Украина запретила «Бруно»
Комедия про австрийского журналиста-гея может помешать Ющенко победить на президентских выборах
-
- Иллюстрация: Сноб.Ру
Министерство культуры и спорта Украины запретило показ фильма британского комика Саши Барона Коэна «Бруно». В этом фильме Коэн выступает в образе модного журналиста-гея, который хочет стать самым знаменитым австрийцем мира после Гитлера. Международный прокат фильма начался 10 июля, на Украине он должен был выйти на экраны 23 июля. Как следует из официального заявления, размещенного на сайте министерства, «фильм «Бруно» содержит художественно неоправданную демонстрацию половых органов и отношений, гомосексуальных половых актов в откровенно натуралистической форме, показ гомосексуальных отклонений, ненормативную лексику, проявления садизма, антисоциального поведения, которые могут нанести ущерб моральному воспитанию граждан».
По мнению британской газеты The Guardian, запрет фильма связан с тем, что украинский президент Ющенко не хочет портить отношения с консервативно настроенными верующими страны накануне предстоящих президентских выборов. Вероятно, по той же причине 1 июля Ющенко подписал скандальный закон, который вводит уголовную ответственность за хранение порнографии.
Прославивший Коэна фильм «Борат» был также запрещен на Украине, в России и большинстве постсоветских стран. В «Борате» Коэн разыгрывал американцев в образе провинциального идиота — тележурналиста из Казахстана; «Бората» запрещали, чтобы не раздражать власти дружественной республики. В «Бруно», очередной псевдодокументальной комедии, Коэн провоцирует в образе гламурного гея. Фильм содержит такое количество непристойностей и скабрезных сцен, что его пришлось частично переснимать и перемонтировать, чтобы он смог получить в США прокатный рейтинг R (дети до 17 могут посещать фильм в сопровождении родителей) вместо NC-17 (детям до 17 смотреть фильм запрещено).
По ходу сюжета Бруно участвует в свингерской вечеринке, симулирует анальный и оральный секс на спиритическом сеансе, устраивает стриптиз в приемной американского политика-республиканца, бесчинствует на миланских модных показах. Цель Коэна-Бруно — заставить гетеросексуалов почувствовать себя неуютно в обществе гея-иностранца. Съемки фильма проходили в условиях глубокой секретности: комик тщательно скрывает, какие из сцен «документальные», а какие — инсценировка. Специально для съемок фильма Коэн основал 29 фиктивных компаний, для которых были созданы весьма убедительные интернет-сайты. При этом, как отмечают критики, провокации давались Коэну нелегко — сама по себе гомосексуальная тема на Западе провоцирует немногих, большинство людей относятся к ней с совершенным равнодушием. В «Борате» американцы легко поддавались на провокации «наивного казаха» и проявляли шовинизм, антисемитизм, невежество и высокомерие. Бруно, чтобы спровоцировать гомофобию, приходится переходить все грани. Но даже это не всегда помогает.
Начало международного проката сопровождала массированная пиар-кампания, по большей части состоявшая как раз из таких провокаций. Так, во время церемонии вручения призов MTV Бруно спустился на тросе с потолка и сел голым задом на лицо рэпера Эминема, который известен своей гомофобией. Эминем в ярости покинул церемонию, а через несколько дней стало известно, что это была инсценировка.
Эпизод с Эминемом подорвал доверие к Коэну-документалисту, но не снизил энтузиазма зрителей. «Бруно» установил кассовый рекорд уже в первый уик-энд проката — 30,4 млн долл. в США. В гей-сообществе к фильму Коэна отнеслись со смешанными чувствами. Некоторым он показался вредным и оскорбительным. Влиятельные геи Голливуда критиковали Коэна за то, что он не консультировался с ними и вообще создает искаженное представление о гомосексуальности. В конце концов Коэну пришлось переснять несколько сцен. В то же время многие считают, что фильм помогает преодолеть стереотипы. «А как еще заставить толпу посетителей мультиплекса выслушать двухчасовую лекцию о гомофобии?» — говорит издатель нью-йоркского журнала Out Аарон Хиклин.
Российский прокат самого кассового фильма сезона начинается 23 июля. Фильм пойдет широким экраном, но почти без рекламы.

Я смотрел Бората. Мне кажется, что этот комедийный парень нашел свою нишу и она очень точная. Эта ниша связана с превратным достаточно издевательским негативным образом постсоветского мира. Неважно, Россия, Казахстан, Таджикистан или Молдавия. Единственное, на что Коэн не посмеет замахнуться - это прибалтийские республики, потому что они выступают в качестве жертв и несоветских "изнасилованных" территорий.
А что касается снг-шного мира, это замечательная территория для продажи недорогих издевок. В картине эти стереотипные суждения довольно точные, всегда очень едкие, обидные, достаточно пошлые, чтобы собирать 50 млн вместо одного, который он бы собирал при интеллигентном кино. Но он делает хамски, нагло, преодолевая все заборы политкореткности. Поэтому он заработает 200 млн вместо двух. Это невероятно успешный проект. Чем грубее, тем больше аудитория. Поэтому он очень хорший торговец. И он сыграет эту мелодию стереотипов по поводу советской цивилизации. Он нашел свою терра инкогнита - это советская цивилизация. Естественно, эта грубость и наглость безумно злит высшую политическую власть, и неважно, Ющенко, Назарбаев, или завтра Медведева. Он наберется сил и ударит по русским. Простые люди, компенсируя невозможность говорить такие вещи о США, готовы приносить ему любые деньги. При этом он достаточно тонкий, но циничный смысло-торговец. Бороться с запретами - это только помогать ему зарабатывать еще больше. Это так же дико глупо, как запрещать американское кино в России.
А почему он так популярен на Западе, тут все просто: на Западе они ненавидят все постсоветское, они живут в системе устойчивых мифов, и в третьих, это та зона, где можно быть свободным. Про западное говорить нельзя, а про постсоветское можно. Это как ездить стрелять животных, или бить куклу начальника.
Эту реплику поддерживают: