Леонид Бершидский /

Хиджаб плюс мини

Уникальный российский путь в мире дресс-кодов

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
+T -
Поделиться:

А вы слышали, что президент Медведев аж 27 сентября прошлого года подписал «Закон о правилах поведения в общественных местах», и вступает этот закон в силу 1 мая? И что по этому закону женщинам запрещается носить ботфорты в сочетании с чулками сеточкой, обтягивающие брюки или леггинсы без юбки положенной длины (не короче 40 см), шорты короче 35 см, обтягивающие топы, не закрывающие живот, и прозрачное нижнее белье? А тем более ходить без нижнего белья вовсе? А если будут они так поступать, то 12 тысяч рублей штрафа или даже лишение свободы на две недели?

Слышали — значит, уже знаете, что это утка. Разошлась она по десяткам сайтов и, если верить «Пульсу блогосферы» «Яндекса», была с 12 по 19 марта 435 раз упомянута в блогах (и это не считая Facebook). Первое упоминание, согласно тому же «Яндексу», — в ЖЖ-блоге teh_nomad 16 марта, а там уж и прочие подхватили. У Техномада указан источник — «Лепра». Ну, все ясно, оттуда у многих таких сенсаций растут ноги.

Но я, когда в первый раз увидел «новость» про официальный дресс-код, честно говоря, почти поверил. Идея-то не новая и живучая, потому что богоугодная. Наши толоконные лбы, недавно выпустившие пушкинскую сказку о работнике Балде в цензурированной версии Жуковского, в которой вместо попа купец, давно призывают к чему-то подобному. Самый яркий пропонент дресс-кода для русских женщин — протоиерей Всеволод Чаплин, автор идеи православных народных дружин и противник эволюционной теории Дарвина, возглавляющий в Московской патриархии отдел со звучной аббревиатурой ОВЦО (по взаимодействию церкви и общества, то есть — вот именно — пастыря и овечек). «Женщина, условно одетая или раскрашенная, как клоун, женщина, которая таким образом рассчитывает на знакомства на улице, в метро или баре, не только рискует нарваться на пьяного идиота, но уж точно не найдет себе в спутники жизни мужчину, имеющего хотя бы зачатки разума и самоуважения, — писал протоиерей год назад. — Хорошо бы и общероссийский дресс-код придумать (на стрип-бары и публичные дома, так уж и быть, можно его не распространять)».

Почему-то именно, выражаясь словами Псоя Короленко, «святой религии столпы — муллы, раввины и попы» горазды указывать людям, как одеваться. В самой счастливой на земле стране — Бутане, где главный официальный экономический индикатор — валовое национальное счастье (GNH), — действует свод правил под названием дриглам намжа, придуманный в XVII веке основателем страны, монахом Шабдрунгом Нгавангом Намгьялом. В 1989 году в Бутане приняли специальный закон, по которому правила дриглам намжа обязательны для соблюдения. Среди них и дресс-код, по которому бутанский мужчина в общественном месте должен носить национальный халат гхо, подпоясанный кушаком-керой, а женщины — традиционное, похожее на сари платье-киру. В храме, любом госучреждении, в школе нельзя появляться в другой одежде. Иначе просто не пустят. Правда, в интернете можно найти фотографии бутанских официальных лиц в европейских костюмах — традиционная одежда все-таки выглядит диковато на разного рода многонациональных сборищах, — но дриглам намжа остается незыблемым, есть даже специальный департамент в министерстве культуры, который постоянно уточняет и комментирует древние правила, а заодно готовится ввести их преподавание в школах.

Многие мусульманские страны заворачивают своих женщин в бесформенные мешки, чтобы об их привлекательности знал только хозяин или, за неимением оного, никто. В Саудовской Аравии женщина преступает закон, демонстрируя даже маленький кусочек голой кожи, а мужчина — переодеваясь в женское платье. В Судане женщину ждет порка за ношение брюк. Иранское правительство при участии президента Ахмадинежада в прошлом году устроило конкурс среди дизайнеров на лучшую исламскую одежду: законы требуют носить чадор или по крайней мере закрывать голову платком, но 70% населения Ирана — это люди в возрасте до 35, и их не так-то просто заставить с этим мириться.

Если северокорейский культ вождей — тоже своего рода религия, можно считать тамошний «модный кодекс» — никаких брюк для женщин, волосы не длиннее пяти сантиметров для мужчин моложе 50 — родственником мусульманского.

Почему веришь, когда наша страна вписывается в этот ряд? Да потому что население для здешней власти — этакое овцо, с которым можно обращаться в том числе и вот так. И потому что толоконнолобый отец Всеволод имеет возможность официально высказываться от лица самой многочисленной в стране религиозной организации, тогда как место ему с его дремучими взглядами в Саудовской Аравии или Северной Корее.

С другой стороны, крайности имеют тенденцию смыкаться — левый экстремист хорошо понимает правого, а просвещенные страны в последнее время диктуют гражданам внешний вид не хуже восточных деспотий. В сущности, французский штраф в 150 евро за ношение хиджаба или холодное отношение британских властей к нательным крестикам — из той же оперы, что бутанские или суданские правила. Мотивация вроде бы противоположная: мол, незачем так наглядно демонстрировать свою принадлежность к какой-то вере в стране, где граждане вольны верить во что угодно или не верить вовсе ни во что. Но если в результате человек не может выглядеть в общественном месте так, как хочет, какое значение имеют мотивы и резоны?

Так что если Россия станет через какое-то время по-европейски просвещенной — и тогда вполне возможен в ней законодательно установленный дресс-код!

К счастью, никакого закона о поведении в общественных местах все-таки нет. И у нас остается шанс на уникальный, хоть и извилистый путь между религиозным фундаментализмом и нелепой политкорректностью. Хиджаб, короткая юбка и сетчатые чулки? Почему бы и нет: рашн стайл.

Комментировать Всего 45 комментариев

ну вот.. а я уже собиралась сесть на 2 недели за свободу самовыражения)))

Беда не в дресс-коде, а в способах его навязывания тем, кому он чужд. В этом смысле Франция, с её запретами на ношение религиозной символики и чадора мало отличается в моих глазах от Ирана. И наоборот, в Лондоне, где можно носить что угодно и, подозреваю, вообще ничего не носить, чадор воспринимается мной, как еще один из фрагментов местной мозаики, столь же приятный, сколь и необязательный, как все остальные.

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

Сергей, любопытства ради.  Если бы я у вас под окнами установила юрту, справляла вокруг неё нужду и резала баранов на глазах у изумлённой публики, вы бы восприняли меня как приятный фактор местной мозаики или таки попросили бы следовать общепринятым в данной местности культурным нормам?  

Эту реплику поддерживают: Сергей Громак

вы бы восприняли меня как приятный фактор местной мозаики

Вас - безусловно!

Впрочем и в отношении остальных, менее обаятельных персонажей, единственным моментом, подлежащим непременному урегулированию стало бы "справление нужд вокруг юрты". Но не думаю, что такое действие со стороны "друга степей" вызвало бы у меня большее возмущение, чем аналогичное - со стороны славяно-арийских участников "пивного фестиваля".

Юрта рядом с домом - это было бы замечательно. А баранами пусть занимаются "зеленые". Я баранов ем!

:)  Завтра же навьючиваю любимого верблюда.  Где я ещё таких добрых соседей найду?!?!   Через пару лет ждите.

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

Ждем! И кота с собой берите! Но предупреждаю, я отвечал за себя и, пожалуй, за свою жену. За каждого невротика из нашего большого двора я не подпишусь. Есть масса народа, бестрепетно справляющего свои нужды в темных проездных арках, но искренне считающих это эксклюзивной привилегией представителей Великого Русского Народа.

Эту реплику поддерживают: Таня Ратклифф

И кота с собой берите!

