Хиджаб плюс мини
Уникальный российский путь в мире дресс-кодов
-
- Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
А вы слышали, что президент Медведев аж 27 сентября прошлого года подписал «Закон о правилах поведения в общественных местах», и вступает этот закон в силу 1 мая? И что по этому закону женщинам запрещается носить ботфорты в сочетании с чулками сеточкой, обтягивающие брюки или леггинсы без юбки положенной длины (не короче 40 см), шорты короче 35 см, обтягивающие топы, не закрывающие живот, и прозрачное нижнее белье? А тем более ходить без нижнего белья вовсе? А если будут они так поступать, то 12 тысяч рублей штрафа или даже лишение свободы на две недели?
Слышали — значит, уже знаете, что это утка. Разошлась она по десяткам сайтов и, если верить «Пульсу блогосферы» «Яндекса», была с 12 по 19 марта 435 раз упомянута в блогах (и это не считая Facebook). Первое упоминание, согласно тому же «Яндексу», — в ЖЖ-блоге teh_nomad 16 марта, а там уж и прочие подхватили. У Техномада указан источник — «Лепра». Ну, все ясно, оттуда у многих таких сенсаций растут ноги.
Но я, когда в первый раз увидел «новость» про официальный дресс-код, честно говоря, почти поверил. Идея-то не новая и живучая, потому что богоугодная. Наши толоконные лбы, недавно выпустившие пушкинскую сказку о работнике Балде в цензурированной версии Жуковского, в которой вместо попа купец, давно призывают к чему-то подобному. Самый яркий пропонент дресс-кода для русских женщин — протоиерей Всеволод Чаплин, автор идеи православных народных дружин и противник эволюционной теории Дарвина, возглавляющий в Московской патриархии отдел со звучной аббревиатурой ОВЦО (по взаимодействию церкви и общества, то есть — вот именно — пастыря и овечек). «Женщина, условно одетая или раскрашенная, как клоун, женщина, которая таким образом рассчитывает на знакомства на улице, в метро или баре, не только рискует нарваться на пьяного идиота, но уж точно не найдет себе в спутники жизни мужчину, имеющего хотя бы зачатки разума и самоуважения, — писал протоиерей год назад. — Хорошо бы и общероссийский дресс-код придумать (на стрип-бары и публичные дома, так уж и быть, можно его не распространять)».
Почему-то именно, выражаясь словами Псоя Короленко, «святой религии столпы — муллы, раввины и попы» горазды указывать людям, как одеваться. В самой счастливой на земле стране — Бутане, где главный официальный экономический индикатор — валовое национальное счастье (GNH), — действует свод правил под названием дриглам намжа, придуманный в XVII веке основателем страны, монахом Шабдрунгом Нгавангом Намгьялом. В 1989 году в Бутане приняли специальный закон, по которому правила дриглам намжа обязательны для соблюдения. Среди них и дресс-код, по которому бутанский мужчина в общественном месте должен носить национальный халат гхо, подпоясанный кушаком-керой, а женщины — традиционное, похожее на сари платье-киру. В храме, любом госучреждении, в школе нельзя появляться в другой одежде. Иначе просто не пустят. Правда, в интернете можно найти фотографии бутанских официальных лиц в европейских костюмах — традиционная одежда все-таки выглядит диковато на разного рода многонациональных сборищах, — но дриглам намжа остается незыблемым, есть даже специальный департамент в министерстве культуры, который постоянно уточняет и комментирует древние правила, а заодно готовится ввести их преподавание в школах.
Многие мусульманские страны заворачивают своих женщин в бесформенные мешки, чтобы об их привлекательности знал только хозяин или, за неимением оного, никто. В Саудовской Аравии женщина преступает закон, демонстрируя даже маленький кусочек голой кожи, а мужчина — переодеваясь в женское платье. В Судане женщину ждет порка за ношение брюк. Иранское правительство при участии президента Ахмадинежада в прошлом году устроило конкурс среди дизайнеров на лучшую исламскую одежду: законы требуют носить чадор или по крайней мере закрывать голову платком, но 70% населения Ирана — это люди в возрасте до 35, и их не так-то просто заставить с этим мириться.
Если северокорейский культ вождей — тоже своего рода религия, можно считать тамошний «модный кодекс» — никаких брюк для женщин, волосы не длиннее пяти сантиметров для мужчин моложе 50 — родственником мусульманского.
Почему веришь, когда наша страна вписывается в этот ряд? Да потому что население для здешней власти — этакое овцо, с которым можно обращаться в том числе и вот так. И потому что толоконнолобый отец Всеволод имеет возможность официально высказываться от лица самой многочисленной в стране религиозной организации, тогда как место ему с его дремучими взглядами в Саудовской Аравии или Северной Корее.
С другой стороны, крайности имеют тенденцию смыкаться — левый экстремист хорошо понимает правого, а просвещенные страны в последнее время диктуют гражданам внешний вид не хуже восточных деспотий. В сущности, французский штраф в 150 евро за ношение хиджаба или холодное отношение британских властей к нательным крестикам — из той же оперы, что бутанские или суданские правила. Мотивация вроде бы противоположная: мол, незачем так наглядно демонстрировать свою принадлежность к какой-то вере в стране, где граждане вольны верить во что угодно или не верить вовсе ни во что. Но если в результате человек не может выглядеть в общественном месте так, как хочет, какое значение имеют мотивы и резоны?
Так что если Россия станет через какое-то время по-европейски просвещенной — и тогда вполне возможен в ней законодательно установленный дресс-код!
К счастью, никакого закона о поведении в общественных местах все-таки нет. И у нас остается шанс на уникальный, хоть и извилистый путь между религиозным фундаментализмом и нелепой политкорректностью. Хиджаб, короткая юбка и сетчатые чулки? Почему бы и нет: рашн стайл.

ну вот.. а я уже собиралась сесть на 2 недели за свободу самовыражения)))
Эту реплику поддерживают: