Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Андрей Архангельский   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Ренат Давлетгильдеев   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Наталья Плеханова   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Саша Чернякова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Леонид Бершидский

Леонид Бершидский: Как выпрямить кривые схемы

Требуются умные читатели для 300 000 страниц нормативного мусора

Иллюстрация: Сноб.Ру
Иллюстрация: Сноб.Ру
+T -
Поделиться:

Сравнительно небольшое киевское сообщество русских экспатриантов знает, каково это — приехать в Украину на своей машине с российскими номерами. Раз в два месяца придется покидать украинскую территорию, чтобы не налететь на крупный штраф. Заехать обратно можно хоть через десять минут, главное — миновать таможню на выезде. Приднестровские пограничники и таможенники взимают «магарыч» за такой разворот без занесения в компьютерные базы. Требуют денег буднично и с улыбкой: ситуация знакома им до такой степени, что хоть прейскурант на будке вешай.

Альтернатива — временная регистрация с выдачей украинских номеров и техпаспорта в обмен на российские (потом можно поменять обратно). Процедура следующая. Сначала надо поехать на таможню (в село за южной окраиной Киева) и там предъявить вид на жительство — без него машину на учет не поставят — и сам автомобиль с документами на него. На таможне придется провести минимум полдня. Инспектор будет занят неотложными делами, но ближе к 18.00 он милостиво позволит загнать машину на специальную площадку, 10 минут пребывания на которой обойдутся примерно в 50 долларов (по счету-фактуре за услуги по таможенному оформлению; выплачиваются некоей частной фирме). На площадке инспектор сфотографирует вас на фоне авто, сверит номера кузова и двигателя с техпаспортом и прозрачно намекнет, что рабочий день заканчивается! Точно не хотите приехать завтра? Вы, конечно же, поймете этот намек и получите бумагу о том, что таможня против временной регистрации не возражает.

На другой день вы поедете в ДАИ на западную окраину Киева, там заполните бланк заявления (на украинском языке), после чего предъявите машину эксперту, который снова сверит номера кузова и двигателя с техпаспортом. Его услуги оплачиваются здесь же, в одном из двух присоседившихся к ДАИ банков; банк возьмет за операцию немаленькую комиссию. С заключением эксперта вы вернетесь к даишнику, выдавшему бланк заявления, и получите от него указание оплатить дорожный сбор. Став примерно на сотню долларов беднее, вы наконец получите номера, а также бумажку вместо украинского техпаспорта; сам техпаспорт выдают на следующий день.

В Украине я лишь гость, и указывать местным, как им следует вести дела, не собираюсь. В конце концов, эта страна — мировой лидер по числу налогов: их здесь 135. (На втором месте Румыния со 113, так что отрыв в ближайшее время вряд ли сократится.) Процедура временной регистрации машин, описанная выше, – прекрасный пример административной схемы, поддающейся радикальному упрощению без негативных последствий для государства.

Нормальная схема выглядела бы так. Вы приезжаете в ДАИ, где машину «пробивают» на угон и сличают номера. Эксперт спрашивает, на какой срок вы хотели бы зарегистрировать машину, и распечатывает одну платежку на всю сумму необходимых сборов. Заплатив в любом банке, автовладелец не меняет номера и техпаспорт, а просто возит с собой подтверждение оплаты и предъявляет даишникам вместе с остальными документами. На полчаса всех дел. Государство получает столько же денег и ставит барьер на пути угонщиков.

Путешествуя между инстанциями, кабинетами, фирмочками и банками, пристроившимися к кривому процессу, я вспоминал сказочные истории людей, имевших дело с современной грузинской бюрократией — как все теперь там быстро и просто, все для людей. И думал: ну, у нас-то не Грузия, страна большая, поди поменяй все, что наворочено «государственниками» даже за последние 20 лет — а наворочено-то не меньше, чем у соседей.

А сколько, собственно? Сколько в России хотя бы действующих федеральных законов? Официального ответа на этот вопрос я не нашел, зато обнаружил интереснейшую дискуссию на форуме базы данных «Гарант». Пользователи «Гаранта» и «Консультанта» могут посчитать действующие законы у себя в базе. У всех получается разное число, но при этом оно не так уж и велико: на 2008 год — чуть менее 3000. Со всяческими подзаконными актами у одного из пользователей форума набралось порядка 200 000 документов.

Все нормативные документы России по закону публикуются в еженедельном периодическом издании под названием «Собрание законодательства Российской Федерации». В каждом выпуске — 336 страниц. С 1994 года таких бюллетеней вышло порядка 900 штук. То есть мы имеем дело примерно с 300 000 страниц текста, часть которых можно не перелопачивать, потому что там отмененные нормативные акты. На этих страницах описаны основы всех бюрократических процедур. Насколько сложной задачей было бы перевести напыщенный и невнятный текст наших законодателей и нормотворцев в блок-схемы? Ну, достаточно сложной, но выполнимой. С ней вполне справилась бы консалтинговая фирма уровня McKinsey или BCG. Для «спрямления» схем экспертиза этих компаний, занимающихся как раз оптимизацией бизнес-процессов, тоже пригодилась бы, но во многих случаях хватило бы простого здравого смысла, как в истории с украинской временной регистрацией машины. Впрочем, консультант в любом случае должен быть достаточно мощным, чтобы не «заносили», узнав, чем он занимается. И лучше внешним: со стороны виднее, как вот мне в Украине.

Довольно быстро выяснилось бы, что регистрация и обслуживание фирм, процессы, связанные с миграцией временной и постоянной, сертификацией товаров, землеотводом, подключением к газовым и электросетям и далее по известному списку бюрократических головных болей, не должны стоить участникам здоровья даже при соблюдении всех реальных государственных интересов. Как всегда, сложнее всего было бы не предложить правильные схемы вместо неправильных, а ввести их в действие, лишив нечестного заработка сотни тысяч людей. Зато политик, принявший такое решение, точно оставил бы след в истории: он сделал бы Россию удобной для жизни страной.

Комментировать Всего 7 комментариев

Леонид, есть прекрасная альтернатива. Просто, когда вам это будет удобно, а не раз в два месяца, выезжать на машине в Россию не через тот пункт пропуска, через который заезжали. У них не единая база. Т.е. если вы заезжали через пункт пропуска А, то там знают, сколько вы уже на Украине, а на пункте Б - нет. И штрафов никаких не надо. И никакой постановки авто на учет - тоже. 

Эту реплику поддерживают: Варвара Грязнова

БОльшая часть этих законов содержит нормы т.н. публичного права, которые, совсем не нужно записывать в федеральные законы и подзаконные акты. Это общество должно регулировать само, через ассоциации, собзы и другие саморегулируемые организации. Государство, не отдавая это обществу, ведёт себя как монополист на рынке услуг, заставляя их покупать, а сам процесс оказания запутывает, чтобы набить цену.

Эту реплику поддерживают: Варвара Грязнова, Леонид Бершидский

Алексей, так оно не работает. База единая. Проверял на себе.

Странно. Я как-то пробовал. Работало. Может, просто давно было. А может, проще им прямо на таможне во время редких выездов "магарыч" давать? Так оно наверняка дешевле и проще. 

Та ладно) А почему бы просто не ездить в Москву на поезде или не летать туда самолетом? Зачем вообще машину вывозить? 

С 1994 года таких бюллетеней вышло порядка 900 штук. То есть мы имеем дело примерно с 300 000 страниц текста, часть которых можно не перелопачивать, потому что там отмененные нормативные акты

По-моему, посыл этого текста не в том, что на Украине сложно получить регистрацию авто, а в том, насколько глубоко наша страна повязла в бюрократии. Подумать только, 300 000 страниц текста! Даже бывалые юрист повязнут в этом болоте законов и актов, а что говорить про обывателей? Все это необходимо упорядочить, обрезать лишние цепочки сбора документов, максимально упростить различные процедуры.Но нет. Видимо, чиновникам всех уровней просто нравится сидеть в своем домике на болоте, и ничего не менять, процесс идет, скрипя и еле двигая шестеренки 30-летней давности, ну и ладно, хорошо, что не стоит.