Что такое истинный свинг

Отличить настоящий джаз от подделки можно лишь при наличии развитого чувства свинга. Алексей Козлов объясняет, как его развить

+T -
Что такое истинный свинг
От редакции
Поделиться:

 

 

К началу 30-х джаз приобрел статус самостоятельного вида музыки и начал дробиться на различные стили и направления. Наметилось его принципиальное разделение на два вида — истинный джаз (Hot Jazz), который позднее стал «свингом», и коммерческую подделку под него (Sweet Music).

 

Хотя первые попытки исполнять свинг сделали чернокожие музыканты, неверно полагать, что различие этих стилей заключалось в том, что все белые оркестры играли Sweet Music, а все черные — свинг. Как рассказывает Алексей Козлов, «для того чтобы понравиться белым боссам шоу-бизнеса, некоторые черные бэнды нередко имитировали Sweet Jazz. А целый ряд белых биг-бэндов играли жестко и "горячо", то есть со свингом».

Истинный свинг отличался от коммерческой музыки наличием в составе группы как минимум одного импровизатора, который играл соло каждый раз по-разному. В «сладких» же оркестрах все соло были заранее написаны и исполнялись по нотам. «Присутствие импровизаторов определяло и наличие особого настроя, драйва — то есть энергичного способа подачи ритма, получившего название "cвинг". Умение "свинговать"— вот то качество, которым должен обладать тот, кто претендует называться джазменом».

Свинг во многом определил характер культуры всего ХХ столетия, повлияв не только на музыку, но и на образ жизни людей.

Важнейшую роль в деле популяризации джаза на начальной стадии его развития сыграл Пол Уайтмен, руководитель известного танцевального оркестра. В самый разгар борьбы с джазом он заказал молодому, пока еще малоизвестному композитору Джорджу Гершвину написать для него произведение, в котором сочетались бы элементы джаза, блюза и симфонической музыки. Концерт состоялся 12 февраля 1924 года в Нью-Йорке. В зале присутствовали Сергей Рахманинов, Леопольд Стоковский, Хейфец, Крейслер. «Как потом признавался Пол Уайтмен, его главной задачей было показать, что джаз способен выйти за рамки развлекательной музыки и стать серьезным, содержательным видом искусства наряду с симфонической музыкой. Первый шаг удался. Джаз в умах многих белых скептиков приобрел статус полуреспектабельного жанра».

В 1933 году после отмены «сухого закона» джаз постепенно начал выходить из подполья. «Борьба с джазом была проиграна по всем фронтам. Студенты и школьники старших классов ничего, кроме джаза, уже и слушать не хотели».

Но большинство дорогих танцевальных залов принадлежали людям старшего поколения, которые имели консервативные взгляды. Приглашая биг-бэнд, они ставили условие: никакого «хот-джаза», только приглаженные фокстроты, вальсы и танго.

 

21 августа 1935 года оркестр Бенни Гудмена выступил в Palomar Ballroom в Лос-Анджелесе. Несмотря на то, что владельцы зала запретили им играть «хот-джаз», Гудмен решился исполнить свинговую аранжировку Флетчера Хендерсона. Зрители восприняли ее с восторгом. «Скучавшая до этого момента студенческая молодежь буквально взревела. Хозяева боллрума поняли, что на такой музыке можно зарабатывать огромные деньги, и продлили контракт с Гудменом. Журналисты разнесли эту весть по всей Америке, и свинг стал прибыльным делом». Это выступление большинство историков джаза считает началом Эры свинга.

В 1938 году в святилище классической музыки, нью-йоркском Карнеги-холле, состоялся концерт биг-бэнда Бенни Гудмена, на котором он впервые вывел на сцену вместе с белыми музыкантами чернокожих виртуозов-импровизаторов, что раньше считалось недопустимым. Концерт имел оглушительный успех.

«Свинг превращался из гадкого утенка в прекрасного лебедя, ломая расовые барьеры, проникая во все слои американского общества, постепенно становясь национальным достоянием этой страны».

Комментировать Всего 3 комментария

Америки не открою, если скажу, что рок. Хотя там столько подвидов, что определить, какой из них, довольно сложно. 

А если не касаться музыки, то кино. В первой половине XX веке кинематограф СССР был важной статьей в бюджете страны.

А какие именно киноленты , как вам кажется? И так ли уж кино влияло на умы, все-таки оно была идеологически навязанным, лживым с несуществующими идеальными людьми. Разве нет?  

Сначала героические ленты Сергея Эйзенштейна, позже работы Александрова. В сочетании с музыкой Дунаевского и текстами к ним Лебедева-Кумача, да плюс русская Грета Гарбо - Любовь Орлова - м-м-м... люди были по-настоящему счастливы этими фильмами.

Так кинематограф со своей стороны удерживал требуемый бэкграунд всеобщего ликования и, непременно радостного, труда. Кто-то, конечно, чувствовал ложь. Но это были, как сейчас модно говорить, "брызги" в сравнении с массами.

Искусство всегда имело воздействие на массы, оставалось подобрать его правильный вектор, а уж с этим справлялись... )

 

Новости наших партнеров