А вы их не едите?  :).  А то Вы тут недавно рассказывали про швейцарские маршруты, а там в Аппенцеле всякое бывает. 

А так мне не жалко.  Могу даже двух прихватить.

А вы их не едите?

I haven't eaten a cat since I left Melmac, huh!!!

Заинтриговали!

Melmac is:

A brand name of dinnerware molded from melamine resin, made by American Cyanamid, most popular in the 1940's and 1950's [1].Melmac (planet), the fictional planet and homeworld to the alien life form in the eponymously-titled sitcom ALFA Staten Island, NY based ska band from the late 1990s.SKV Melmac, a university korfball club from Tilburg, Netherlands, re-established in 2005An acronym for the Maine Educational Loan Marketing Corporation

п.с. надеюсь, было ясно, что я пошутила :). 

Precisely! But I really haven't eaten any cat since I left Melmac!

Таня Ратклифф Комментарий удален автором

Сергей, 

Я тоже ем баранину и, даже, очень хорошо умею из нее делать шашлык, но я против того, чтобы под окнами моего дома резали  баранов, коров, свиней или кур. Не считаю правильным и нужным любое убийство, даже чем-то и как-то оправданное, делать публичным зрелищем. Точно также не считаю оправданным публичное справление нужды под моими окнами, кроме очень маленьких детей.

При этом, я допускаю, что есть страны, культуры, где это допустимо или где это считается нормой, но я там не живу. 

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин, Сергей Громак

Степан,

Не знаю, как там у Tania Ratcliff в Калифорнии, а в России ужасы Ураза-Байрама склонны сильно преувеличивать. Привычка после обильного возлияния попрыскать на ближайшую стеночку не является характерным признаком именно российского (постсоветского) мусульманина. Я знаю места и ситуации, в которых любой гость нашего города может с легкостью наблюдать тот же номер в исполнении славянских актеров.

Теперь о баранах. Вообще, их прячут за загородку. То, что иногда кому-то удается процесс заснять связан не с дикой разнузданностью  таджиков и кабардинцев, а с тем, что снимавший живет высоко и у его камеры оптический зум. Кроме того, осмелюсь напомнить, что баранов в жертву приносят и миллионы христиан.

Сергей

Если ты прочтешь мой пост буквально то увидишь что я ничего не писал про таджиков, мусульман, славян или буддистов или их праздники

Я возразил твоему аргументу про "я ем баранов" и написал, что я тоже их км, но не считаю это поводом наблюдать "резание"

Точно также меня не интересует религиозная принадлежность писающего в под'езде

Мой пост не против мусульман или славян

Он против режущих и писающих

На айфоне

Ты тоже будь ко мне великодушен! Мой бедный мозг погружен в российские реалии и российский контекст событий.

И потом, я ханжа и ригорист в глубине души. Мне кажется, что если убийство совершается тайно, это еще не является моральным оправданием для выгодоприобретателей от этого убийства. ;-)

Сергей, позвольте с Вами и согласиться и одновременно поспорить. 

Современное законодательство многих стран обязывает баранов резать "небольно", предварительно оглушив их электрошоком.  Религиозные обычаи мусульман (и не только) требуют убивать барана в полном сознании, и в некоторых случаях бедное животное мучается минут 15. 

Что на мой взгляд ужасное варварство, которое никакими догматами и пользами оправдать нельзя.  Как, впрочем, и индустриальные способы скотоводства.

Любое убийство высокоорганизованного существа - довольно жуткая вещь. Поэтому я, несмотря на профессиональный цинизм, уже много лет не приобретаю меховых изделий. Просто потому, что современные синтетические материалы греют гораздо лучше, а убивать животных ради эстетичности одежды кажется мне перебором. Мясо я, впрочем, ем, хотя и с вниманием слежу за прогрессом в клонировании мышечной ткани. И я неоднократно присутствовал при ритуальном забое скота. У меня сложилось впечатление, что процесс убийства животного у мусульман, христиан и иудеев занимает буквально несколько секунд, но никак не минут. Не думаю, что в этом отношении есть сколь либо существенное отличие от фабрик-боен.

Поэтому я готов (довольно пассивно, впрочем) поддержать протест против забоя животных на мясо в принципе, но нападки в этой связи на конфессии - чистое мракобесие в моих глазах.

Возможно, это мое мнение связано с тем. что некоторые люди считают возможным призывать меня персонально к ответственности за "многовековую дикую жестокость шхиты", а я не будучи шойхетом, машгиахом или вообще евреем от этого прихожу в крайнее раздражение. ;-)

Причем здесь кофессии? Речь не идет о том, чтобы запретить мусульманам совершать ритуальные убийства животных, а лишь о том, чтобы это не делалось публично в местах массового скопления немусульман. 

С этим трудно спорить, Сергей, но мой point был в другом: если убийство оправдано и необходимо, то это не является моральным оправданием совершения его публично. 

О чем в точности мы говорим? Я видел ролики забоя баранов, снятые из под полы. Но это снималось не в "местах массового скопления немусульман", а в глухих закутках Сенного рынка или Апраксина двора, куда снимавшие заходили под видом участников мероприятия. Еще я видел ролик забоя бараов в Москве, снятый зумом  с верхнего этажа многоэтажки, при том, что сам забой проводился в огороженном глухим забором пространстве.

Как в том анекдоте про бесстыжую соседку, которую видно только через отдушину в ванной комнате, если встать на раковину.

Покажут мне ролик в котором московские или питерские мусульмане демонстративно режут баранов на улице - признаю свою неправоту. Пока не видел такого.

Моя вина! Я никаких роликов не видел. Я увидел твой комментарий про то, что  ты ешь баранину и наскоро (самолет уже выруливал на взлет) ответил с айфона. Так что - извиняйте!

А про какие ролики ты говоишь? В этой ветке?

Я ем только то, что я готов сам убить. В тот день, когда я пойму, что не могу посмотреть в глаза барану, мясо которого я буду есть, я стану вегетарианцем. :-)

И с этим я согласен. Посмотри в глаза и убей. Но зачем это делать публично? При соседях, их детях. Есть много естественных вещей, которые мы не делаем публично. 

Нарочито демонстрировать жертвоприношение иноверцам конечно не стоит. Но в остальном происходящее кажется моему довольно "ветхозаветному " мозгу вполне понятным. Все зрители жертвоприношения вляются соучастниками. Это и ОНИ совершают жертвоприношение. Берут эту кровь на себя.

Так о том и речь! Я (и не я один) не хочу быть невольным соучастником жертвоприношения и брать эту кровь на себя! Я не люблю жертвоприношения.

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

Вот и аятолла Хомейни тоже...

Вот и аятолла Хомейни в своём сборнике фетв, называемом "Голубая книга", пишет, что мужчина, имевший сексуальные сношения с овцой, не должен её есть: это было бы грехом.

Если подумать, то и в самом деле гуманное правило.

Я один раз случайно по телевизору нарвалась на передачу про то, как это происходит, весь вечер слёзы лила, потом два года мяса не ела.  Сейчас ем, но мало и в основном морепроукты и птицу.  Трудно вегетарианствовать в одиночку, особенно когда муж - мясоед.  Помню весело было пиццу заказывать - половина "all meat", половина "all veggies".

Но я ему всё-равно куда могу соевый фарш подсыпаю ;).  Терпит :).

На самом деле, когда я всем этим увлекалась поняла, что здоровью от этого пользы целый вагон - понижается риск рака, сердечно-сосудистых заболеваний, излишнего веса.  И энергии прибавляется.  .... но всё-равно сложно.  

Я к вегетарианству отношусь тепло и, если оказываюсь в вегетарианской компании, легко перехожу на растительный рацион, потому что сою и чечевицу люблю.

Надо давать своему мозгу глотнуть свежего воздуха :) Кроме того - разве Tania Ratcliff в России?

