Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Архив колумнистов  /  Все

Наши колумнисты

Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин: Ересь всепрощения

Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
+T -
Поделиться:

Мысли, которые я выскажу, являются еретическими. То есть буквально, насколько я понимаю, признаны ересью на Пятом Вселенском соборе в Константинополе в 553 году. Тем не менее я все чаще и чаще думаю эти мысли, ибо ни в чем больше не нахожу утешения, и никто не может дать мне надежды, кроме Оригена Адаманта.

Вокруг меня люди только и делают, что кричат: «Нет прощения! Не можем простить! Не простим!» А я думаю, что прощение есть, неспособность простить временна, и в конце концов все простят и все будут прощены.

«Не забудем, не простим!» — лозунг нацболов, подхваченный и на Болотной, и православными активистами на молитвенном стоянии у храма Христа Спасителя, и многими защитниками Pussy Riot, — это, конечно, юношеский лозунг, опрометчивый, лозунг человека, который не поверил еще всерьез, что однажды станет прахом. Я-то думаю — забудем, простим. Потому что однажды станем прахом. И кто же тогда будет не забывать и не прощать?

Многие (в том числе журналист Михаил Леонтьев) говорили мне, что Pussy Riot нельзя простить, потому что они оскорбили не людей, а Бога. Дескать, оскорбление себе мы могли бы простить, а оскорбление Богу — никогда. И еще многие мне говорили, что нельзя простить Pussy Riot, потому что они не раскаялись в содеянном. Дескать, нельзя простить человека, который не просит прощения.

Но это неправда. Согласно Евангелию, преторианские воины не просто оскорбляли Бога, но «плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове» (Мф 27:30). А потом повели казнить. И никто из палачей даже и не думал раскаиваться или просить прощения. Тем не менее Господь прощал их и молился за них: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк 23:34).

Странным образом, наиболее последовательной по вопросу прощения Pussy Riot является позиция певицы Елены Ваенги, которая пишет в своем твиттере: «Я не Иисус Христос и не могу прощать всем». То есть понимает, что по-хорошему надо бы простить, но — не может. Не справляется со страстями. Это ничего, Елена, однажды страсти отступят, и простить получится.

Я утверждаю, что однажды наступит день, когда каждый человек простит всех. Агностики достигнут всепрощения в день смерти. Верующие — в день Страшного суда.

В двухсотые годы по рождестве Христовом александрийский богослов Ориген не то чтобы утверждал, но предлагал подумать, так ли уж страшен будет Страшный суд. Не разумно ли предположить, говорил Ориген, что в день Страшного суда Господь простит всех, не только всех людей, но даже и всех падших ангелов, включая Сатану? Ориген называл это «апокатастасис», восстановление. И полагая, что на Страшном суде всех простят, Ориген не отрицал при этом рая и ада, не отрицал воздаяния праведникам и возмездия грешникам.

Я люблю думать про это. Я люблю думать, как предстает перед лицом Господа какой-нибудь распоследний убийца, хоть бы даже и Гитлер. И как в Полях Господа встречают Гитлера шесть миллионов убитых евреев, и все они живы. И как, получив прощение, Гитлер падает на колени и говорит: «Господи? Но как же? Я же убил миллионы людей!» И получает ответ: «А я убил всех». И думает: «Да, Ты убил всех, но Ты и спас всех, а я только убил». И эта мысль начинает гореть в голове убийцы, как уголь. Она-то и есть его ад, его вечные муки, нисколько не противоречащие тому, что он прощен и прогуливается тут в Полях Господа рядом с Шиндлером и Валленбергом, то и дело встречаясь с ними и опуская глаза. Вечно! И была бы его воля, он бы выбрал кипеть в смоле.

Я люблю представлять себе, какое лицо может быть у православного активиста Босых, когда тот предстает перед своим Богом, который никогда не прощает, и — прощен. Я люблю думать, как Надя Толоконникова встречается с Богородицей. Лично. И может повторить Ей фразу «Богородица, Путина прогони», потому что Путин тоже ведь здесь, в Полях Господа. Надя может повторить эту фразу, но не повторяет, мне кажется, потому что совсем уж как-то глупо и даже немного стыдно.

Я люблю думать, что там, в Полях Господа мы все — дети, ибо мы ведь дети. Я люблю представлять себе, как ангел с огненным мечом заботливо говорит Бастрыкину и Навальному: «Леша и Саша, возьмитесь за ручки, а то опять потеряетесь». А другой ангел читает книжку Лимонова и говорит: «Молодец, Эдичка, хорошее написал сочинение». А потом читает книжку Немцова «Путин. Итоги» и говорит: «И ты, Боречка, молодец, тоже хорошее сочинение». А Лимонов смотрит, как при конце времен планеты и звезды в небе складываются в огненные буквы, и думает, что вот как, оказывается, Автор может складывать слова. А Немцов смотрит на итог времен, и понимает, что вот ведь, оказывается, какие могут быть «Итоги». А потом ангел возвращает писателям их книжки, перепутав случайно или нарочно. Я думаю — случайно.

