Конец «Винзавода»?

Что означает закрытие главных галерей Москвы

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости
+T -
Поделиться:

Галеристы Айдан Салахова и Марат Гельман объявили о закрытии своих галерей, расположенных в центре современного искусства «Винзавод». При этом в старых пространствах расположатся новые проекты. Салахова планирует открыть собственную художественную мастерскую Aidan Studio. А вместо галереи Гельмана появится продюсерский центр «Культурный альянс», где будет представлено искусство из других российских городов.

В последнее время многие московские галеристы говорили о том, что российский арт-рынок заметно ослабел, а крупные коллекционеры покинули Россию. Все это не позволяет вести рентабельный бизнес в этой сфере. «Сноб» поговорил об этом с куратором и бывшим арт-директором «Винзавода» Николаем Палажченко, Маратом Гельманом и Ником Ильиным.

Комментировать Всего 30 комментариев

Атмосфера в России не располагает к тому, чтобы коллекционировать искусство: коллекционер должен понимать, что он занимается понятным ему делом, а сегодня коллекционирование приравнивается к экстремистской деятельности. Сама экономика не располагает к тому, чтобы рождать коллекционеров. Самые богатые люди сегодня в России — чиновники, которые не стремятся открывать свои доходы и демонстрировать богатство. Это значит, что не появляется нового класса коллекционеров, а старые, во-первых, уехали и покупают искусство в лондонских и берлинских галереях, а во-вторых, может быть, сейчас некоторое пресыщение рынка: коллекции уже сформированы и покупать, собственно, пока нечего.

А не появились ли в России тайные закупщики искусства и тайные галереи для чиновников?

Хорошая мысль, но нет, не появились. Тайно имеет смысл покупать только антиквариат, а современное искусство — нет.

Эту реплику поддерживают: Наташа Вольпина

Рынок искусства конечно есть, но по факту давно уже не в руках "крупнейших" галерей. Они сейчас просто расписались в этом. Чтобы продавать искусство, на рынке нужно работать! Работать каждый день, как делают западные галереи. Те галеристы, которые ежедневно развивают продажи и работают с клиентами, ничего не говорят ни о каких чиновниках и экстимистах, хотя бы потому, что десять лет назад мы знали всех коллекционеров в лицо, а теперь это невозможно: их слишком много.

Конечно те, кто коллекционировал тогда, свои коллекции наполнили, но появились новые собиратели, с которыми работают новые галереи и новые дилеры, именно потому что в какой-то момент крупнейшие галереи де-факто тихо ушли с рынка. Теперь это официально оформляется.

Эту реплику поддерживают: Ксения Семенова

Закрытие галерей Марата Гельмана, Айдан Салаховой и XL, которые, замечу между строк, становятся некоммерческими проектами и не уезжают с «Винзавода», — конечно же, признак глубокого кризиса арт-рынка, поскольку говорит о том, что в него перестали верить те люди, которые его начинали в России. Но это не новость: во всем мире в галерейном бизнесе происходит процесс трансформации рынка: он не то чтобы умирает, но ищет новые формы существования. Дело в том, что в наш век интернета и «Фейсбука», когда ты можешь запросто списаться с художником и заказать у него работы напрямую, банальная функция магазина — функция галерей как площадки, где встречаются художник и покупатель, — перестала быть актуальной. Галереи, чтобы выжить, должны становиться другими. Тем более интерес к выставкам растет по экспоненте, и кажется, ты уже можешь зарабатывать не на рынке, а на объеме аудитории. Лично я считаю это ошибкой: арт-рынок никуда не денется, а тренд на господдержку культуры может и мимо пролететь.

Галеристы теперь считают, что проще быть некоммерческой институцией, чем бизнесом — это значит, что у общества большой запрос на потребление визуальной культуры. Она перестала быть элитарной, стала общедоступной. Буквально несколько лет назад, когда, например, влиятельнейшая галерея «Стелла» вдруг стала некоммерческим фондом, никто такой паники не поднимал. Теперь, когда этот кульбит пытаются повторить винзаводовские галереи, это привлекает бешеное внимание. И это хорошо. Но ведь так же никто шумно не комментирует постоянно происходящее открытие на «Винзаводе» новых галерей. По сути, это то же самое, как если бы ресторан «Эларжди» объявил об открытии летней веранды, а потом о закрытии летней веранды, а потом о том, что на три дня он закрывается на проведение частной вечеринки, — и вся бы пресса муссировала это «событие». Однако раз внимание привлечено сюда, значит всем важны события, происходящие в искусстве. Хотя и Айдан Салахова, и Марат Гельман уже давно не являются галеристами в общепринятом смысле этого слова. Айдан прекрасно реализовала себя как художник международного уровня, а Гельман как идеолог пермских культурных фестивалей.

Все разговоры о «смерти» «Винзавода» — не более чем досужие сказки. Раньше «Винзавод» был такой очень узкоспециализированной площадкой, теперь же его посещает около полумиллиона людей ежегодно — и это фантастический показатель. «Винзавод» меняется, он становится местом притяжения аудитории, а не площадкой арт-рынка, и это новый вызов, в том числе для галерей и галеристов.

Эту реплику поддерживают: Наташа Вольпина

Я надеюсь, что ты прав. Мир галерей родился после войны, а до войны галерейного бизнеса не было, а искусство было. И вся история искусства говорит нам о том, что какие-то его формы умирают, какие-то рождаются. Возможно, мы сейчас свидетели заката одной из форм.

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

В Нью-Йорке появляются новые формы галерей: когда у себя дома раз в месяц галерейщик делает открытие и приглашает всех, таких домашние вернисажи. Очень уютно и никаких лишних затрат со стороны продавца. 

Но в целом галерейный мир - как форма - в штатах умирать определенно не собирается. 

Российские галеристы никогда не прикладывали усилий, чтобы создать совместную маркетинговую платформу или прописать законы и этические нормы индустрии, как сделали их коллеги в США и Европе. Обычно подход такой: «быстро купить/быстро продать», без развития художника, создания каталога и размещения работ мастера в важных публичных и частных коллекциях.

Многие русские путешествуют за границу и покупают там недвижимость, там же на аукционах и в галереях Лондона, Парижа, Нью-Йорка приобретают искусство: там этот процесс гораздо более цивилизованный, приятный и волнующий.

Кроме всего прочего, качество современного искусства в России довольно низкое. Это тоже одна из причин, почему всего несколько галерей (0,3% от общего числа) представлены на главных арт-ярмарках вроде «Арт-Базель» или «Фриза».

Но, даже несмотря на это, лучшие художники будут замечены хорошими иностранными галереями — это сродни дарвиновскому процессу, где выживает сильнейший!

Эту реплику поддерживают: Наташа Вольпина, Петр Отлан

«Арт-Майами Базель» действительно является мерилом рынка, но прокомментировать, почему русских галерей там представлено так мало, я не могу.

Русские галереи не пускают на ярмарки, и ты , Ник, прекрасно это знаешь

Эту реплику поддерживают: Айдан Салахова

Think about why... Only 2 galleries made it XL & Regina.

Еще как поддерживаю!

Рада Вас видеть.  )))

По большому счету уходит только Гельман, но и он закрывает свою галерею не из-за плохой ситуации на арт-рынке, а, как говорят "по собственному желанию", Айдан остается, но в некотором другом качестве,  создает какое-то подобие своего творческого центра. Думаю, для "Винзавода" это не критично, он уже состоявшийся объект.

Но вообще, на российском арт-рынке действительно сейчас наблюдается некоторая стагнация. Возможно, кризис докатился-таки до России. Видимо, упала покупательная способность людей, имевших отношение к арт-рынку, а новые - пока не появились. Я слышал, что на Западе в кризис люди, наоборот стремятся вкладывать деньги в искусство - покупают дорогое, проверенное. У нас же наоборот - искусство не воспринимается как что-то надежное для инвестирования. 

