Праздник жуликов и воров
Массовые протесты после выборов в Государственную думу обещают новую эпоху в истории России. Однако перед рассветом тьма обычно сгущается
-
- Фото: AFP/East News
О неизбежном конце построенной Владимиром Путиным государственной системы говорят уже несколько месяцев. Крайне авторитетный лондонский The Economist поместил на обложку своего вышедшего 2 марта номера фотографию сутулящегося премьера, снабдив ее заголовком The Beginning of the End of Putin («Начало конца Путина»).
Тем не менее Путин без особых проблем выиграл президентские выборы в первом туре. В начале мая он в третий раз принесет присягу и вступит в должность, которую оставил четыре года назад. Контуры его нового, шестилетнего срока уже начинают проступать.
Первые со времен распада СССР многотысячные уличные протесты, прошедшие в начале декабря, здорово напугали путинскую элиту. Настолько, что некоторые ее представители начали потихоньку дистанцироваться от национального лидера, открыто высказывать крамольные мысли и даже, по слухам, посылать жен на демонстрации «белых ленточек». Победа Путина 4 марта их несколько успокоила, но не до конца. Как заметил Дмитрий Быков, «все никак забыть не в силах, как уклались в декабре».
Митинги последних четырех месяцев преподали три важных урока тем, кто в той или иной степени находится у коррумпированного корыта власти. Во-первых, время у них ограничено. В стране накопилось недовольство, которое пока что готовы выразить лишь «креативные хомячки». Это наиболее успешная и процветающая часть общества, и свое недовольство она выражает мирно и весело. Ее протесты не представляют прямой угрозы режиму и не могут ударить по экономике страны. Большинство же обездоленных, бесправных и обворованных россиян, разбросанных по огромной нищей стране, пока еще не сказало своего слова. Однако вряд ли они довольны сложившейся ситуацией.
Во-вторых, реакция путинской верхушки на протесты показала, что она, по всей видимости, не готова ни подавлять протесты железной рукой, ни что-либо менять в существующей системе. Это и понятно: она состоит из зажравшихся мультимиллиардеров с серьезнейшими активами на Западе. Процветающая Россия им не нужна (зачем она им, если их собственное и династийное будущее лежит за пределами этой страны?), да и не могут они ее создать, поскольку сами являются одним из основных препятствий для ее процветания. А радикальные меры против несогласных чреваты ссорой с Западом и Лукашенко-style запретами на выезд.
Поэтому наиболее вероятная реакция режима будет сводиться к сдаче крайних: тех, кто проиграл в постоянно идущей подковерной борьбе кланов внутри путинской вертикали. Эти и будут объявлены коррупционерами и виновниками экономического загнивания России, им будут давать длительные тюремные сроки, их имущество будет разделено между победителями.
И, наконец, в-третьих. С подачи Алексея Навального партия «Единая Россия» — костяк путинского режима — была открыто объявлена «партией жуликов и воров». Избавиться от этой клички или опровергнуть ее режиму не удалось. Путин — лидер этой партии, его президентская кампания главным образом основывалась на обещании сохранить существующую систему. То, что он добился победы под лозунгом «все остается без изменений», означает, что жуликам и ворам таиться больше нечего. Воровать, наезжать, рейдерствовать, сажать конкурентов, брать взятки и получать откаты, а затем переправлять свои активы за границу теперь можно в открытую, не прикрываясь больше патриотизмом, православием, величием России и прочей мурой.
По результатам этих трех уроков следует ожидать обострения подковерной борьбы и совершенно беззастенчивого, наглого и даже по российским меркам умопомрачительного масштаба воровства, перед которым даже трюки фондов, тибрящих деньги с благотворительных акций в пользу больных детей с участием национальных лидеров и мировых знаменитостей, покажутся скромной карманной кражей.
Впрочем, все это уже началось. Знаковым жестом стал арест Анатолия Балло, зампреда Внешэкономбанка (председателем наблюдательного совета которого является некто Путин В. В.), произошедший аккурат 5 марта. Любопытен также факт невыплаты новых, повышенных зарплат военнослужащим с января этого года. Можно, конечно, принять официальное объяснение, что невыплата — результат технических нестыковок, и в данном случае это, возможно, и правда так. Однако зарплату задерживают и медикам во многих регионах страны, и тоже якобы по техническим причинам. Очень похоже, что таких «технических задержек» с зарплатами бюджетников будет возникать все больше.
Основная опасность для путинского режима и правда исходит от манифестаций последних месяцев, но опасность эта опосредованная. Иными словами, она заключается в том, что путинские чиновники, от самых высокопоставленных до последнего постового полицейского, вульгарнейшим образом зарвутся и заворуются.

ГМ? А мне показалось, что как раз Путин попытался дистанцироваться от ЕР, и его предвыборная кампания, напротив, исходила из того, что он - чуть-ли не "независимый" кандидат, и, "сохраняя всё по-прежнему", он при этом сменит кабинет министров, и обеспечит обновление ЕР...
А что до "креативных хомячков" и "обездоленного большинства", то, нмв, на лицо тенденция как раз указать "обездоленным", что это именно они, и только они - народ, а хомячки - они и есть хомячки: бегают за подачками по посольствам, кчкуются на площадях, цепляют на себя какие-то не то ленточки, не то контрацептивы... Балласт, в общем, какой-то. Лемминги...
И чтоб "обездоленное большинство" уяснило, что это не совсем так, нужно много и напряженно работать...
Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин, Наталья Старокожева