Подобные мысли, как правило, настраивают меня на благодушный лад. Совсем уж в качестве шалости я представляю себе, как Соколова и Наврозов оказываются в Полях Господа на одном поле и как им приходится на этом одном поле… Да-да, апокатастасис предполагает ведь восстановление и тел со всею их телесностью.

Я утешаюсь этим. Не знаю, чем утешаются агностики. Тем, что станут прахом? Лягут в землю, забыв думать о том, чья это земля и кто здесь власть. Ума не приложу. Мне интересно только, успевают ли агностики за миг до смерти понять, что простить можно кого угодно, за что угодно и в любой момент? А если не сумел простить, то беспокоиться незачем: однажды станешь прахом, и всепрощение придет само собой.

Комментировать Всего 27 комментариев
Тем не менее Господь прощал их и молился за них: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк 23:34).

У Вас с логикой плохо? Или так прикидываетесь?

Христос мог прощать мучивщих ЕГО, но Я не имею права их прощать. Потому что не меня, но его мучили.

Человек имеет право (а христианин - обязанность) прощать СВОИХ врагов. Однако права прощать оскорбляющих ДРУГОГО нет ни у кого.

Было бы занятно посмотреть, как ВЫ приходите в полицию и пытаетесь оттуда забрать МОЁ заявление на оскорбителей, заявляя, что ВЫ прощаете МОИХ оскорбителей. Как думаете, что ответят Вам полицейские?

Православные молятся за богохульниц, прося Господа простить их. Но простить их  от имени Господа САМИ права не имеют.

Если всё же осталось что непонятно - спрашивайте. Но оскорбительных для Господа глупостей не пишите. 

Человек имеет право (а христианин - обязанность) прощать СВОИХ врагов. Однако права прощать оскорбляющих ДРУГОГО нет ни у кого.

Хм....Как ни забавно, но я считаю этот тезис очень верным. При том, что истолковываем мы его, наверняка, несочетаемым образом.

Если кто-то на улице вдруг начнет лупить милую, лохматую собачку, или оскорблять, ну например, мою жену или детей, то у меня есть право: обидеться на этого человека; заступиться за обиженного; простить его. Все три процесса могут быть совершенными последовательно друг за другом. Для христианина является нормальным прощать неразумных и ожесточенных. "Ибо не ведают, что творят". Причем вообще не важно, применительно к чему они неразумные и жестокие. Вы имеете право и возможность прощать даже тех, кто направлял свои действия не на вас, но, возможно, этими действиями нанес вам тот или иной ущерб. Другое дело, что прощать очень тяжело. Наказывать значительно легче. Потому что прощение мучительно рождается в твоей душе, а наказание ложиться на тело наказуемого. 

К какому делу? И почему не относится? Дело - это тема, заданная автором. О способности человека прощать. Не важно, кого и когда. Вы обвинили автора в отсутствии логики, и заявили в качестве постулата ересь. Что человек в каких-то ситуация не имеет права прощать. Я этот ложный, нелогичный постулат опроверг. Заявить о том, что это к делу не относиться - крайне популярный демагогический прием избежать уличения в отсутствии логики и аргументов. 

Разъясните пожалуйста, является ли Христос в момент распятия человеком, который просит Бога простить его обидчиков? Или Богом, который просит другую свою ипостась простить обидчиков? И чем в это время занят Святой Дух?

Это всё не имеет значения

применительно к вопросу обсуждения.

Важно, что он толкует о своих врагах.

Эту реплику поддерживают: Алексей Алексенко

Правильно ли я понял, что на свете существуют вопросы, применительно к которым тайна Троицы не имеет значения?

Должен пояснить, что мое одобрение относилось к вашему порыву остановить тринитарный спор и спасти Валерия от опасности выглядеть глупо. Но не к сути разговора о прощении.  Любые разговоры о том, что прощение должно быть ограничено тем-то и тем-то, слишком явно отдают адом.. 

Тут можно вспомнить эпизод из "Расторжения брака" Льюиса, там автобус привозит обитателей ада на экскурсию в рай, и встречаются бывшие подруги. Речь идет о муже одной из них. "Так ты простила его или нет?" - спрашивает одна. "Простила как христианка", - уточняет адская жительница. "Но есть вещи, которые простить невозможно..." ну и так далее.

прощение должно быть ограничено тем-то и тем-то, слишком явно отдают адом..

прощение ничем и не ограничивается

просто третье лицо не может прощать за обиженного

это  элементарная логика

что третье лицо может - это молиться за обидчика кого-угодно

но к прощению оно отношения не имеет

просто третье лицо не может прощать за обиженного

это просто трюизм, а не моральное правило; точно так же никто не может поесть за голодного. Мы всегда прощаем за себя. Вы чувствуете себя оскорбленным, видя, как обижают ребенка, и можете простить это (свое) оскорбление обидчику. Это не мешает вам заступиться за ребенка, если это поможет делу. Как-то так же и с Богом примерно.