Физически жила только в Казахстане, Швейцарии (немножко) и Калифорнии.  Но мысленно всегда с Россией :).

Кстати нет-нет подумываю переписать имя и фамилию кириллицей, но боюсь журнал доходить не будет.  У Вас таких проблем не бывает? 

Я уверен, что адрес доставки журнала никак не связан с тем, каким шрифтом написано имя и профайл. Но зачем менять имя? Всем понятно, что Вас зовут Таня.

Сергей, я согласен находиться в обществе людей с закрытым лицом только в операционной. Я не хочу чтобы моих детей учили люди с закрытым лицом, я не хочу быть обслуживаемым в магазине или ресторане человеком с закрытым лицом и т. п. И если большинство моих соотечественников разделяет мой иррациональный   сантимент, в нашем праве делегировать моему правительству власть убрать людей с закрытым лицом отовсюду, где я мог бы их встретить. 

Эту реплику поддерживают: Александр Звонкин, Таня Ратклифф

Иосиф, ты безусловно прав! Я всегда выступаю за то, чтобы общественные нормы отражали не политкорректный идеал, а реальные психоэмоциональные запросы живых людей и реальную культурную и политическую ситуацию. Тем более важно, мне кажется, чтобы я вставил несколько слов, направленных на смягчение взаимного восприятия разных общин.  Я не претендую на какую-то особую "правоту".

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин

Ну вот, только я собрался с тобой поспорить, как оказалось, что мы опять думаем одинаково. Ну что за напасть такая ...

Иосиф, нет проблем! Прими православие, вступи в партию "Единая Россия" и путинский "Нардный фронт" и наслаждайся ежедневными бескомпромиссными спорами со мной! It's easy!

Леонид, прочитал и тоже захотел закон сочинить. Из двух пунктов.

1. Будь добр, выглядь так, как ты есть.

2. Неужели это так уж и важно?

(Хотел еще и третий пункт дописать, но это бы выглядело бы как-то уж очень вызывающе :)

Эту реплику поддерживают: Анна Вашутина

Свобода выражения - это прекрасно.  Но в некоторых ситауциях дресс-код не помешает.  У нас на работе есть ресурс для командировочных по культурным нормам.  Про Россию написано - в целом в офисах принято одеваться консервативно, хотя вы удивитесь провокативным нарядам некоторых женщин. 

Мне сразу вспомнилось, как в офисе одного нашего партнёра секретарь-переводчик (очень серьёзная, неглупая и замужняя девушка) каждый день встречала посетителей в платье из прозрачных чёрных кружев. 

Эту реплику поддерживают: Алла Троост, Lucy Williams

Я думаю, что, даже - не дресс-код, а скоре - дрес-гайд, то есть описание того, что здесь принято и не вызывает недоуменных взглядов, а далее - человек сам решает, хочет ли он вызывать недоуменные взгляды и хочет ли его начальник на этом основании его уволить или поднять ему зарплату. 

Эту реплику поддерживают: Таня Ратклифф

Наверно, быть секретаршей было вершиной ее амбиций.

Ой, секретарши - это больная тема. Я их постоянно заставляю переодеваться и перекрашиваться... Ну любят мужики нанимать красивых секретарш, при этом понятия о дресс-коде типа "чтобы радовала глаз" настолько разные...

В защиту Франции

Новый закон во Франции запрещает не только мусульманский чадор, но и любую одежду, полностью закрывающую лицо. Так что теперь, например, полицейский может задержать хулигана ещё до того, как тот подожжёт машину - по той лишь причине, что у него лицо закрыто клобуком.

Кроме того, прежняя свобода приводила иногда к довольно трудным казусам. Например, воспитательница в яслях не имеет права отдавать ребёнка неизвестно кому, иначе может сама в тюрьму загреметь. Поэтому, когда к ней приходит чёрный мешок, заявляющий, что он этому ребёнку приходится матерью, возникает тупиковая ситуация.

Нашёл иллюстрацию к заголовку "Хиджаб плюс мини".