Организаторы конкурса называют 2011 год очень важным, богатым событиями, «полным трагедий и беспорядков». Жюри пришлось отсмотреть более 10 тысяч фотографий, чтобы выбрать те, которые, как они надеются, могли бы дать зрителю надежду и утешение.

Начиная экскурсию по экспозиции, Юрре Янсен останавливается в первом зале, где представлены работы, относящиеся к серии «Природа». По словам Юрре, эти фотографии не столько об окружающей среде, сколько о человеке, его взаимодействии с ней. Он останавливается возле работы Брента Стертона, снятой в Южной Африке для журнала National Geographic. На ней изображен носорог, лишившийся рога по вине браконьеров. «Здесь представлена не красота, а то, как ее разрушают. Смотреть на это неприятно, но это тот мир, в котором мы живем», — говорит Янсен.

Работы, выставленные в следующем зале, показывают разные стороны повседневной жизни людей. На фотографии мы видим молодую девушку, поющую на сцене дешевого кафе в Сочи. Голландский фотограф Роб Хорнстра снял эту историю на собственные деньги, запустив сайт, с помощью которого ему удалось собрать около 66 000 евро. Редакция никогда не дала бы ему денег на съемки подобного проекта. В этой истории для иностранного зрителя интересно то, что в российской глубинке это воспринимается как серьезная профессия. На место артиста в этом кафе был объявлен конкурс, в котором приняло участие большое число людей. Юрре также обратил внимание на интерьер кафе: «На заднем плане мы видим колонны, виноградные листья. Можно подумать, что действие происходит не в России, а, например, в Греции или Риме».   

«Я очень хочу остановиться здесь», — говорит Юрре, показывая на работу Дональда Вебера, снятую на Украине, в комнате для допросов. Всего на съемку этой серии у Вебера ушло несколько лет, что позволило ему сблизиться с осужденными людьми, внести свои переживания в работу. Юрре акцентировал внимание гостей на выборе формы и света: веселые обои, теплые желтые тона «резко контрастируют с присутствием трагедии в кадре». Серию «Повседневная жизнь» продолжает история, запечатленная Алехандро Кирчуком. На фотографии пожилая пара, Маркос и Моника. Моника страдает болезнью Альцгеймера. Жюри посчитало необходимым представить эти кадры, так как сегодня все знают о существовании такой болезни, но мало кто понимает, как живут люди, борющиеся с ней каждый день.

Один из победителей конкурса Александр Гронский представил серию фотографий о повседневной жизни обитателей московских окраин, о пустоте, которая их окружает. «Его часто называют документалистом-графиком. Он один из моих любимых фотографов», — добавляет Юрре.

Наибольшее количество фотографий, относящихся к рубрике «Новости», было связано в этом году с катастрофой на Фукусиме и «арабской весной». Заслуживают внимания кадры японского фотографа Коичиро Тезуки: ему посчастливилось запечатлеть Фукусиму с вертолета до и после аварии. Благодаря его фотографиям можно видеть масштабы разрушений. Когда же мы говорим об «арабской весне», нельзя игнорировать работы Реми Ошлика, снявшего серию редких кадров, в том числе и кончину Каддафи.

Лучшее фото World Press Photo, ставшее эмблемой выставки, было снято в Йемене во время уличных боев. Фотограф Самюэль Аранда, пытающийся укрыться от опасности, забежал в дом, где увидел сына на руках у матери. Юноша был ранен гранатой и два дня провел в коме. «Почему мы выбрали именно эту работу? Здесь мы видим другой взгляд на “арабскую весну”. Здесь присутствует момент тишины, момент сочувствия, контрастирующий с окружающим миром жестокости», — объясняет Юрре.

Организаторы выставки говорят о том, что для них очень важно, не снижая уровня фотожурналистики, освещать главные мировые события. «Можно не смотреть, но нужно знать, что это есть», — говорит Юрре Янсен. 2011 год был значимым в мировой истории. На World Press Photo можно вспомнить самые яркие его моменты.