Кроме того, сейчас у нас поменялась политическая ситуация, люди, имеющие деньги с ней плотно связаны, и многие из них пересматривают свою жизнь: кто-то собирается вообще уезжать, кто-то пытается здесь устроиться по-новому.  В этой истории искусство оказалось не очень нужным - у людей появились другие проблемы. Но были времена для искусства и хуже. 

До сих пор в современном искусстве у нас был очень сильный переком в сторону коммерции, хотя бы потому что кроме коммерческой галереи выставку организовать практически негде. Может быть теперь появится что-то новое. 

Эту реплику поддерживают: Наташа Вольпина

Я думаю, то что происходит- гигантский challenge для молодых галеристов и дилеров. У нас пару дней назад в рамках образовательной программы по арт-менеджменту прошел круглый стол молодых галерей - галерей, которые существуют 2-3 года. Так вот, они четко понимают галерею как бизнес, имеют внятное видение объема и периода инвестирования, грамотно отстраивают долгосрочные отношения с художниками и коллекционерами. И именно им теперь достанется этот рынок. Уверен что они справятся. Так что, разруха не в подъездах, разруха в головах.

Эту реплику поддерживают: Наташа Вольпина

НЕ уверена, но будем надеяться )))

УДАЧИ!

Ребята, стагнация у вас "зависла" слишком надолго. И вы все это прекрасно знаете ))) Винзавод, ИМХО, НЕ был удачным проектом изначально.

Ни географически, ни энергетически, ни концептуально (тут вообще речи нет) - ни даже по персоналиям )))) "Пасхальные яйца в ордной корзине живут не дольше пасхальной недели" ... +/- до Троицы. Троица - в начале июня  ))))

Сергей* Капков Комментарий удален редакцией Почему?

Разные эксперты рассказывают, что рынок коллекционирования во всем мире сейчас низкий. Спрос падает, но это волнообразный процесс. К этому надо относиться философски: сегодня так, завтра будет иначе. Единственные галереи, которые никогда не закрываются и довольно успешно функционируют, — антикварные. Что же касается вопроса о закрытии и переформатировании галерей современного искусства, то здесь я вижу следующие риски: Галерея — это представитель художников, галереи открывают новые имена и дают им путевку в жизнь. Именно в галереях выставляются лучшие художники из тех, кто есть сегодня в мире — таким образом, именно галереи определяют, какими работами будут заполнены музеи в будущем. Галереи в том числе воспитывают зрителей, приучают их ходить на выставки, формируют культуру. Поэтому если галереи закрываются — это не просто означает, что рынка нет, это будет также означать, что места для встречи художника и зрителя нет.    

Одним из выходов из ситуации я вижу также в том, чтобы государство частично участвовало в финансировании выставок и помогало расширять присутствие русских галерей на таких знаковых площадках как Арт-Базель в Майами и многих других. Я не думаю, что дотирование "убьет" рынок, скорее наоборот — это инвестиция в будущее, ведь спрос на искусство тоже надо растить. 

Во всем мире современное исскуство датируют тем или иным способом. Можно помогать галереям низкими арендными ставками на помещения, давать грант, если удалось пробиться на международную ярмарку, а можно просто покупать исскуство в этих галереях и украшать им государственные учреждения и пополнять музейные коллекции

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова

Эта новость всколыхнет коллекционеров, многие будут думать что случится "слив" шедевров) а как знать, может это пиар?

Далеко не все галереи собираются закрываться. Триумф вот потихонечку работает

Эту реплику поддерживают: Ксения Семенова

слой настолько тонок, что и колыхаться нечему.

что до замены галерей на студии, так это то же, что и появление интернет-торговли. без арендной платы. а выставочных площадок и без галерей всегда хватало, тем более что винзаводовские экспозиционные площади остаются на своих местах. 

в общем, как справедливо заметила Лена Селина: don't panic. 

