Впервые на арене! Кандидаты, дебаты, борцы
Публичная политика в России нашла свою нишу. Она заменила собой цирк
-
- Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
Профессия политического обозревателя в России неожиданно стала интересной. Вдруг появилось то, что можно обозревать — некоторая публичная политическая реальность, а не только смутные слухи из мрачного закулисья. Профессия политического обозревателя при этом приобретает какой-то новый смысл. Я вот лично раньше никогда не слышал о существовании цирковых критиков, а теперь осваиваю новую квалификацию.
Главные политические события момента приурочены к выборам, но — такова специфика момента — никак не повлияют на их исход. Это нельзя назвать политикой, но за этим можно наблюдать, а не только строить догадки. События такие: актер и временно освобожденный от служения священник Иван Охлобыстин заявил, что собирается баллотироваться в президенты. Представители пяти зарегистрированных партий, только три из которых заседают в Госдуме, сошлись в первых за никто уж и не вспомнит сколько лет дебатах на телеканале НТВ. Независимый оппозиционный деятель Алексей Навальный выступил против оппозиционного общественного движения «Нах-Нах».
Напомню, о чем речь. Группа либеральных товарищей — Дмитрий Быков, Артемий Троицкий, Борис Немцов, Виктор Шендерович — придумали противостоять абсурду предстоящих думских выборов собственным абсурдом и портить бюллетени. Свою инициативу они назвали «Нах-нах»: то ли в честь мистического трудолюбивого поросенка, то ли сокращенно от «независимая ассоциация художников», то ли просто так, как слышится. Алексей Навальный, последовательный борец против «партии жуликов и воров» aka «Единая Россия», призывает голосовать за любую партию, кроме «Едра», и агитирует против «Нах-Наха»: «Здесь нет ни логики, ни смысла. Если вы не признаете выборы, то зачем на них ходить?» В аргументах обеих сторон есть смысл — такая вот получается в канун выборов осмысленная борьба за борьбу против власти.
Иван Охлобыстин — совсем другое дело. Он как раз собрался бороться за. И вроде бы он никакой не политик (хоть и участвовал в думских выборах-99 от экологического движения «Кедр»), зато активно рекламирует свой «литературный вечер» на стадионе «Лужники». Вечер называется «Доктрина-77», там Охлобыстин собирается выступить с «хмурной, но честной речью о том, что происходит с нами как с нацией». Теперь концерт, похоже, превращается в предвыборный митинг, причем с платой за вход. Взгляды кандидата по разным вопросам в основном известны: благо разносторонне одаренный Охлобыстин — не только актер и священнослужитель, но еще и литератор и публицист. Суммарно их можно описать как «умеренное мракобесие с имперской ностальгией», вполне себе популярный коктейль. Но взгляды Охлобыстина — дело десятое, а вот шоу под названием «Охлобыстин собрался в президенты» будет теперь транслироваться на всю страну. Церковь, кстати, в лице своего пиарщика Всеволода Чаплина инициативу Охлобыстина не поддержала («Даже на выборах царя шут баллотироваться может, а вот священник, наверное, нет»), а любители конспирологии гадают, что и кто стоит за выдвижением, и не игра ли это Путина против Медведева. Усилия приложены минимальные, эффект колоссальный. И опять же весело. Ну или, по крайней мере, не скучно.
Но самое занимательное зрелище — дебаты на канале НТВ. Участвовали четыре ветерана и, на новенького, Михаил Прохоров. Функционер «Единой России» Андрей Исаев объяснял, что против его партии ведут кампанию Соединенные Штаты Америки и что клише «партия жуликов и воров» родилось под личным руководством вице-президента Джо Байдена. Зампред ЦК КПРФ Владимир Кашин агитировал за Сталина: тот-де «решил чеченский вопрос, а мы не можем, сегодня, увы, другие возможности». Косноязычный лидер «Яблока» Сергей Митрохин нашел себе главного оппонента в лице Прохорова, которого без конца попрекал залоговыми аукционами. А Исаев из «Едра» попрекал ими же Митрохина. Это вообще любимый риторический прием «Единой России» — навешивать все непопулярные решения Госдумы 90-х на партии, которые были в ней представлены, независимо от того, как те голосовали. Жириновский мастеровито заходился в экстазе и обещал застрелиться прямо в здании Госдумы, если окажется, что он хоть раз в жизни взял у кого-то хоть рубль. В запале он швырнул на пол студии микрофон, который потом заботливо поднял и положил ему на колени Михаил Прохоров. Лидер «Правого дела» начал свое выступление словами: «Я в детстве был в цирке. Было так же весело, как и здесь», но теперь он оказался на арене сам. У Прохорова еще нет своего традиционного амплуа, он пытался произносить что-то разумное, программное и политическое и выглядел в лучшем случае как Пьеро посреди драки лилипутов. Сложно выйти на арену и не выглядеть клоуном — разве что попробовать себя в роли укротителя. Или льва. Вроде бы лидеры настоящих политических партий, а всерьез их воспринимать еще сложнее, чем самовыдвижение Охлобыстина. Кажется, для этого все и задумано. Никто не станет бороться за честные выборы и отстаивать их результаты, если кандидаты на них Бим и Бом.
Резюмировать это можно только репликами из «Фейсбука», которые отражают электоральные настроения моих френдов. Про Охлобыстина они сказали: «Ох****еть!» Про дебаты: «Е**ный стыд!» А «Нах-Нах» все сказал про себя сам, и к этому нечего добавить.

Вчера я посмотрел в записи передачу «НТВшники». Я давно уже не смотрю телевизор, но здесь меня поразили две вещи. Первое: посмотрев эту передачу, я подумал: «Господи, неужели возвращается свобода слова?» Савика Шустера только не хватает. Это очень радует. Второе: за одним единственным исключением наши политики продемонстрировали невероятное убожество. Единственный человек из них, который вызывает мое уважение, — это Михаил Прохоров. Все остальное — законченное убожество, просто разных оттенков. Убожество скандализма у ЛДПРовца, убожество скудоумия у коммуниста, абсолютное убожество и вранье у представителя правящей партии, ну и так далее. Все это абсолютное интеллектуальное и моральное убожество. Прохоров же держался вполне на уровне во всех отношениях. И с точки зрения мыслей по существу, и с точки зрения достоинства поведения. И я подумал, как бы все это было интересно, какой бы это был публичный поиск истины, если бы там рядом с Прохоровым вместо этих персонажей оказались бы Володя Рыжков, Боря Немцов и другие представители ПАРНАСа. Это пока только мечта, но очень бы хотелось, чтобы с участием таких людей у нас бы велись подобные политические дискуссии, если бы такие люди были бы в парламенте.
Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Алексей Федосеев, Юрий Петров, Феликс Юльевич Ярошевский, Сергей Любимов, Елена Котова, Андрей Мельников, Вадим Верин