За честный ЕГЭ

Как можно повлиять на будущее страны? Один из вариантов: записаться общественным наблюдателем на госэкзаменах в школах

Иллюстрация: Сноб.Ру/Валентин Поздняков
Иллюстрация: Сноб.Ру/Валентин Поздняков
+T -
Поделиться:

Тема ЕГЭ давно уже перешла в разряд ничего не значащих разговоров о погоде: в этом вопросе вы наверняка придете к согласию с любым собеседником. Госэкзамен ругают учителя и ученики, профессора МГУ и таксисты, коммунисты и члены «Единой России» и даже футбольные фанаты на встрече с Владимиром Путиным говорят именно о вреде ЕГЭ (и сразу после этого жалуются, что на стадионах запрещено продавать пиво). Да премьер тоже вдруг начал критиковать экзамен — как будто последние 10 лет у него в правительстве не было никакого министра образования. Претензии одни и те же: «тестовая система делает из детей дебилов», «они все ответы списывают из интернета», а кто-то обязательно добавляет: «эти, с Кавказа, покупают себе 100 баллов и потом поступают в лучшие московские вузы» — и все скорбно кивают.

На самом деле ЕГЭ давно не ограничивается тестами, а «аномально высокие результаты», как политкорректно выражаются чиновники, показывают не только Дагестан с Адыгеей, но и Воронежская с Ростовской области. Но это никого не интересует — как и в случае с погодой, подразумевается, что исправить ничего нельзя, надо просто терпеть.

На сайте столичного департамента образования несколько дней висел большой баннер — «Стань общественным наблюдателем на ЕГЭ в 2012 году!». «Институт общественных наблюдателей должен способствовать объективности оценки знаний обучающихся и процедуры проведения экзамена» — эта неуклюжая чиновничья формулировка, на самом деле, дает нам всем новую цель. Нам ведь так понравилось наблюдать за выборами, следить за вбросами, ловить карусели, подсчитывать бюллетени — хотя в итогах голосования никто и не сомневался. При этом выпускные экзамены гораздо важнее для будущего страны, чем выборы. Попадет в Госдуму депутат от КПРФ или представитель «Справедливой России», — через месяц все они будут стоять в приемной Володина, раскланиваясь с коллегами из «Едра». А вот от того, кто поступит на первый курс Сеченовки или Пироговки, через несколько лет будет в буквальном смысле зависеть ваша жизнь.

Наверное, именно такими «малыми делами» и должно теперь заниматься гражданское общество, раз уж оно не решилось на революцию. Пусть Юрий Сапрыкин пишет колонки о том, как важно, чтобы «Россия шансона» имела одинаковые шансы на образование с «Россией айфона». Пусть КПРФ и «Справедливая Россия» отправляют своих сторонников в школы, раз уж обе партии обещают добиваться отмены ЕГЭ. Ну а Алексей Навальный может агитировать читателей своего блога поехать наблюдателями в Майкоп или Нальчик — в рамках борьбы с той же кавказской коррупцией.

Тем более что наблюдать за сдачей ЕГЭ гораздо легче, чем за голосованием — Центризбиркому следовало бы поучиться у Рособрнадзора. Единственная причина, по которой могут отказать — если кто-то из твоих родственников тоже сдает экзамен, других серьезных ограничений нет. Обучаться недолго, все права и обязанности наблюдателя умещаются на паре страниц. Подать заявление можно через интернет, крайний срок — за две недели до экзаменов. В назначенное время ты заходишь в комнату, набитую школьниками, сдаешь мобильник — и наблюдаешь. Делаешь все, чтобы выборы… тьфу, экзамены, прошли честно. Чтобы учителя не подсказывали, чтобы дети не скачивали ответы из интернета, чтобы за партами сидели школьники, а не подрабатывающие студенты. Только тогда лучшие получат достойную оценку, а бездельники останутся за бортом.

В прошлом году в Москве был интересный случай: вместо нескольких учеников экзамен пришли сдавать студенты-первокурсники. Аферу в итоге раскрыли полицейские — одноклассники возмущаться не стали, хотя именно они были жертвами. «Почему вы ничего не сказали, вы же видели, что это какие-то левые люди?» — выпытывал я у них. Ребята пожимали плечами; один нехотя ответил: «Я и сам списывал на уроках».

Вчера я специально позвонил в департамент образования и поинтересовался, много ли наблюдателей записалось. Оказалось, что почти никого. Ничего удивительного в этом нет — я и сам не пойду наблюдателем на сдачу ЕГЭ. Потому что свой школьный экзамен по математике я списал. Вчистую.

Кроме меня списывал практически весь наш гуманитарный класс — большинство еще в 9 классе откровенно забили на физику с химией, сосредоточившись на литературе и двух иностранных языках. Химичка все понимала и на уроках рассказывала нам о своих комнатных цветах; физичка злилась и влепляла двойки направо и налево, но нам было все равно. Единственной проблемой оставались «Алгебра и начала анализа» — обязательный экзамен, без которого нельзя было получить аттестат. К концу школы мы окончательно перестали понимать все эти графики и функции — некоторые даже стали вместо них ходить на английский с другим классом.

Перед экзаменом я бисерным почерком законспектировал ответы на все варианты заданий. Бумажки рассовал по карманам пиджака, а книгу-решебник спрятал в туалете — на всякий случай, для одноклассников. Через полчаса после начала экзамена в класс зашла учительница: покраснев, она объявила, что тому, кто оставил решебник в туалете, должно быть стыдно. Чуть позже я отпросился из класса, чтобы достать из карманов нужные ответы. Решебник лежал на месте; стыдно не было.

Мне стыдно сейчас. Когда патриарх в послании к Болотной простодушно оправдывает власть тем, что кто-то из протестующих обманывает жену или уклоняется от налогов, это вызывает лишь смех (хотя тут есть о чем задуматься). Мне не жаль директора школы, если его поймают на вбросе бюллетеней и отправят в тюрьму. Но отнимать у ребенка шпаргалку, из-за которой его выгонят с экзамена по не нужной ему математике — лично у меня нет на это права. Пусть даже потом придется лечь под нож хирурга с купленным дипломом.

Впрочем, существует и другой путь. В России есть такой регион, где ЕГЭ сдается максимально честно — в частных беседах это горячо доказывают даже те чиновники Минобрнауки, которые, вздыхая, признают коррумпированность своих подчиненных. В этом регионе вообще нет стобалльников и редко встречаются средние оценки. Те, кому позарез нужно купить хороший результат, уже в десятом классе переезжают в соседнюю область и договариваются там. Такая щепетильность объясняется очень просто: глава региона обещал лично разобраться с каждым нарушителем — от чиновника-взяточника до ученика с мобильником. А оправдываться перед Рамзаном Кадыровым не хочет никто. Интересно, списывал ли он в школе.

Автор — корреспондент газеты «Коммерсантъ»

Комментировать Всего 22 комментария
Но отнимать у ребенка шпаргалку, из-за которой его выгонят с экзамена по не нужной ему математике

Не понимаю, и никогда наверно не пойму, как тот или иной предмет может быть ненужным. А тем более математика, царица наук!

Непонятно, что хотел сказать автор: то ли призывает идти в наблюдатели в школы, то ли оправдывает школьников, которые списывают, так как аналогично делал сам.Я и сам списывал, но чрезвычайно мало и в совсем безвыходной ситуации, когда знал, что тему не знаю. Тем не менее все старшие классы недоумевал, почему мы вместо того, чтобы учиться как и раньше, все занятия посвещаем подготовке к ЕГЭ. То есть просто решаем  тесты из прошлых годов. Такая глупость, боже.

Увы, у нас в 11-ом классе была вполне четкая градация предметов. Были уроки, которые укладываются в выбранное тобой направление, отвечают твоим природным склонностям, да просто нужны для поступления в вуз. И все остальные -- типа математики и химии. Начальные знания по этим предметам нам могли быть интересны, но полноценное изучение казалось абсолютно ненужным. Можно сколько угодно рассуждать о том, что "математика - царица наук", но когда тебе нужно писать 5 серьезных сочинений по литературе каждую учебную неделю, да еще и готовить топики на английском и французском, ценность умения брать интегралы как-то теряется. Плюс ко всему, нам никто никогда не объяснял, как умение строить график функции сможет нам пригодиться в жизни. Оно и не пригодилось, кстати. А если бы было нужно -- я бы изучил его за пару недель по тем же школьным учебникам.

И это разделение было во всех классах -- ребята-физматовцы так же выли от усиленной истории, как мы от продвинутой физики.

Автор предлагает читателям решить для себя, хотят ли они быть такими наблюдателями и почему.

Тема натаскивания на ЕГЭ - совсем другая проблема. Навскидку, одна из причин: результат ЕГЭ учеников используется в том числе и для оценки работы школы. Поэтому школа, чтобы перестраховаться, вместо полноценного образования занимается "подготовкой к экзаменам". Конечно, есть и другие причины. Но вообще от родителей и детей в школах тоже очень многое зависит - они вполне могут добиться корректировки программы. Другой вопрос, почему они этого не делают. Может быть, им самим нужно "натаскивание" для хорошей оценки ЕГЭ?..

Эту реплику поддерживают: Екатерина Демина

"но полноценное изучение казалось абсолютно ненужным."

Цель обучения не только и не столько в том, чтобы дать знания (они есть в википедии), а в том, чтобы развить мозг, интеллект, умение думать и решать проблемы. Лучше всего мозг развивается на решении тех проблем, которые даются труднее всего. Академик Гельфанд как-то сказал, что 99% современной математики не имеет никакого практического применения и нужно лишь для того, чтобы бы поддерживать свой мозг в тренированном состоянии и когда возникнет реальная проблема - решить ее. 

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Илья Нилов

Естественно. Осталось только поменять систему преподавания математики, чтобы дети воспринимали ее как средство развития ума, а не как нудную бессмыслицу ради строчки в аттестате.

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Илья Нилов

Не знаю, Алексадр.  Жизнь - штука непредсказуемая.  В школе я как и вы определила себя в гуманитарии и пока жила в Казахстане моим основным профессиональным "коньком" были языки, которых я знала три.  

А вот в Америке всё это оказалось бесполезно и выручила та самая школьная математика.  И что бы я без нее делала здесь, ума не приложу.  Не говоря о том, что мои представления о том, чем я хочу заниматься менялись не раз. 

Мне кажется, лучше не ограничивать свои потенциальные возможности. 

позвольте ректору...

заметить о "ненужной математике". Тому, что мы принимаем в вузы и учим, не нужна не только математика, но и письмо. 

Я уже выше ответил по поводу "ненужной" математики, но здесь повторюсь -- нельзя объять необъятное. В 10-11 классе мы уже примерно понимали, что важнее для нашего будущего -- математика или история. И когда ты понимаешь, что идешь в гуманитарный вуз, ежедневные задачи по алгебре смотрятся как издевательство. Ты понимаешь, что они тебе не пригодятся, что все эти функции и графики никак не связаны с твоей реальной жизнью, что ты их учишь только ради одного экзамена.

Может быть нас плохо учили, но ребята из физ-мат класса были всем этим увлечены, а мы нет.

Я позволил себе просмотреть Ваш профайл и увидел там строчку "Все важное и полезное изучал сам и во взрослом возрасте". Уверяю Вас, если мне сейчас понадобится умение работать с дискриминантом, я сяду за учебники и через неделю все выучу. Но в 10-11 классе конкретно мне гораздо полезнее было бы вместо продвинутой алгебры получить дополнительные часы английского или того же русского.

По поводу письма - кто бы спорил, определенная деградация здесь прослеживается. Но другой вопрос, насколько в этом виновата школа -- можно порассуждать и о том, что привычка общаться в интернете и конкретно соцсетях вырабатывает в человеке определенную терпимость к мелким ошибкам при быстром наборе..

Ну, в наше время, возможно, всё было немного иначе... Вовсе не было интернета, телевидения, в сравнении с тем, что есть сейчас, тоже, можно сказать, не было... Да, даже чтоб прочесть какую-нить "Графиню Монсоро" - нужно было сначала собрать 20 килограммов макулатуры...

Так что, оставалось учиться...

Хотя, мы все, кто серьёзно готовился к экзаменам, непременно писали шпаргалки. Лично мне пользоваться приходилось ими редко, да и то, возможно, уже после школы... Но написание "шпор" - это как раз, нмв, весьма эффективная подготовка, если пишешь сам, прорабатывая для этого весь материал...

А вот дочь говорит, что у них в Кингсе от шпаргалок нету толку: так как списывать - бесполезно...

Немного не понял похвалы Р. Кадырову. Как-то он не впечатляет меня своей кристалльной честностью... Если же он требователен к ЕГЭ - что ж, это выдаёт в нём прагматика: за грамотных врачей и пр., возможно, ему когда-нибудь скажут спасибо...

Так уж вышло, что у меня есть хобби -- я собираю советские книги о подростках. И в них упоминается очень много веселых уличных игр, с помощью которых отрицательные герои соблазняют положительных пионеров прогулять уроки. Так что "забить на школу" можно было и без интернета с телевидением)

Мне всегда казалось некоторым лукавством позиция "я написал шапргалки, чтобы подготовиться, но пользоваться ими не буду". Хочешь готовиться - пиши конспекты на бумаге нормального размера. И, конечно, не бери их на экзамен.

Очень хотелось бы узнать подробнее от Вашей дочери, почему у них бесполезно списывать. Мне кажется, решение проблемы вполне можно перенести и на нашу почву. У нас обычно говорят -- даже если списал, то в вузе не удержишься. На деле все продолжают списывать и в вузе, прекрасно себя чувствуют.

Я, кстати, из вуза в итоге вылетел, но уже по другим причинам)

Похвалы Рамзану Кадырову у меня нет, скорее, наоборот -- без наблюдателей тоже можно получить честный ЕГЭ, но какой ценой..

Грамотных врачей из Чечни мы получим нескоро -- пока что у региона самые плохие показатели по ЕГЭ. Но образовательные чиновники рады, что есть честная стаистика -- с ней легче решать проблему.

Неа.  :)

Ну, разумеется, развлечений себе всегда можно найти, на худой конец - увлечься дегустацией портвейна...

Но по факту, отвлекать нас от школы "весёлыми уличными играми" было бы проблематично - так как из этих игр у нас были "ножички", "пристенок", "городки" и разные вариации "козаков-разбойников". 

Хотя, разумеетеся, в школу можно было просто не ходить...

Но я-то говорил о том, что на нынешних школьников, в отличие от нас, давит целая индустрия развлечений, сравнивать которую с несколькими играми и походами в кино раз в месяц, немного странно.

Ну, лукавством было бы - если б я сказал, что не списывал никогда - никогда, это низзя, и даже никогда не имел шпаргалок...

Нет, напротив: шпаргалки я писал всегда, и всегда носил их с собой. Разумеется, за тем, чтобы, в случае "внезапной потери памяти", воспользоваться ими... Но также и для пущей уверенности в своих силах. Это, знаете, как иметь легальное оружие: им можно ни разу не воспользоваться, но при этом долгие годы ощущать спокойствие от того, что подмышкой у тебя - не пустая кобура...

Дочь же рассказывает, что от них требуется - НЕ ПОМНИТЬ, а РАССУЖДАТЬ. Поэтому, хоть перепиши весь учебник - это тебе не поможет. (Правда, я в этом немного сомневаюсь, полагая, что и им шпоры могли пригодиться: например, им требуется подкреплять свои выкладки реальными примерами, и т.п. Нмв, это - как раз идеальный материал для шпор). Но - давайте задам ей Ваш вопрос, думаю, она ответит.

С Кадыровым я всё же не очень понял. Из Вашего я вынес, что в Чечне - ЕГЭ объективен, вследствие усилий Р.К.

Ну, "самые плохие" - это не обязательно самые плохие по стране, так как одно дело - плохие, но честные, и другое - отличные, но вральные...

Простите, я позволю себе встрять потому что немножко сдавала экзамены во французском ВУЗе и могу рассказать, почему бесполезно списывать. Потому что на большинстве экзаменов требуется написать эссе на заранее не известную тему, и ни с одной главой в учебнике эта тема не совпадает. То есть надо было именно что прочитать весь учебник и сделать из прочитанного письменные выводы. Списывать совершенно бессмысленно.

Единственный случай жульничества на французском экзамене, который я помню - это когда требовалось вспомнить книгу экономиста (любого) и написать ее резюме. Вот тогда были у нас мастера, которые выдумывали "известных русских экономистов Пупкиных" и писали красивые рецензии на никогда не существовавшие труды. Профессора не проверяли источники и ставили высокие оценки.

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Ну да, ровно то же, как я понимаю, и в Кингсе...

Вот, доча ответила:

ну перво-наперво, тут это чисто технически практически невозможно, так как очень жесткий контроль во время экзамена, с нашим не сравнить. у нас и с наушниками ходили, и с телефнами, и со шпаргалками, до что уж душой кривить, и прямо с учебниками, и тетрадками с лекциями ходили некоторые. не на все экзамены, конечно, и не все ученики, но при желании, многие способы списать были доступны.

в качестве примера, тут все вещи перед экзаменом сдаются в обязательном порядке в гардероб, с собой можно иметь только прозрачный файл в который можно положить канцелярсике принадлежности и студенческую карточку (студбилет). если во время экзамена у вас, скажем, падает ручка (преднамеренно или нет), ее, по правилам проведения экзамена, нельзя просто так поднять. за это вас сразу же выведут с экзамена, и вы получите гордый 0. чтобы получить упавшую ручку назад в собственное распоряжение, вам нужно поднять руку, к вам тут же подойдет один из смотрящих (которых, надо сказать, на экзамене присутствует целый полк, и, в отличие от нашей "комиссии", они не пьют чай с булочками, не читают увлеченно дарью донцову и т.д., а действительно добросовестно следят за порядком). надсмотрщик поднимет вашу ручку и отдаст вам =)

ну а во-вторых, дело в содержании экзамена. у нас на экзамены, как правило, выносится, грубо говоря, содержание учебника/пособия/методички лектора и т.д., причем примерный или точный пример вопросов доступен студентам в период подготовки. таким образом, все что от вас требуется - пересказать (если экзамен устный) или же письменно по памяти воспроизвести текст лекций/учебника/пособия/монографии. в лучшем случае - обьяснить и привести примеры. Здесь же на экзамен выносятся так называемые "problem or essay questions". на выбор вам представлено, скажем, 10 таких вот, "проблемных вопросов" или "тем эссе", из которых за три часа вам нужно ответить на 4. от вас не ждут изложение учебника, от вас ждут грамотно структурированную работу, с полноценным введением и заключением. в качестве тем выступают вопросы, на которые ответ не дан ни в одном учебнике, пособии, книжке или лекции. ответ ваш должен представлять собой рассуждение или решение какой-либо проблемы с использованием материала, который был изучен за весь курс, где должны быть представлены аргументы нескольких сторон, при этом ваше личное мнение никого не интересует - любой факт, аргумент, предположение, мнение должен быть подкреплен конкретным источником (в моем случае в этой роли выступают так же кейсы). Для написания каждой такой работы вам действительно нужно ЗНАТЬ материал, причем весь, на худей конец хотя бы большую его часть.

в такой ситуации списать мало того что невозможно чисто технически, так и просто элементарно неоткуда. даже если предположить, что вам удалось принести с собой шпаргалку с какими-то понятиями, определниями и прочим - этого будет элементарно недостаточно даже для пасса (самый низкий проходной балл на экзамене). ваш экзаменационный ответ - ваше личное творение, и, по сути, ни на один из этих вопросов, как правило, нет правильного или неправильного ответа: ваш балл зависит от того, насколько четко построен ваш "аргьюмент", насколько релевантны ваши источники и т.д. Но на природную эрудицию и смекалку или широкий кругозор положиться так же не удастся, вы ДОЛЖНЫ в своей работе, В ТОМ ЧИСЛЕ, показать фактическое знание материала, если, конечно, хотите получить высокий балл. и, кстати говоря, грамотно и красиво это сделать весьма непросто, принимая во внимание волнение и соотношение лимита времени и количества решаемых проблем. цель экзаменов здесь - не заставить вызубрить лекции, как это чаще всего происходит у нас (но, должна признать, счастливые исключения и у нас бывают), а научить студентов думать, используя знания, предоставленные им за время учебы учебным заведением, но в еще большей степени, полученные во время самостоятельно проведенной за год работы (что у нас, по сути, вообще отсутствует в культуре образования, как таковой).

ну и немаловажнен, конечно, вопрос плагиата. на плагиат проверяются абсолютно все работы на очень внушительной системе, которая делает использование несвоего текста невозможным. распознает плагиат, даже когда в оригинальный текст были внесены знаительные изменения. за плагиат внутресеместровых работ вам ставят 0, если повезет, разрешат переписать, но выше пасса уже не поставят. за экзамены, курсовые и дипломные работы - исключение. грозят еще, конечно, и по судам протащить, но сама на практике никого не знаю, кто бы с таким столкнулся. по их стандартам, я уверена, мою дипломную работу, за которую у нас я получила гордую 5, после первого же параграфа завернули бы =)

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

А так только в моем колледже были исключены с экзаменов 10 человек, так что они ждали до января следующего года пересдачу. Тоже, мальчик решил поднять ручку с пола в неудачный момент, но дело в том, что если он и во время обычного урока сильно распоясался, то по-быстрому был бы наказан. А как мне помниться, у нас то и из класс никого не выгоняли, что уж там говорить...

я и сам не пойду наблюдателем на сдачу ЕГЭ. Потому что свой школьный экзамен по математике я списал. Вчистую

Александр, то, что Вы списали школьный экзамен по математике, никакого отношения к нынешней ситуации не имеет. Потому что оценка, которую Вы получили тогда за этот экзамен, на самом деле не имеет никакого значения. Все равно для поступления в ВУЗ надо было сдавать экзамены - по другим, профильным дисциплинам. Так что во времена до ЕГЭ списывание на школьных экзаменах было актом чистого искусства: ни одна живая душа ни разу не поинтресовалась оценками в моем школьном аттестате. А вот жульнически сданный ЕГЭ дает преимущество перед честными абитуриентами, и это гадко.

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Татьяна, сейчас тоже есть обязательный ЕГЭ по математике, который сдают и гуманитарии, чтобы получить аттестат. Без него нельзя поступать в вузю

И понять, кто в классе списывает для получения аттестата, а кто жульничает для поступления в вуз -- невозможно) Поэтому наблюдатель должен будет ловить за руку всех.

Конечно, пускай ловит! Ведь для "просто аттестата" не нужны исключительно высокие баллы, правда? Если качество школьной математики за последние 12 лет не повысилось (а я боюсь, что не повысилось), то "на троечку" можно как-то и без шпаргалок даже самому прожженному гуманитарию.

Младший брат недавно писал пробный ЕГЭ по математике, к которому весь класс готовится чуть ли не с начала 10 класса. Пробный- это значит, что все так, как на настоящему, в другой школе, с другими учителями, только результаты не засчитываются, а нужны для предварительной оценки уровня подготовки. Так вот, 2/3 класса написали на двойку.

Так что положение нынешней математике еще хуже, чем вы представляете)я тоже был уверен, что на тройку даже самый отъявленный хулиган и прогульщик сможет сдать, оказалось, нет. 

Илья, интересно. Только не понятно: это математика стала сложнее или подготовка изменилась.

или подготовка изменилась.

Скорее, поколение)

Наблюдать то что? Сын мой , пишущий ГИА в этом году, по всем моим пониманиям знает математику и русский на четыре иногда с минусом, пишет на все 90 - это 5),

Я в не очень далекие времена имея красный диплом в техникуме и в школе куда большие результаты поступила в МИЭМ с полупроходным баллом)) вообщем идея - мой сын даже в очень средний институт в другое время не поступил бы без доп подготовки, а ЕГЭ у него будет на 5 по всем предметам! Я его пытаюсь стимулировать учиться, а ему и так хватает))) Так что наше среднее 5 по ЕГЭ - это 4 с минусом примерно в советские времена...

Стремление поменять нашу систему это одназначно хорошо, другое дело у нас не понимают никак, что рубить надо с плеча. Как студентка в Англии, то могу гордо похвастаться, что все что тут получила - это справедливо. Ведь еще в бординг скул, дети не представляют себе, что какой то Вова из твоего класса может получить высший балл, за то, что его папа трубы школьные поменял... В то время как я училась и в простой российской школе и могу сравнивать, ибо мои родители превлекались на роль родителей "того смого Вовочки" . Ну да, проблема основная в том, что у нас просто государство не финансирует школы, заместо них, это делают более состоятельные родители. Так оно все и докатывается до экзаменов, а как Вова их сдавать будет, если в школе у него родители все классы по перебелили? И это не обязательно, что бы твои родители были особенно состоятельными, самобытность берет вверх в данном случае и все одноклассники привыкают к данной системе. А по-другому и преподавателям стыдно станет, пускай уже все будут равными, у всех есть шанс списать, а то что только Вова...

Так если рассуждать в одном русле с департаментом образования - то общественных наблюдателей надо напихать в каждую школу с 1 по 11 класс. Возможно, если наше правительство и впрямь хочет равняться на мировой уровень в сфере образования ( а я вижу в этом именно это, отнюдь не стремление повысить уровень образованности), то так стремились бы к более глобальным реформам. Так например, дать право выбора студентам и их родителям, как это действует в Англии. С 14 лет ребенок и его родители преступают к ответственному отбору предметов которые в будущем будут профилирующими, рисково, зато стимулируют к обучению...GCSE где 3 предмета обязательны (тут и математика) и плюс 3 по твоему желанию. Тогда, возможно с чувством ответственности, а так же большим интересом в предметах, сами родители и их дети будут стремиться хоть к какой то трезвой оценки их трудов.