Каждый из нас носит на себе невидимый колпак, похожий на панцирь черепахи или домик улитки: это личное пространство. Так психологи называют зону вокруг тела, которую мы интуитивно считаем «своей» и не желаем делить ни с кем посторонним. Хотите убедиться, что колпак реален, — спуститесь в метро в час пик. Дискомфорт от того, что кто-то встал слишком близко, — реакция мозга на нарушение границ личного пространства. Оказалось, что личное пространство не так уж и неподатливо: его можно сузить или расширить при помощи музыки.

Группа акустиков из Технического университета Чамберса в Швеции и психологов из Лондонского университета поставила эксперимент, для которого не потребовались ни томографы, ни другая сложная научная техника — только айпод и пара наушников. 32 подопытных по очереди надевали наушники и заходили в комнату, где их ждал экспериментатор. Требовалось подойти к нему как можно ближе и остановиться, как только дистанция станет дискомфортной. Оказалось, что результат напрямую зависит от того, какую музыку слышит в это время участник эксперимента.

Ученые старались сделать так, чтобы на результат не повлияли личные ассоциации. Специально для этой серии опытов они заказали композитору несколько коротких инструментальных отрывков, разных по настроению. Выяснилось, что характер музыки влияет на границы личного пространства человека. Если музыка была тревожная, подопытные останавливались в среднем в 73 сантиметрах от экспериментатора, а если «позитивная» — в 59 сантиметрах. При тишине в наушниках люди останавливались между этими отметками.

Этот эксперимент можно считать запоздалым объяснением «эффекта Walkman'а» и революции в поведении, которую произвело в 1979 году появление на свет первого портативного кассетного плеера. Маркетологи считали, что бешеную популярность плееру обеспечила возможность «взять свою музыку с собой» и слушать ее посреди толпы — например, в метро. Теперь можно предположить, что многим владельцам Walkman помогал сузить личное пространство, чтобы в толчее испытывать меньше неудобства от соприкосновения с внешним миром.

Результаты психологического эксперимента открывают интересные возможности для «социальной инженерии». Например, снижая дискомфорт от тесноты, музыка могла бы успокоить тех, кто запускает в толпе цепную реакцию давки. Такие люди первыми начинают выбираться из толпы, лишь бы обеспечить себе немного свободного места, а потом их примеру следуют десятки других, и появляются жертвы. В 2006 году так погибли сотни паломников на мосту Джамарат, ведущем в Мекку.

Даже когда вокруг нет ни толпы, ни просто незнакомых людей, коррекция личного пространства средствами музыки иногда была бы весьма кстати. Например, клаустрофобия, боязнь замкнутых помещений, сильнее выражена у тех, чье личное пространство объемней. Если таким людям (а их довольно много: клаустрофобии подвержены примерно 4% населения Земли) тесно в стандартном автомобиле и в салоне самолета, то правильно подобранная музыка, сузив личное пространство, поможет побороть страх. А если мелодии помогут экономить драгоценные квадратные метры, не исключено, что когда-нибудь нам начнут продавать миниатюрные машины и дома в комплекте со специальной мелодией.