Алексей Байер /

Путин и Медведев из династии циркачей

Тандем продолжает многолетнюю традицию шутов во власти, которую блистательно предсказал вышедший на экраны в 1936 году мюзикл «Цирк»

Фрагмент афиши к фильму «Цирк»
Фрагмент афиши к фильму «Цирк»
+T -
Поделиться:

Сюжет фильма может служить сжатым описанием всего великого советского эксперимента ХХ века. Московский цирк крадет у заезжих иностранцев (немца и американки) идею успешного циркового номера, заказывает кустарю-изобретателю бутафорскую пушку, которая по всем статьям превосходит научную немецкую, и, нагрузив свой аттракцион идеологическим смыслом, запускает пролетариев в стратосферу. Правда, только на цирковой арене.

Цирк — это отрицание повседневной реальности. Цирковое представление — череда чудес, которых в обычной жизни не бывает и в которые нельзя поверить. В цирке гимнастки летают под куполом, животные показывают трюки, а из пустых цилиндров появляются разные предметы. Цирковые артисты намеренно действуют «ненормально»: ходят на руках, залезают в клетки со львами и бегают по канату.

Цель циркового представления — поразить изумленную публику. И все же в цирке всегда подчеркивается, что все это иллюзия: пафос «самого сильного человека на земле» или «опаснейшего сальто-мортале» сдувается с появлением клоунов, которые пародируют циркачей.

Классика советского кино — фильм «Цирк» уже в первых кадрах заявляет о себе как о фильме символическом. На арене дрессировщик Владимир Дуров. Он перебрасывается с морским львом надувным пляжным мячиком-глобусом, на котором видна надпись «СССР». Затем мячик кидают своре дворняг, которые с лаем устраивают из-за него кучу-малу. Чем не метафора наследования власти в Советском государстве?

СССР — это цирк. Большой, красивый, полный лесов, полей и рек. Неверие в чудеса просьба оставить при входе. Этот символизм подчеркивается и знаменитым маршем о широкой родной стране, который звучит на протяжении всего фильма, хотя действие не выходит за пределы цирка.

Правда, сначала СССР был цирком в оригинальном, древнеримском значении. Этакий Циркус Максимус, где не только христиан, но и помещиков и капиталистов, кулаков, оппортунистов всех мастей и просто ни в чем не повинных граждан превращали в фарш под рукоплескания тех зрителей, до кого очередь спуститься на арену еще не дошла. В фильме «Цирк» есть, кстати, номер, который так и называется: «Советские гладиаторы».

Да что говорить? Надуманная, целиком искусственная советская экономика была построена на идеях, отвергающих все базовые принципы самой экономики. При этом Коммунистическая партия не переставала изумляться достижениям этой экономики. Как если бы советских людей заставили ходить на руках и радовались, что они научились семенить почти столь же споро, как и те, кто ходит нормально.

Постсоветская Россия тоже уже успела показать миру замечательный цирк. Самое высокое здание в Европе в «Москва-Сити». Олимпиаду в субтропиках. Саммит АТЭС на пустынном острове Русский, преображенном в город-сад. Появление президента Путина, как кролика, из ниоткуда в 1999 году — один из наиболее блистательных фокусов нашей эпохи. Путин потом сам стал фокусником, создав вдруг гомункулуса-преемника. Как заправский иллюзионист, Путин затем исчез со сцены, чтобы вернуться, когда его уже почти не ждали, как ассистентка из распиленного на наших глазах ящика. А что можно сказать о феноменальном обогащении России при помощи бьющего из земли фонтана или исчезающих в швейцарских банках миллиардах?

Но наибольшего мастерства это цирк, как и малый его собрат на Цветном бульваре, достиг в клоунаде. Сталин не был клоуном, он был, скорее, свирепым силачом. Но зато после него пошла сплошная клоунада. Клоуном был Никита Сергеевич, сеявший кукурузу, обзывавший художников-модернистов пидарасами и стучавший по трибуне ООН башмаком. И Леонид Ильич со своими медалями, «кадиллаками» и нарушением речи. И «жмурики» первой половины 1980-х, отправлявшиеся в мир иной друг за другом, не успев толком натянуть на себя шапку Мономаха. Про Ельцина и его номера подшофе и на трезвую голову не стоит и говорить.

Эту замечательную традицию продолжает тандем. Совокупно и порознь президент и премьер играют в бадминтон и ездят на комбайне. Поют песни о родине, делятся с народом сокровенным в твиттере, находят амфоры на дне моря.

4 ноября 2011 года когда-то черно-белый «Цирк» показали на Первом канале свежераскрашенным. Очевидно, что после выборов в марте изумленной стране нужно приготовиться к новым, еще более ярким цирковым номерам в исполнении тандема. Спешите видеть! Только у нас! Впервые на арене! Проездом из Питера в Гаагу!

Комментировать Всего 14 комментариев

При всей моей не любви к тандему, не очень сильная аналогия. А Берлускони со своим кабаре? Да во всем мире полно циркачей и артистов легкого жанра в политике. И в истории полно. Я сейчас читаю историю Англии для детей в переложении Чарльза Диккенса. Обхохочешься...

Наташа, человеки и их деятельность изначально смешны именно своим шутовством. Наши амбиции и стремления настолько малы, что даже не стоит этого обсуждать, причем чем серьезней мы сами себя принимаем, тем мы потешней. Более того, измения общественного уклада и философских и этических понятий (не прогресс, как считалось во времена Просвещения, а именно вариации) делает нас неспособными понимать прошлые поколения. Действия наших предков для нас странны и да, смешны, как история Англии в переложении для детей. Наполеон, который был героем всей "среднеклассовой" Европы вплоть до Первой мировой войны, на самом деле смешон и жалок, со своими комплексами, сексуальными нуждами и да, сохранившимся в ящичке мизерных размеров мужским органом. 

Но важно то, как современники смотрят на своих вождей. Наполеон не был смешон для своих современников, ни во Франции ни за ее пределами. Не был смешон и Гитлер, хотя полный был скомарох, неудачливый художник с бесноватыми идеями. Мне кажется, это синдром дисфункциональности политической системы, когда фундаментальная и об'ехтивная смехотворность наших лидеров видна нам самим. Иными словами да, Берлускони несоменный шут, но итальянская политическая система никогда не была серьезной. Сталин создал этот цирк, но сам он не был шутом. Зато сегодня Путин и Медведев совершенно перестали серьезно восприниматься населением. Это скоморохи.

К сожалению должен сказать, что Россия как всегда указывает путь миру. Американские политики постепенно тоже становятся шутами. Буш был полный клоун, Обама на глазах превратился в оного, да и Рспубликанские президентские кандидаты, вообще выездной Цирк Шапито.

Эту реплику поддерживают: Владимир Лебедев

В отличе от итальянского, наш русский цирк уж больно кровав

Россия как всегда указывает путь миру.

Алексей, как раз недавно у Бердяева прочитала, что, может быть, миссия России - показывать остальному миру, как жить не надо

Да, это известный афоризм, и он активно муссировался в советское время, не знаю как сейчас. И это правда. Более современная версия этой идеи в афоризме великого и ужасного Вагрича Бахчаняна: "Мы родились, чтоб Кафку сделать былью." Мир постепенно идет по нашим стопам.

Эту реплику поддерживают: Владимир Лебедев

Мне кажется, стоило бы рассмотреть, как теоретическую возможность, вариант, что у России нет миссии. Как у Швеции, скажем.

Особенное свойство клоунской маски в том, что её потом уже невозможно снять. Хоть насмерть расшибись -  все будут весело смеяться. Но клоун, который подошёл к тебе вплотную, выглядит, как монстр. Недаром их бояться маленькие дети.

Эту реплику поддерживают: Таня Ратклифф

Но клоун, который подошёл к тебе вплотную, выглядит, как монстр

Сильно сказано. Я бы тоже согласился с Алексеем насчет цирка, если бы все было не так ужасно. И если уж на то пошло, то давайте вспомним Ульянова. Именно он был отцом-основателем этого театра абсурда, который сложился в  Россиии в начале 20 века и конца которому до сих пор не видно. Маски просто сменились. Произошла массовая чистка нации, которая привела к тому, что тот народ, который остался после этой ленинско-сталинской бойни, к сожалению, теперь по большей части не нуждается в возвышенных представлениях - ему ближе и понятнее выступления компрачикосов. Просто люди уже привыкли к своим реалиям и путают их с клоунами.

русский язык сильно пропитался "силовым" жаргоном за последние сто лет...

"ну, что ты  клоуна из себя строишь"...? - типичный вопрос в органах на Петровке или Лубянке, но  не на Цветном, где жили великие Никулин и Попов! По-моему, метафора не самая удачная в отношении Буша-младшего, Обамы, Берлускони или нашего бессменного (чуть не вырвалось - бессмертного...) тандема. Вот Чаплин в роли Гитлера сработало...Может быть действительно "лицом к лицу - лица не увидать", нужно слегка отдалиться от них,  чтобы разглядеть шутовство и сарказм, да и в публике тоже...

Мне они больше напоминают христианских (иудейских, мусульманских... ) жрецов-апостолов,  для которых вера в себя-посланников бога не ложь и отсюда любая их ложь -  вера для миллионов. Почва в России, к сожалению, очень подходящая,- все кругом верующие (кто во что только не друг в друга), но апостолов, как известно, не выбирают, они всегда  пожизненные самозванцы... одним даже после смерти прихожане  никак не налюбуются. А вы говорите клоуны...трагедия не на сцене, но в зале!

Эту реплику поддерживают: Таня Ратклифф

Клоунада и трагедия всегда обыгрываются. Как в опере Пальяччи. Ля комедия е финита. Зал рыдает

Эту реплику поддерживают: Iouri Samonov

Жизнь так часто имитирует искусство, что даже уже не смешно.

http://www.gazeta.ru/news/lenta/2011/11/22/n_2106438.shtml

Стоило написать про то, как фильм "Цирк" создал бессмертную метафору СССР и пост-советской России, как--алле-оп!--братья Запашные, импрессариос одноименного цирка, обратились в ЦИК с просьбой организовать выборы прямо у них там. В цирке. Привезти урны, чтобы прямо в цирке можно было провести голосование. Вообще то это хорошая идея. Можно прямо в ходе представления. Чтобы все опускали туда бюллютени. Акробаты, канатоходцы, клоуны.  Дрессированная мартышка могла бы за них опускать. И даже галочки ставить. Такой бы был новый номер. "Все на выборы!"

Правда, нужно охрану поставить, чтобы фокусник ничего не сфальцифицировал.

Можно и зрителей привлечь. Чтобы они тоже в цирке госовали. По месту развлечения. Да и вообще все урны в цирках поставить. По всей стране. Так они и честнее будет.

Эту реплику поддерживают: Наташа Барбье, Олег Утицин

Я несколько лет назд предлагал завести в России суды-шапито)))

Эту реплику поддерживают: Наташа Барбье, Сергей Кондрашов, Алексей Байер