Светлана Марич:

Мне все равно, сетевой отель или, наоборот, бутик-отель всего на две комнаты, главное — качество продукта. Важно, чтобы в отеле был современный дизайн с интересными объектами искусства, без пыльных ковров, душных штор, огромного количества старомодного текстиля. Большинство отелей похожи друг на друга: ничего из себя не представляют, заполнены старыми предметами мебели. Наверное, на взгляд многих, они выглядят шикарно. Но мне нравится, когда место отражает дух нашего времени: мы живем в XXI веке, почему мы должны любить гостиницы в стиле XVIII века? В конце концов, мы же не одеваемся как Мария-Антуанетта, так зачем нам жить в интерьерах ее времени?

Принципиальное условие проживания для меня — нормальный выход в интернет, так как я все время работаю. Если в отеле этого нет, я туда точно никогда не вернусь.

Сумма за сутки пребывания в отеле зависит вовсе не от его качества, функциональности, а от сезона и от того, происходит ли в данный момент какое-нибудь городское событие мирового значения. Например, во время Арт-Базеля в Швейцарии в июне даже самый паршивый отель будет стоить безумных денег, можно отдать большие деньги за какой-нибудь чудовищный Radisson или Holiday Inn. В обычном режиме сумма за сутки пребывания не должна превышать 1000 евро при наличии изумительного сервиса.

Примерно три года назад я открыла для себя отель Standard в Нью-Йорке — проект Андре Балаша, бывшего бойфренда Умы Турман. Он переделал одно старое здание под эту гостиницу, в итоге получилось очень симпатично. Сейчас это один из самых модных отелей в Нью-Йорке. Наверху располагается бар, который называется Boom Boom Room, очень здорово туда ходить пить коктейли, наслаждаться потрясающим панорамным видом на южный наконечник Манхэттена — Гудзонский залив. В номерах все место занимает огромная кровать и ванная, от пола до потолка стеклянные окна, а внизу прогулочная старинная улица (high-line). При заселении получаешь письмо с предупреждением о том, что не стоит ходить голым у окна, так как тебя видно с улицы.

В Петербурге есть очень классный W Hotel, на первом этаже которого находится ресторан Алена Дюкасса. В целом W Hotel соответствует всем современным стандартам красоты, функциональности, стиля. Выглядит ничуть не хуже, чем в других мировых столицах.

В Лондоне я выбираю отель Sanderson, который мне когда-то посоветовала Оксана Бондаренко. Там же находится приятный коктейльный бар, в котором обычно тусуются гости отеля.

Когда приходишь в Sanderson, не возникает ощущения того, что ты бездомный. Там совершенно изумительный дизайн, который выполнил Филипп Старк. Если заказать номер повыше, можно найти террасу с шезлонгами, что большая редкость для Лондона.

Маша Разбаш:

Лично я не люблю больших отелей, где много этажей, людей, где большие бизнес-центры, все мелькает. Они какие-то безликие, в них нет своих особенностей, национального колорита. В них возникает ощущение, что ты такой маленький человечек, который пришел, пожил и ушел. А в маленькие отели приезжаешь как в гости. Мы как-то в Праге были в таком отеле. Большой дом, который держат одни хозяева, которые утром встречали и спрашивали: «Вам яичницу из двух или из трех яиц?» Как будто ты дома на кухне или в гостях у близких друзей. Мне нужно что-то такое, чтобы было ощущение домашности. Есть шикарные сетевые отели такого рода. Например, сеть отелей Serena в Танзании.

В Непале есть одно потрясающее место, которое я могу отнести к любимым, — бывший королевский дворец, в котором теперь располагается отель «Шанкар». Он интересен тем, что все номера там разные. Есть двухэтажные, есть небольшие с большой кроватью, во всех номерах роспись, картины висят. Стоят номера примерно одинаково. Мы всегда ездим большими группами, и кому как повезет, тот так и заселяется. Потом ходим друг к другу в гости, смотрим, у кого какие комнаты.

Отели могут стоить от 50 долларов за номер до 500. И не всегда за 500 лучше, чем за 50. Думаю, что средняя цена — 150 долларов за сутки. 200, если с шикарным видом.

Один из главных критериев при выборе гостиницы — хороший вид из окна. Если это старый город, то обязательно в центре, чтобы красиво, удобно, чтобы можно было вечером погулять, услышать колокольный звон с ратушной площади, если сам отель стоит не на ней. Другими словами, я люблю, когда отель находится в гуще событий города, а не на тихой окраине. Если мы говорим о природе, то в Непале, под Катманду, есть совершенно замечательный отель с огромными окнами, из которых, не вставая с постели, можно увидеть рассвет в горах. Такого я не видела никогда и нигде. При хорошей погоде вдали видны снежные вершины, которые не всегда видно даже со смотровых площадок.

По России я, честно говоря, мало путешествую. Есть такой гестхауз — это нельзя назвать отелем — на Байкале, на Ольхоне, в усадьбе Бенчарова. Она очень известна, в том числе среди иностранцев. Это такой поселок с маленькими домиками, где открыты все двери, нет замков. При этом там есть интернет и, сидя на завалинке, люди со всего мира коннектятся. Там минимум удобства, максимум колорита, с домоткаными коврами, картинками из лоскутков. Конечно, немного a-la-russe, но, на мой взгляд, место этому соответствует. Если там будет новомодный отель со всеми удобствами, то колорит потеряется.

Даниил Мишин:

От отеля я жду хорошего сервиса на стойке ресепшен, много воздуха в номере, бесплатного повсеместного wi-fi, а также желательно максимум недорогих разных услуг: прачечные, глажки и так далее. Конечно же, location тоже имеет значение. Думаю, что цена за сутки не должна превышать 3500 рублей, а бронирование в идеале занимать не больше двух-трех минут в режиме онлайн.

Идеальный в моем понимании отель, а точнее, хостел я встретил в Малайзии — Reggae Mansion KL hostell. Там все было прекрасно: нереальные гости, персонал, очень много общения, безупречная чистота, идеальный сервис, отличный бар на открытой крыше с возможностью пить много вкусного и дешевого пива, общаться с людьми со всего мира.

«Вау-опыта», связанного с отечественными отелями, у меня не было. К сожалению, в России пока еще мало кто умеет создавать домашний уют в отеле, а это очень важно. Например, мы в Bear Hostels стараемся создать такую атмосферу, чтобы гостю казалось, что он из дома никуда не уезжал: у нас во всех хостелах гости снимают обувь при въезде, а еще мы сделали бесплатные гостевые кухни, где есть все нужное для готовки, даже специи и масло, не говоря уже о кухонной утвари.

Игорь Уткин:

В мире много гостиниц, десятки тысяч, я, наверное, был в сотнях. Меня сложно удивить оборудованием, меблировкой, местоположением. В гостинице должна быть домашняя атмосфера, где тебя принимают как гостя. Терпеть не могу обезличенные, стерильные гостиницы — всегда хочется получить немного тепла, которого не хватает в путешествиях.

Прошлой весной я первый раз прилетел в Тбилиси. Рейс был поздний, я очень устал и в гостиницу добрался только в третьем часу ночи. При регистрации на ресепшене попросил сделать хотя бы бутерброд с сыром. В итоге сотрудники гостиницы разбудили директора их ресторана, чтобы получить у него разрешение открыть опечатанный холодильник, а уже через полчаса раздался стук в дверь и в номер вплыл огромный поднос с горячими бутербродами, тостами, ветчиной, сыром и бутылкой вина. Оказалось, проснулся администратор, разбудил охранника, и тот сбегал за этим вином и хлебом в круглосуточный магазин в центре Тбилиси. При этом они категорически отказывались брать за еду деньги.

Еще одна забавная история произошла во время нашего последнего путешествия с участниками проекта «Сноб» в Непал. Около девяти часов вечера все номера нашего отеля «Катманду» обошел двухметровый непальский сервис-менеджер, с виду крайне страшный мужик, и очень трогательно раздал всем по пятисантиметровому цветочку, пожелав спокойной ночи. Казалось бы, пустяк, но он дорогого стоит.

Когда я последний раз был в Одессе, решил, что мне надоели все эти гостиницы со стерильностью, видами и так далее. На одной из центральных площадей города стоят бабушки, предлагающие апартаменты. Одна из них предоставила чудесную квартиру на Малой Арнаутской, с балконом, выходящим в замечательный одесский внутренний дворик. Я получил огромное удовольствие, поставив кресло на балкончике, слушая все эти утренние перекрикивания: «Песя, а ты пошла на привоз или не пошла?» Колорит совершенно сумасшедший. В ближайшее время буду в Одессе, постараюсь повторить.

Совершенно потрясающее место я открыл для себя во время поездки в Венецию. Мы жили в старинном палаццо Ларидан на Гранд-канале, где повар готовил нам восхитительные креветки и прочие итальянские изыски. Кстати, по ценам не отличается от гостиниц такого же уровня.

Вообще, должен сказать, что будущее гостиниц мне видится грустным. Экономически выгоднее содержать сеть, это касается не только гостиничного, но и, например, ресторанного бизнеса. Хочется своеобразности, колорита. К сожалению, экономика диктует обратное. Сеть — это всегда стандарты.

Ирина Вольская:

Самое главное в любой гостинице — это кровать. Она должна быть просторной и удобной, непременно с хорошим бельем. Большую часть времени в путешествии предпочитаю проводить за пределами отеля, знакомясь с жизнью города. Поэтому отель для меня в первую очередь место для отдыха и восстановления сил. Приятно, когда в отеле царит уютная, почти домашняя обстановка. Это мой дом на время путешествий.

Мне трудно выделить одну любимую гостиницу. Они все непохожие, с ними связаны разные воспоминания, истории. Наверное, стоит сказать о La Reserve Ramatuelle Hotel, Spa & Villas, расположенном в уединенном пригороде Раматюэля, неподалеку от светского и шумного Сан-Тропе. Роскошный корпус отеля с уютными номерами и отдельными виллами с частными садами и бассейнами, ресторан, бар и просторный спа. Вся инфраструктура отеля подчинена уединенному и спокойному отдыху. Это идеальное место для отдыха с семьей и друзьями. Изысканная архитектура отеля выполнена французским дизайнером Жан-Мишелем Вильмоттом, входящим в десятку известнейших архитекторов Европы. Отель получился одновременно комфортным и очень функциональным. В нем царит дивная камерная атмосфера, а все номера выдержаны в современном средиземноморском стиле.

В России есть много прекрасных гостиниц со своей историей и тематикой. Например, сочинский отель Rodina Grand Hotel and SPA. Прекрасное место для романтического отдыха. Безупречный сервис и огромная частная территория субтропического парка. Здесь можно днем играть теннис, купаться в открытом бассейне или вкусно обедать на крыше главного корпуса в ресторане «Небеса». А вечер посвятить просмотру любимого фильма в современном кинотеатре. И все это не покидая владений отеля. В Москве это Ararat Park Hyatt и The Ritz-Carlton — безусловно, роскошные отели, которые достойны сравнения с лучшими европейскими гостиницами.

Принадлежность отеля к большому сетевому бренду, такому как Four Seasons или Hyatt, — хороший ориентир, если вы отправляетесь в новую для себя страну. Так вы будете точно уверены в том уровне гостеприимства, на который рассчитываете. Но одиночные гостиницы могут быть ничуть не хуже, а порой даже приятней сетевых отелей. Например, отель Rodina Grand Hotel and SPA поражает высокими стандартами обслуживания и уютными номерами.

Цена пребывания всегда зависит от цели поездки. В бизнес-поездках стоит быть рассудительным и подходить к выбору отеля с умом. В таких случаях я предпочитаю останавливать свой выбор на крупных отелях, но без дополнительных сервисов, таких как SPA или бассейн. А если речь идет о романтических поездках или путешествии с семьей, то я предпочту какой-то особый отель с разнообразной инфраструктурой, чтобы была возможность провести больше времени вместе, например, за партией в гольф.

Ольга Свиблова:

Где бы я ни жила, в каком бы отеле мира не находилась, всегда рядом со зданием отеля, где я должна спать, идут ремонтные работы, в лучшем случае — кладут плитку внутри отеля. Поэтому единственное мое требование, если уж можно оперировать таким термином, к отелю такое: лишь бы рядом не было ремонта. Хотя предсказать это невозможно. Да и в целом мне абсолютно все равно, где жить.

Если уж честно, то я почти везде езжу с бумажкой, на которой написано мое расписание и все адреса, поэтому я почти не вдаюсь в детали: название отеля, антураж, дизайн и прочее. Если я сама заказываю отель, меня интересует только соотношение цены и тишины.

В любом отеле мира я нахожусь не более трех-четырех дней. Очевидно, что за это время невозможно выучить расписание городского транспорта, а тратить все деньги на такси глупо, поэтому также важен критерий разумной доступности. Так, для Лондона с его безумными ценами на такси это вообще один из ключевых параметров. Конечно, приятно, когда большие номера, но гигантизм — это чересчур. Я только что вернулась из Нью-Йорка, где жила в роскошном, чуть ли не десятизвездочном отеле, куда меня селил Pirelli, в котором час уходит на то, чтобы понять, в каком крыле ты живешь, где ресторан, где лобби и так далее. Метаться между золотыми люстрами и роскошными дамами в вечерних нарядах, пытаясь понять, где у тебя встреча, где обед, где интернет, где твой номер и прочее, дико неловко и неудобно.

В гостиницах мне нужны только хорошие подушки, одеяла. Отличные подушки есть только в Америке и начинаются они с Чикаго и Лос-Анджелеса. Лучшие подушки, которые есть в мире, я нашла в какой-то чудовищной дыре в Лос-Анджелесе — это, наверное, был самый вонючий и самый антисанитарный отель, куда меня поселил крупнейший американский фонд. И по иронии судьбы именно там были фантастические подушки, которые мне, увы, не пригодились, потому что я и минуты не прожила в этом отеле. А когда я решила, что в Лос-Анджелесе легко найти отель, это оказалось страшной неправдой — это притом, что я была готова заплатить любые деньги, только чтобы уйти из места, где нельзя было ни к чему прикоснуться.

Второе требование к отелям — это отсутствие запаха. Так, в одном из самых дорогих, престижных, дизайнерских отелей в Майами невыносимо воняет, просто чудовищно. На мой взгляд, в гостиницах ничем не должно пахнуть: ни духами, ни краской для стен — свежий воздух должен быть, вот и все. Ну и, разумеется, у отеля не должны класть плитку. Когда в конце концов я сбежала из этого антигигиеничного отеля в Лос-Анджелесе в какой-то Hilton, то там нашла эти же божественные подушки. В итоге я разузнала, что это была за фирма, и попросила мужа выписать их себе в Москву и на дачу.

Однажды одну ночь я спала в «Балчуге». Это была чистая случайность, которая связана исключительно с тем, что я потеряла ключи от квартиры. И все, что мне оставалось — это либо гулять по улице три часа до утренней встречи, либо где-то поспать хотя бы пару часов. «Балчуг» оказался нормальным, но вообще я ему так благодарна, что он приютил меня, что даже не знаю, как можно его оценивать.