Урожай борьбы с курением
Сигарета перестала быть символом свободы, но и свобода стала другой
-
- Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
Германское ведомство по медицинскому просвещению отрапортовало, что за последнее десятилетие число курильщиков среди подростков ФРГ снизилось наполовину. Наконец-то антитабачные меры возымели действие; курить стало uncool — не круто.
Выводы чиновников основаны на последнем федеральном исследовании о распространении табака, алкоголя и наркотиков среди немецкой молодежи: если в 2001 году в возрастной группе от 12 до 17 лет курило 27,5% немцев, то на сегодня таковых 11,7%. Кроме того, 70,8% подростков заявили, что сигарет даже не пробовали (это на 30% больше показателей десятилетней давности).
«Курение среди молодежи вышло из моды, — безапелляционно заявила директор ведомства Элизабет Потт. — Оно на исторически низком уровне». Гордость чиновников трудно проглядеть: мы много, долго и дорого боролись с курением — и вот пришло время пожинать плоды. Ура.
«Курильщики были самыми крутыми на школьном дворе. Они прятались в туалете и с учащенным сердцебиением праздновали свой тайный бунт. Они целовали самых желанных девочек и были готовы с хладнокровной улыбкой заплатить свою цену: желтые зубы, запах изо рта и потерянную "одну десятую" в спринте», — не без грусти прокомментировала Süddeutsche Zeitung. Уходит, растворяется в небытии целый образный ряд: клевые мальчики, под сизый дымок рассуждающие «за жизнь» в стылых декорациях клозета; бойкие девочки, для которых сигарета — пропуск во взрослую жизнь.
«Это, вероятно, успех многолетних кампаний в школах, которые наконец-то сказываются, — осторожно признал в интервью телеканалу WDR Йоахим Алькснат, руководитель центра по предупреждению и лечению наркозависимости в Дюссельдорфе. — Но только в ближайшие годы станет ясно, насколько стабильно это более ответственное поведение…» Он отметил и то, что сигареты в последнее время сильно подорожали, и то, что курильщиков стало меньше среди родителей, и то, что прямой вред от сигарет не оспаривается уже никем… Так или иначе, сигарета из символа свободы превратилась всего лишь в сигарету не по велению чиновников.
В немецком публичном пространстве уже не осталось любителей сигарет, которым хочется подражать. Герой, собственно, только один: бывший канцлер ФРГ Гельмут Шмидт, для которого (как, например, и для участника проекта Стаса Жицкого) табачный дым стал частью образа: его колонка в Die Zeit называется «За сигаретой с Гельмутом Шмидтом», а после введения запрета на курение в общественных местах он, всем запретам вопреки, взял себе за правило появляться на ТВ только в облаке табачного дыма.
Но как ни строптив экс-канцлер, он вряд ли может служить идеальным примером бунтарям нового поколения уже в силу гигантской возрастной разницы: ему 93. А новые идолы демонстративно не курят. Немецкое кино, так же как и кино американское, курящих героев извело практически на корню. В любви к сигаретам не принято расписываться и среди поп-идолов.
Кумиры цифровой эпохи демонстрируют стати, скорее, «ботанические»: аутичный Цукерберг, по сути, приходится духовным братом тем, кого в прежние годы крутые парни с сигаретами макали головой в унитаз в школьном туалете. Собственно, и Facebook он придумал, чтобы его перестали «макать». Чтобы стать крутым.
Символом свободы сигарета быть перестала, но и сама свобода сделалась иной. Заметное снижение интереса к автомобилям среди молодежи отмечают немецкие автосалоны: иметь свою «тачку» уже не так круто, как еще 10-20 лет тому назад. Главное — возможность выбирать между автомобилем, который можно арендовать, велосипедом и общественным транспортом. При этом престиж путешествий (как можно дальше, как можно экзотичней) среди молодежи все время растет. «Сейчас модно считаться... космополитом, хорошо ориентирующимся в глобализированном мире», — отмечает берлинский маркетолог Кристиан Мельхерс из института Zweieinheit.
Во времена интернета, допускающего вездесущее «я», свобода стала все отчетливей стремиться к абсолюту. Кстати, не этим ли объясняется бум торговых сетей вроде H&M, предлагающих не столько модную одежду, сколько идею моды — дурно сшитую, но зато дешевую, которую не жаль выбросить по окончании сезона?
Круто быть свободным — от вещей, дурных привычек и даже обязательств. Немецкий институт будущего, попытавшийся выяснить приоритеты современной молодежи, сообщает, что 89% молодых немцев самой главной ценностью называют независимость, 88% превыше всего ценят собственные удовольствия. Примерно в той же степени важны здоровье и фитнес.
Любопытно замечание Райнера Томасиуса, руководителя германского центра по вопросам наркотической зависимости у детей. Признавая существование большой группы школьников, на которых действуют превентивные антитабачные программы, параллельно он указывает на рост интернет-аддикций. «Патологически зависимы», по его расчетам, до 5% немецких совершеннолетних. В прошлом году журнал PLOS Medicine опубликовал результаты сопоставления 148 исследований о влиянии социальных факторов на смертность. Ученые не исключают, что «одиночество в сети» наносит организму вред, сопоставимый с вредом от табака и алкоголя.
Зависимость — это вообще очень человеческая черта: не чай, так кофе, не кофе, так сигареты, не они, так какая-нибудь порномания или фейсбук-одержимость (рассказами о том, как одна тяга замещает другую, полны интернет-форумы бывших курильщиков). В болезненную страсть может переродиться, в общем-то, любое занятие, дарующее, говоря словами наркологов, «комплекс положительных ощущений и переживаний». Вот, совсем недавно Валерий Зеленский объявил о своей «заморозке» на Snob.ru, поскольку виртуальные дискуссии мешают ему заниматься другими делами.
Такова, наверное, оборотная сторона свободы. Стремясь к абсолюту, — неподконтрольная — она может легко превратиться в свою противоположность.
А попробуй-ка ее проконтролируй, если молод, если хочешь быть cool.

Интересно было бы посмотреть на график роста рекламных бюджетов в табачной промышленности за последние лет 50.
Эту реплику поддерживают: Наташа Вольпина