Дисней: назад в гетеро
Герой последнего фильма Саши Барона Коэна будет очень недоволен Диснеем
-
- Кадр из мультфильма "Красавица и Чудовище"
Образ любви в работах киностудии Диснея неразрывно связан с понятием волшебства, возможностью преобразования человека и его внутренним ростом. Но только в том случае, если это касается гетеросексуальной любви.
Новые исследования детских фильмов показали, что юные зрители на примере героев учатся тому, что гетеросексуальная любовь — это не только норма, но чудесная, сильная, эмоциональная и необыкновенная вещь.
Результаты исследований ставят под сомнение утверждение, что подобные фильмы не содержат сексуального контекста. И даже помогают понять, почему многочисленные этнографические исследования доказывают, что еще в дошкольном возрасте дети четко понимают нормальность гетеросексуальных отношений и относят гомосексуальность к области чего-то ненормального, необычного, неожидаемого и нуждающегося в объяснении.
«Медиа является очень важным каналом для детской сексуальной социализации, поскольку дети сильно включены в информационные миры», — отмечают исследователи Карин Мартин и Эмили Казьяк, социологи университета Мичигана.
Исследователи приводят следующие цифры: у 30% детей в возрасте до трех лет и у 43% детей в возрасте от четырех до шести в детских комнатах присутствуют телевизоры с видеомагнитофонами и DVD-проигрывателями.
Для своего исследования Мартин и Казьяк провели анализ всех кинофильмов, рекомендованных для просмотра с детьми, выпущенных в прокат и переизданных за период с 1990 по 2005 год и собравших в прокате в США более 100 млн долларов. Ученые работали над сюжетными линиями, сценами, изображениями, песнями и диалогами, которые так или иначе имели отношение к понятию сексуальности. Также особое внимание уделялось описаниям тел, поцелуям, шуткам, свадьбам, романтическим отношениям, свиданиям, любви, беременности и всему, что касалось того, откуда появляются дети. Описание всего этого материала было закодировано с помощью компьютерной программы качественного анализа.
Результатом анализа стало утверждение, что в исследуемых фильмах «описывается богатая и масштабная картина гетеросексуальности». И это несмотря на всеобщее убеждение, что информационное поле для детей свободно от секса. Тем временем в данных фильмах делается постоянный акцент на взаимоотношения главных героев противоположного пола, и эти взаимоотношения преподносятся зрителям как нечто особенное и волшебное.
«Мир влюбленных персонажей наполнен музыкой, они окружены цветами, свечами, магией, воздушными шарами, огнем, красивыми платьями, полумраком, они танцуют и присутствуют на шикарных балах и званых ужинах», — отмечают исследователи. — Светлячки, бабочки, закаты, ветер, красота и сила природы очень часто появляются в этих фильмах как обрамление гетероромантической любви и являются неким сигналом о естественности происходящего».
Женщины в этих мультфильмах обладают преувеличенно женской внешностью, мужчины наделены гипермаскулинными чертами. Фактор гиперсексуального изображения людей противоположного пола также является дополнительным аргументом в пользу гетеросексуального характера этих произведений. В случае с Русалочкой мы видим, что такая любовь приводит индивида к тому, чтобы отказаться от собственной личности и переродиться в человека.
Игрушки и другие продукты, которые появляются после выхода мультфильма, в дальнейшем только усиливают эффект от изображения на экране.
Корни таких сильных гендерных описаний и восхваления гетеросексуальных взаимоотношений следует искать в сказках XIX века, а именно — в произведениях братьев Гримм, которые стали основой для большого количества мультфильмов студии Диснея.
И сколько бы президенты различных стран мира ни пытались объявить месячники или полугодия, посвященные гомосексуализму, сфера развлечений для детей продолжает увековечивать правильные гетеросексуальные понятия и формирует у малышей свое понимание о том, как жить «долго и счастливо».
«Как бы это ни было странно, но именно такие взаимоисключающие факторы, как обычность и необыкновенность гетеросексуальности, работают на то, чтобы нормализировать его статус. Потому что все труднее представить себе другие формы социальных взаимоотношений или кого-либо вне этих связей», — говорят исследователи.
John M. Grohol, доктор психологических наук
Работа была опубликована в Gender & Society.
В России не принято рассматривать детские кинокартины с точки зрения сексуальности или как эти картины влияют на развитие сексуальности. Потому что сексуальность, связанная с детской темой, является серьезнейшим табу в местном обществе — еще со времен неприятия психоанализа Фрейда. Поэтому такая истерия у депутатов и властей по поводу любого намека из «Южного Парка», который не является детским мультфильмом, но его специально идейно привязывают: «раз мультик, значит для детей». Никому и в голову не приходит оценивать, насколько то или иное детское произведение формирует сексуальные стереотипы. Было бы любопытно послушать профессиональных психологов, которых так много среди членов клуба.
Алексей Самойлович

Эту реплику поддерживают: