Катерина Мурашова /

Стать плохим полицейским

Как смена модели поведения может помочь решить проблемы

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
+T -
Поделиться:

— Маленькие злобные гоблины!

Женщина лет тридцати пяти — сорока сидела в кресле, выпрямив спину и глядя прямо перед собой.

— Простите, это вы о ком?

— О своих учениках. Скажу сразу: наша школа считается в городе очень сильной и престижной. Чтобы к нам попасть, родители дают взятки.

Ну конечно! Училка! Как же я сразу не сообразила. И внешность, и манера держаться и артикулировать почти пародийные; разве что палец кверху не поднимает.

— И чем же вам не угодили ученики вашей элитной школы? Кстати, что вы преподаете?

— Русский язык и литературу. Сейчас я классный руководитель у шестого класса. У нас очень — очень! — умные дети. Их всячески развивают родители еще до школы, и потом, с самого первого класса. Умение самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать — выше всяких похвал. Много знают и умеют находить в интернете нужную информацию. Многие регулярно читают книги, что в наше время редкость…

Я крутила в руках регулятор электрического сопротивления (любимая игрушка детей от двух до четырех лет) и дожидалась окончания этого панегирика.

— Новые веяния демократической педагогики, с этим у нас тоже все в порядке: «я» больше не последняя буква алфавита, как учили когда-то школе меня саму. Личность ребенка — высшая ценность и требует уважения. Требует, кто бы спорил, да еще как требует! Они и сами это прекрасно усваивают уже классу ко второму-третьему. Когда вы на творческом взлете, и у вас горят глаза — боже, как они слушают, о чем бы вы ни говорили! Но когда взлет кончается, или им просто сегодня неинтересно или недосуг, они просто отворачиваются и занимаются сами собой, не обращая внимания на такие неважные для самостоятельной личности понятия, как дисциплина, долг и т. д. Недавно я ездила с ними на экскурсию. Им все понравилось, они хотели все со мной обсудить… А я позволила себе, наконец, заметить: они же в этом разговоре никого не слышат и не видят, кроме себя! Такое упоение собой, своими знаниями, возможностями, способностями: я, мне, меня, а вот у меня! Подскакивают к вам, хотят поскорее рассказать, что узнали, о чем подумали, что есть у них дома; отталкивают друг друга… И еще эти родители, которые своих деток развлекают, развивают, все не могут остановиться, ну, еще кружок, еще секция, еще в клювик положить…

Меня вдруг замутило… Профессиональное выгорание. Вот как оно выглядит. Если считать после института, так она в школе, пожалуй, уже не меньше пятнадцати лет…

— Я подумала: вряд ли что-то случилось с детьми. Дети не могут быть виноваты. Это что-то со мной. И вот пришла к вам, мне кто-то из родителей давал вашу книжку почитать.

Она была честна перед собой и другими. Я испытала к ней искреннее уважение. Мы долго говорили в том духе, что так жить нельзя. Отдых и психологический тренинг? Навряд ли помогут. Надо уходить из профессии. Но она не мыслила себя вне педагогики. А может, податься в методисты? Это, конечно, не то, что живая работа с детьми, но все-таки... Она «отличник образования», автор какой- то программы, ее давно звали…

На этом мы расстались.

* * *

Спустя два или три месяца она пришла еще раз. На лице — упрямое и честное выражение, как у «хорошего парня» из американского вестерна. Схватила тот же регулятор, что в прошлый раз видела у меня в руках, и начала им яростно щелкать.

— Я нашла хорошее место, но решила прежде, чем уйти, поговорить с коллегами начистоту. Ведь мое поражение — тоже опыт, у нас есть молодые, им будет полезно знать, и вообще, нельзя уйти из любимой профессии просто так, ничего не объясняя. И вот они мне сказали, что это не со мной! Учительница биологии, с которой мы никогда особо и не приятельствовали, вдруг заплакала и рассказала: они убили кролика! Не со зла, просто потому, что они совсем не чувствуют чувства других, вообще живое. Только себя, да и то плоховато! У нас в школе есть зимний сад и живой уголок, чтобы у детей было, так сказать, общение с природой. И вот родились крольчата, чудесные, милые, дети так просили посмотреть… Она им все объяснила, показала, что можно, что нельзя, буквально на пять минут оставила... а когда они ушли, она не досчиталась одного крольчонка. Стала искать — и нашла его, уже мертвого, под шкафом. Бросилась разбираться. «Да у него, наверное, голова закружилась…» Они его подбрасывали зачем-то, а когда крольчонок перестал шевелиться, испугались и спрятали его под шкаф. Ну, она вызвала родителей тех трех ребят. Отцы в один голос сказали: ужасное безобразие! — и тотчас постановили, что каждая из трех семей купит для зооуголка по взрослому породистому кролику, взамен утраченного…

Мы долго молчали, глядя друг на друга.

— Я люблю свою профессию, — сказала она наконец. — И считаю ее самой важной на свете. Если я сейчас уйду, и все уйдут, то что будет?

— Тогда будьте сами собой, — предложила я. — Что вы теряете? Да и детям, чтобы лучше подготовиться к миру, потренироваться, нужны разные учителя, не только гуманисты…

— Тогда я должна буду поговорить с родителями, — задумчиво сказала она. — Возможно, они захотят отказаться от моего руководства классом, ведь их фишка с самого начала — свободное развитие детей…

— Ну, как пожелаете. И зайдите как-нибудь, если будет время, расскажите, что вышло, мне самой интересно…

* * *

Она появилась в моем кабинете через пару лет. Выглядела моложе и свободнее. Наверное, стала-таки методистом, решила я.

— А вот и нет! — засмеялась «училка». — Они у меня уже в девятом классе! Они не без проблем, конечно, но это все решаемо.

— А как вы тогда поступили?

— Поменяла стиль общения. «Всем сидеть, молчать, бояться!», «Я — последняя буква алфавита!» и так далее. Это их сначала ошеломило, конечно, они пытались со мной бороться, даже директору написали докладную записку. Я ее видела, представьте, она так и называлась: «Докладная записка. Директору».

Я созвала родительское собрание, на котором честно назвала все своими именами. Большинство родителей признались, что они и сами что-то такое замечали, но не знали, что делать, так что если у меня что-то выйдет, то и отлично. Но трое сразу забрали детей из класса и потом развернули в интернете кампанию, призванную обличить мое мракобесие. Директор тогда меня поддержала… В восьмом классе ко мне попросились четыре семьи из параллельного класса. Трех умных, но проблемных мальчишек я взяла. Сейчас двое из них — мои любимые ученики, а третий собирается поступать в военное училище…

— Да вы их там не палкой бьете? — спросила я.

— Нет, — она улыбнулась. — Вы забыли: у нас же очень сообразительные дети! Вот буквально позавчера мне один мальчик из седьмого говорит: Мария Петровна, при всем уважении, но вы ведь отдаете себе отчет, что ваш предмет нужно подвинуть?

— Куда это подвинуть? — удивилась я.

— Ну вот смотрите: еще пятьдесят лет назад вся самая важная для человека информация была в книгах и цифрах, а это значит, главные в школе предметы — литература и математика. А теперь? Теперь надо бы по справедливости взять в школу учителей по компьютерным играм, по социальным сетям, по информации, по экологии, чтобы они нас учили, как все это правильно понимать…

— А ведь он, пожалуй, где-то и прав! — засмеялась я.

— А я разве спорю?! — рассмеялась в ответ Марья Петровна.

Комментировать Всего 19 комментариев

Не совсем поняла.  Учительница внедрила дисциплину.  Поведение детей в классе стало соответствовать её ожиданиям, но изменились ли дети?  С кроликом ужасная история, но мне кажется отношение к животным в "индивидуалистических" культурах ничуть не хуже, чем в "коллективных"? 

Таня, да она не столько дисциплину им внедрила (чисто с дисциплиной у нее и прежде проблем не было), сколько "себя, Марью Петровну" и "других". То есть несколько подсократила эго каждого "маленького гоблина", привыкшего уже, что "я" не последняя, а первая буква алфавита.

Катерина, и всё-таки позвольте немножко посомневаться (с полным пониманием того, что последняя буква алфавита полный дилетант в этих вопросах). 

Моё опасение в том, что таким образом у детей в первую очередь  вырабатывается понимание иерархии.  Т.е. пока я мелкий короед, я - последняя буква алфавита, а вот как стану МарьПетровной/ИванНикифоровичем/заработаю много денег тут то я и покажу как "молчать и бояться" всем, кто будет ниже меня по рангу.

Вот если бы она им разъяснила, что все вокруг (включая кролика, соседа по парте и кого угодно) не менее ценны и уникальны, чем "они любимые" ...

Так она так и делала, на доступных ей в классе моделях - дети, кролики, сама Марья Петровна :)) Увидь другого, услышь другого, почувствуй другого. Не хочешь? Хочешь, привык уже слушать только себя? Заставим! :))

Таня, а иерархия - это плохо? Я без иронии, я же биолог бывший, мне кажется, что без нее - никак. В моей социал-дарвинистической башке эта идея равенства солдата с генералом как-то не укладывается... мне кажется, это неправильно просто потому, что сражения, если придется, без иерархии не выиграть.

Я не любитель иерархий :).  Конечно, какой-то порядок нужен, но мне кажется, что в человеческом обшестве они часто развиваются на манер раковой опухоли, наперекор всеобщему благу и здравому смыслу.  Красочный пример - остров Пасхи.    Вы конечно правы в том, что без иерархии боев не выиграешь, но можно задуматься и о том а были бы бои без иерархий?

Таня, ну с моей точки зрения, конечно, были бы - ведь я дарвинист по мировоззрению (естественный отбор, классовая борьба и т.д. - двигатели прогресса, а внутригрупповая иерархия - один из базовых механизмов выживания группы :)). В рамках других мировоззрений, вероятно, можно задумываться :))

В природе иерархия отсутствует только у очень примитивных групп (например, у червей). Даже одиночно живущие на своей территории животные с развитым мозгом (например, медведи), стоит им только случайно встретиться, сразу начинают устанавливать ранги... Причем делается это не для борьбы и злобы, а наоборот - чтобы ИЗБЕЖАТЬ напрасных драк и смертей.

Это да.  Вот только много ли животных, которые передают ранг по наследству, дают возможность выживать и размножаться больным (в т.ч. в результате кровосмешений, требуемых для удержания места у кормушки) особям, живут по принципу "после меня хоть трава не расти".  Возвращаясь к той же Пасхе.  Там ведь вожди дабы потешить самолюбие вырубили лес, а в результате цивилизация погибла и народ едва не вымер с голоду.   

Таня, конечно, животные, в отличие от людей, не передают ранг по наследству (каждый - сам), и у них нет принципов в нашем понимании. Но мы произошли от них и, пока мы остаемся биологическими существами (а не терминаторами какими-нибудь) многое у нас регулируется теми же законами.

Что касается острова Пасхи, то это типичный изолянт со всеми положенными изолянту заморочками, а по поводу исчезновения деревьев на острове есть много гипотез (например Терри Ханта про крыс), ни одна из них достоверно не подтверждена. Я думаю, все было естественно - люди размножались, свели деревья на дома, лодки, сельскохозяйственные угодия и т.д., леса перестали возобновляться...  а вот тогда уже начались войны за скудеющие ресурсы с уменьшением численности населения. Обычное дело для дарвиниста :)))

Может быть и так :).  И всё же иерархия иерархии рознь.  Есть иерархия шимпанзе, а есть бонобо.  Есть культуры статусные, а  есть эгалитарные.  Моё субъективное мнение состоит в том, что вторые варианты и в том и в другом случае комфортнее для жизни (по крайней мере для человека моего склада) без ущерба для сохранения вида :). 

> Таня, конечно, животные, в отличие от людей, не передают ранг по наследству

Смутно помнится, что были исследования - у приматов детёныши высокоранговых самок с высокой вероятностью тоже обретают высокий ранг. То ли потому, что лучше едят, то ли потому, что растут рядом с высокоранговыми особями и могут перенимать их повадки...

Александр, у самок высших обезьян практически нет отдельной иерархии. Иерархические игры у них - привилегия самцов.

Про высших не скажу, не знаток. А вообще по обезьянам - мартышкам, макакам и т.п. - "Яндекс" в полпинка находит информацию по рангам у самок.

Кстати, занятный кусочек текста по наследованию рангов:

"В сообществах могут действовать паpаллельные системы иеpаpхии: у самцов и у самок. “Удачное замужество” автоматически повышает pанг самки (как это, напpимеp, подpобно описано Лоpенцом для галок, см. : Лоренц, 1970), что же касается потомков, то у pазных видов и в pазных ситуациях они могут либо наследовать pанг одного из pодителей, либо пpиобpетать свой начальный pанг по весьма сложной схеме (напpимеp, “pанг матеpи минус один”), либо начинать свою социальную каpьеpу с самых нижних позиций. У высокосоциальных видов животных характер иерархических отношений существенно зависит от раннего опыта. У приматов огромное значение в этом плане имеют взаимоотношения с матерью в раннем детстве . Шимпанзе, рано потерявшие мать, имеют высокие шансы выжить в составе своей социальной группы, но обречены на низкий ранг в системе взаимоотношений ( Гудолл, 1992). В специальных экспериментах с макаками-крабоедами было показано, что животные, воспитанные высокоранговыми матерями, будучи объединены в экспериментальную группу, формируют “деспотическое” сообщество, в котором противоречия решаются путем прямого противостояния и конфликтов. Потомки низкоранговых матерей образовали эгалитарную группу, в которой царили гораздо более дипломатичные и мягкие отношения (Butovskaya et al., 1996)."

Александр, давайте не будем обмениваться информацией из Яндекса, ладно? :)) Вы же понимаете, что по клику "партизанский маркетинг" Яндекс тоже в полпинка выдает информацию с первоисточниками и  примерами...

> Александр, давайте не будем обмениваться информацией из Яндекса

Как скажете, Катерина.

> Вы же понимаете, что по клику "партизанский маркетинг" Яндекс тоже в полпинка выдает информацию

Конечно. Выдаёт информацию либо - если речь о Западе - про американца Джея Левинсона, который изобрёл само словосочетание "партизанский маркетинг", либо - если о России - про меня или про Игоря Манна, может ещё пару имён выдавать. Во всей России нет даже десятка эспертов по ПМ, увы, а книги по ПМ пишут всего трое.

Но мы, кажется, отклонились от исходной темы поста.

Нет, Александр, все нормально, мы в теме, потому что крупного специалиста по гоминидам сейчас в России нет НИ ОДНОГО, хотя пару имен (кроме ушедших классиков), яндекс, конечно же, выдаст :)

Дети, как газ - занимают все предоставлямое им пространство :-)...

Молодец училка. Если в детстве границам в мозгу не научить, то потом совсем хана...

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Elena Nikolaishvili

Да, да, а учитывая, что общая тенденция - предоставить всего побольше, побольше, и  с сыром, и с колбасой, и можно без хлеба... В какой-то момент газ становится слишком разряженным и ему трудно взаимодействовать со средой...

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Фильм " Учитель на замену"

Как раз вчера посмотрела фильм, идет в  35мм, " учитель на замену". очень тонко и пронзительно -остро поднимает эти же вопросы и вскрывает аналогичные проблемы. Мне кажется, как сказал, мой друг греческий философ и замечательный художник Яннис " у всего  на свете есть две стороны, как у монеты, а по середине ребро она нейтрально, находится постоянно на ребре, это неустойчивое равновесие, вот и видим то одну, то другую сторону , одного и того же", это я к тому, что "я последняя буква в алфавите" - это мы поколение чуть под сорок, зажаты и всего боимся нет своего мнения зачастую, если не работать над своей духовность и развиваться, а "полная свобода и воспитание личности дает эффект " мертвого кролика", умерщвленного без сожаления, без содрагания... мне понравилась фраза из фильма " надо ввести какой нибудь закон, чтобы люди сдавали как на права, право быть родителями". ведь это не только проблема школьных учителей, равнодушные дети.

Эту реплику поддерживают: Таня Ратклифф

Марина, мне кажется, они не столько равнодушные (с чего бы?), сколько не умеющие чувствовать других людей (и животных). Как-то все нет времени и повода этому научиться - все кружки, секции, развлечения, свободное развитие личности. То, что ограничения тоже чему-то обучают - это сейчас не модно :))