Эту реплику поддерживают: Наташа Вольпина

Dont forget that WINZAVOD itself is picking up momentum and organising more shows & compentitions as well as educational programs. Remains to be seen how,besides Sophia Trotsenko, the new Director Elena Panteleeva channels her creative energy and management skills !

Эту реплику поддерживают: Наташа Вольпина

Я не вижу связи между закрытиями галерей и кризисом, Например,  в Нью Йорке,

где я живу уже полжизни, на моей памяти закрывались весьма успешные галереи.

Закрывались в разное время: и при экономических подъёмах и при спадах.

Эту реплику поддерживают: Наташа Вольпина

Не объязательно катастрофа. Естественный отбор во время кризиса. Смена поколений. Айдан заявляет, что не будет работать галеристкой ради дохода $60,000 в год. Ее можно понять. А молодой галерист будет доволен подобной суммой.

Эту реплику поддерживают: Наташа Вольпина

Dont forget that a lot of the galleries lived quite nicely on private sales of non gallery artists to collectors. Anyway, no need to panic since Aidan, XL & Gelman are keeping theit gallery spaces in WINZAVOD who recently garanteed them that the rent for their spaces would not be raised for 5 years.

Эту реплику поддерживают: Наташа Вольпина

Я как сторона применяющая то что продают галереи, хочу акцентировать внимание на том что, на мой взгляд, современное художественное сообщество, сконцентрированно на круге идей социального характера, и не выполняют своей основной функции в оформлении существования частного лица. Всегда в подобных ситуациях возрастает роль антиквариата ( когда новая мебель становится неудобной, вычурной, я бы сказал самовлюбленной, и падает качество. Роль комиссионных магазинов возрастает.)

Эту реплику поддерживают: Наташа Вольпина

Не секрет, что для достижения очевидных коммерческих результатов нужно стоять у источника или быть сверхпрофессиональным посредником, предлагающим ряд сопроводительных услуг, при том - уникальных как по ассортименту, так и по качеству исполнения. Рентабельность галереи не может существовать без полного спектра сопроводительных услуг и всеобьемлещего погружения в творчество каждого экспонируемого художника за единственным исключением в виде эксклюзивна на продажу. Но скажите- кто делает монопубликации, кто может предоставить заинтересованным лицам аналитику по стоимости работ, данные для полноценной сравнительной характеристики? Единичное число галерей, из знакомых мне примеров - Paperworks. Другой вопрос в том, не является ли данный процесс симптомом другого диагноза - возрождения чувства прекрасного, как ни пагубно это звучит? Социальная тематика великолепна в своей бессмысленности, но, может быть, эстету и инвестору вновь интересен смысл гениальности - будь то в уродстве иди красоте?

Эту реплику поддерживают: Петр Отлан

Анджелина. немогу не соглласиться с Вами, но вот например архитектор Кричинский С. С. работал в соответствии с тенденциями времени, колебался вместе с курсом партии, так сказать. Но всякий раз получалось неплохо, Вы не находите? Может быть причина именно в нас.

Я нахожу причину в них) Мы - я - одна из "нас" - только принимаю. Или не принимаю/ем. И сейчас я не принимаю. И Кречинского я бы тогда не приняла. Недавно получила рассылку с упоминанием о том, что в РФ только 1 молодой современный художник имеет полноценную презентацию в Paperworks. Шилле умер в 28, его презентовал до 09 года Климт. Честно, я даже не нахожу повода к обсуждениям несмотря на все прилагаемые усилия. Кто за последние 60 лет ломал системы? Кто наполнил эстетство, наблюдение новым - СВОИМ - смыслом. Если Вы знакомы с произведениями таких личностей, мне будет крайне интересно ознакомится с наследием. Сейчас я могу только констатировать: закрытие "главных" галерей Москвы означает, что Москва перенасыщена пустышками и учредителям пора задуматься о скупке коллекций более изобретатальных времен, будь то даже "основательные и добротные" периоды. Но бабочное а-ля ворхолловское барахло стыдно ставить даже в конюшне на даче. Upcycling - если кто-то из представителей творческих профессий моет приспособит весь этот мусор..