности.

В России, где исторические встряски смешали и уничтожили все классы, никто не чувствует себя на своей полке, даже главный человек в стране. Единственный способ нащупать почву под ногами — кинуть понты: если кто-то захочет на твое место, ты, стало быть, сделал что-то правильно.

И тут глупее всего вступать в дискуссию: «А если слон налезет на кита, кто кого переборет?» Этот спор внутри общей иерархии ценностей быстро упрется в потолок или в бесконечность. Грамотный понторез поступает иначе, он не пытается переиграть собеседника на его поле, а навязывает ему свое: ты, дескать, слон, спору нет, а я мотылек — кто легче полетит? Начинающий понтярщик должен первым делом оглянуться кругом — на свою «однушку» в Мытищах, пустые бутылки и пыльную клавиатуру 486-го PC — и увидеть в этом прелесть. Потому что с этого момента он будет кидать понты, что его бутылки — самые пустые, его Мытищи почище всех Мытищ, его компьютер — самый четыреста восемьдесят шестой. Гай Юлий Цезарь полагал, что лучше быть первым в провинции, чем вторым в Риме, а ему-то можно верить, он ведь, в числе прочего, был Великим Понтификом.

Человек говорит: «Я самодержец огромной страны!» — и это, кажется, нечем крыть, потому что это вершина той иерархии ценностей, которую он способен себе представить. И вдруг ему отвечают: а я сижу, мол, на улице Шверника в жасмине и черемухах и пеку крендель с корицей (или, смотря по сезону, блины, куличи, жаворонков на Сорок мучеников). И так это у меня тесто взошло, что ай-люли! А что, милый человек, разве у тебя дома жаворонков не пекут?! Бедный ты бедный, в сиротском приюте вырос, должно быть.

И чем более мы при этом искренни, тем сильнее уели ближнего, который теперь в своем дворце на море чувствует себя дурак дураком, что не зная броду полез выпендриваться. Потому что вдруг оказывается, что его иерархия — не единственная, а есть еще другая, совершенно непонятная, в которой люди жаворонков пекут и невесть почему смотрят на него свысока.

Круты те понты, для которых вообще не трудишься приводить основания: понтовей меня на всей улице нет, и толковать не о чем. Потому что понты как социальный регулятор не зависят от личных достижений индивидуума. Жать ведь нужно в больное место. Мало кто всерьез сомневается в своем уме, например, а вот социальное — это мозоль российских жителей. Оппонент должен чувствовать, что за вами стоят все сливки несуществующего общества, жуют крендель с корицей и смотрят на него с жалостью и укоризной: какие ни на есть, а мы отсюда, и нам тут самое место, а вы, милейший, парвеню.

В этом смысле идеальный понтярщик — Никита Михалков: он всех пронял. Потому что ему удобно в такой позе, на такой полке, где ни одному нормальному человеку быть удобно не может. Он комичен, он безнравственен — и при этом совершенно очевидно, что он искренне считает себя солью земли. Порол, дескать, крестьян, порю и буду пороть, и плевать на Божеские и человеческие законы. Секрет не в том, чтобы добиться в жизни чего-то желанного, но недоступного прочим, потому что нет таких вещей: как писал Козьма Прутков, «тебе и горький хрен — малина, а мне и бланманже — полынь». Раздражение вызывает чужая самоуверенность и непротиворечивая картина мира сама по себе.

Вопрос в том, где взять эту непрошибаемую самоуверенность. Самый традиционный ее источник — искусство и наука. Будь ты премьер, а он архивная крыса — он не захочет на твое место, хоть кол ему на голове теши, и тем тебя уест. Поэтому правителям ничего не остается, как поощрять науки и искусства. Власть должна находиться на вершине общественной иерархии; для этого нужна какая-то иерархия — с этим сейчас в России туго, но если есть у нее вершина, то наука и искусство пока еще там. Интеллигентный Медведев увлекается нанотехнологиями, техническими новинками и новыми медиа. Социальное происхождение Путина проще, поэтому премьеру по старинке милее классическая наука — древнегреческие амфоры. Он прогнулся и зашел на чужую территорию.

И Михалков, кстати, тоже. Доняли Никиту Сергеевича этой несчастной стройкой в Малом Козихинском, и в очередном выпуске «Бесогон-ТВ» режиссер рассказал, что договорился с мэром Собяниным о строительстве Дворца кинофестивалей: «Есть несколько площадок <...> одна в парке Горького, не в заповедной зоне, там нет реликтовых зданий, не очень большая. Второе место — Лужники». Мало того, важнейшей задачей, сказал Михалков, станет размещение внутри Дворца кинофестивалей Музея кино. Музей кино — одна из немногих общих интеллигентских святынь. С тех пор как в пятом году его выселили из здания Киноцентра на Красной Пресне, в чем многие винят Никиту Михалкова, музей так и не нашел нормального помещения. И когда Михалков объявляет, что его новая стройка коммунизма, так и быть, в виде исключения не потребует сноса древних усадеб, а потом еще и приютит Музей кино, он, по видимости, подлаживается под нашу систему ценностей. Играет на нашем поле, и тут ему гол. Дворец кинематографистов, говорите? И даже от щедрот приютите Музей кино? Ну дело хорошее, а вот у меня крендель взошел — просто ай-люли, вы и не видели-то, небось, такого кренделя.

Комментировать Всего 23 комментария

Есть такой жанр в российской журналистике - записки ябеды.

А тут-то я на кого же ябедничаю? на премьера, сироту?

Эту реплику поддерживают: Nino Bolotashvili

Варвара, не очень понял, куда делось классовое общество? Разве разрушена имущественная и прочая иерархия? И контроль на вход в места, предназначенные для людей определенного круга?

Понты предназначены либо для людей твоей социальной ступени (ну чтоб выделиться среди них), либо попытаться дотянуться до ступени повыше. По-снобистски :)

Смысл любого понта - не быть, а казаться. Ну и чем проще персонаж, тем смешнее его понты. Пока смеялки хватает, впрочем

"... премьер тут же, на глубине около двух метров..."

Из первых сообщений прессы у меня создалось впечатление, что речь шла о  большей глубине :)

Кстати, в ЖЖ наткнулся на следующий комментарий:

© РИА НОВОСТИ/Алексей ДружининP.S.

Интересно, что амфоры, пока их нёс премьер-министр РФ, успели очиститься и принять благообразный музейный вид. На дне морском они выглядят, обычно, вот так: http://pics.livejournal.com/drugoi/pic/015p1ypy.jpg

Полагаю, что ВВ был в незнанке. Он человек занятой, ему некогда в таких тонкостях разбираться. Это "ребята" с которыми он нырял подсуетились.

Эту реплику поддерживают: Виктор Енин

"Клевать будет так, что клиент позабудет обо всём на свете!"

Эти ребята, как и мы, тоже в детстве смотрели "Бриллиантовую руку" . . .

Эту реплику поддерживают: Саша Гусов, Виктор Енин

Non sequitur

Очень странный текст. Единственное объяснение его появления - в салонах модно ругать Путина-Медведева-Михалкова. 

Но при этом должен же соблюдаться "уровень дискуссии", за который так ратует дорогая редакция.

Очень уж много неувязок. Утверждается, что "смеялки не хватает", однако через предложение высмеивается - "Прямо Индиана Джонс какой-то". Фраза "И тут глупее всего вступать в дискуссию" продолжается поучением как эту дискуссию должен вести "грамотный понторез". Михалков обзывается "идеальным понтярщиком" - заканчивается пассаж уделыванием его "кренделем-ай-люли". Если его так легко уделать - почему "идеальный"? Когда это искусство и наука были традиционным источником (ед.числ.?) самоуверенности=понтов? Разве не богатство и власть?

Имхо, тема понтов не раскрыта, утверждение в заголовке не вяжется с персонажами по тексту, само определение "понта" отсутствует. И шутки - не вызывают улыбки.

Так "Газета.ру" написала - я там ссылаюсь вначале. Сейчас посмотрела - и "Эхо" пишет то же, и "Новая газета", в других источниках я пока сведений о глубине погружения не нашла. Но почти все отмечают, что амфоры были подозрительно чистыми, учитывая почтенный возраст, и на удивление не занесены песком. 

Текст высокого демагогического класса - одно время даже погрешил мысленно на рейтинг Наврозова. Но регулярные сползания настораживают, а кульминация на ни при чём никому не интересном МихАлкове внушает уж совсем дешёвые мысли о заданности.

Тщательнее, Варвара, тщательнее по смыслам, ну их на фиг, и у Вас получится на колонку среди снобов :)

Понты это следствие комплекса неполноценности. При чём тут классовое общество?

Настораживает то, что и статья мне показалась интересной и комментарии, её долбящие. Наверное, это летнее размягчение мозга. 

mne statya ponravilas, Spasibo Varvara!

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

унесите отсюда голову Альфредо Гарсиа

"Главная национальная особенность - понт. 

Неприглядно, слякотно и вечный ремонт ...

 Говорят, с этим можно справиться, если взять друуужно.

Но мешает смятенье в неокрепшив умах,

Засада в пригородах, медведь на холмах..." (с)

Эту реплику поддерживают: Сергей Мигдал

Какие контрасты!

Хочется только порадоваться за счастливого Бориса Абрамовича, которому незачем доказывать кому-то, что он не верблюд. Ясно одно, ему не нужна дешевая самореклама на цирковом уровне и думаю что в этом случае Владимир Владимирович хотел бы оказаться в шкуре ББ... но к сожалению на него смотрят миллионы новоиспеченных членов Народного Фронта, а это, сами понимаете, обязывает!

Даже немцы прониклись и свою фотоподборку подготовили:

http://web.de/magazine/nachrichten/bildergalerien/bilder/13430742-teufelskerl-wladimir-putin.html#0

Спасибо, Варвара. Вы сильно оживляете общий редакционный фон.

Эту реплику поддерживают: Саша Гусов

У меня есть кандидатура на 2050 год!

Мы сегодня с моим братом и моим старшим сыном опустили моего младшего сына 8 лет отроду на 8 метров и продержали его там на октопусе 10 минут. Там Матвей нашел пустую бутылку из под вина! Матвея Валецкого в президенты!!! 

Политологи проведите пожалуйста до этого закон о президентах с тройным гражданством...

65 - Путин Супермен опять!

> борьба со стихией и календарь с голыми девушками исчерпали себя и больше не легитимизируют российскую власть в собственных глазах.

Это дешевые и простые понты. Вот если бы ВВП в новых медицинских технологиях понтанул, всем было бы полезно...

Карикатура на тему: 65 - Путин супермен опять!

По-моему, это одна из редких (пока ещё) статей, где Путин - СМЕШНОЙ.

От души поддерживаю эту тенденцию.