Ну, вроде бы православные оскорбились всем скопом, так что Писькин Бунт вроды бы и Ваш враг теперь тоже, чего же вы их не прощаете, Владимир Владимирович? Или вы решили манкировать своими христианскими обязанностями?

Да, насколько я понимаю, что "потерпевшие" православные на суде тоже не в курсе, что они обязаны прощать своих обидчиков? :)

И еще вопрос, если позволите. Когда и в какой именно форме Бог подавал заявление в милицию? С чего Вы взяли, что Бог обиделся и делегировал людям защищать Его? Знамение было? Пытался разразить Пусси райот молнией и не сумел?

Напомню, что обидевшись на Содом и Гоморру, Господь самостоятельно залил их серным дождем, не прибегая к помощи судьи Сыровой.

И когда обиделся на Савла, тоже разобрался с Савлом самостоятельно.

Или Вы всерьез полагаете, что с Савлом Господь разобраться может, а с Надей Толоконниковой не может?

Или Вы всерьез полагаете, что с Савлом Господь разобраться может, а с Надей Толоконниковой не может?

Разумеется, и даже более - вообще мало что понимаю, за неспособностью. И чем проще и банальнее - тем хуже понимаю.

Я тоже, разумеется, мало что понимаю. Поэтому стараюсь не судить, а оправдывать.

Надо ли понимать так, что, "мало что понимая", Вы судите тут Пусси райот за богохульство и меня за отсутствие логики по благословению кого-то, кто понимает?

По благословению священника, например?

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Саша Рязанцев

После Вашего признания

Вам теперь следует писать "Надо ли мало понимать так...?"

И действительно, понимаете в данном случае явно мало.

Нет, на данные именно мероприятия по "суду" Вас и богохульниц благословения не получал. Да такого благословения "судить" кого-то - вряд ли кто и даст. Я бы не давал, будучи священником.

Правда, и слово суд в Православии и в быту понимается неодинаково. И то, что сообщаю здесь о них и о вас, не есть суд в первом смысле. (Это чтобы Вы опять не принялись невпопад цитировать, теперь про "несудимы будете").  

Когда и в какой именно форме Бог подавал заявление в милицию? С чего Вы взяли, что Бог обиделся и делегировал людям защищать Его? Знамение было? Пытался разразить Пусси райот молнией и не сумел?

Эти вопросы - чистой воды ёрничество. Общаться в подобном духе по поводу серьёзных вопросов и сам не намерен, и Вам не посоветовал бы.

И когда обиделся на Савла, тоже разобрался с Савлом самостоятельно.

В своём "малопонимании" заходите всё дальше. Этак выходит, что Бог проявляет себя исключительно в небывалых чудесах.  А когда он действует, используя законы природы (которые сам же и создал, между прочим) и общества, через деятельность людей - тк это вроде и не Бог сделал?

Для детского сада такое представление ещё ничего, а для большого дяди?

Стыдоба.

Господь проявляет себя во всём и всегда.  И даже нередко использует проделки грешников и самого лукавого на пользу своего промысла. 

Секундочку. Сейчас в милицию пачками поступают заявления от оскорбленных в своих чувствах верующих с иском к Пусям за свой моральный вред. Таким образом, мучили Пуськи этих самых людей, и те их не прощают - иски чинят. То есть не следуют примеру Христа.

А если говорить об оскорблении Пуськами самого Господа, то у кого есть от него доверенность прощать/не прощать? Сам разберется, не впервой.

То есть не следуют примеру Христа.

не уверен, что Вы правильно квалифицируете дело: люди так воюют не за себя, но за веру - а это такая же обязанность христианина, как и прощать своих врагов. 

Но даже если кто в чём и согрешил - самому отвечать перед Богом, и уж не посторонним судить их. Не говоря про осуждение.

Тем более - иноверцам, в христианстве не смыслящим. 

Что значит - за веру? Вера не являетя субъектом правовых отношений. Иски приносят конкретные люди. А по-Вашему, оказывается не истцы являются пострадавшими. Ну тогда по их искам моральный вред ответчики не им, а прямо пострадавшему должны отправить. Кому же? Господу нашему судебные штрафы точно ни к чему. А доверенности от него нет ни у кого. Незадача...

Вы бы лучше спросили Владимира Владимировича откуда он выкурил тезис о том, что война за веру "это такая же обязанность христианина, как и прощать своих врагов"! Как правило он затрудняется назвать иной источник, кроме своего революционного правосознания и перевранной цитаты малоизвестного иерея 19-го или 20-го  веков. Чистая ересь.

Эту реплику поддерживают: Елена Савина

Благодарю, Валерий, за высказанное. Похоже, самое нужное сейчас на фоне всеобщего непрощения. Непрощение для меня - это ответ на боль, накопившуюся в нас по самым разным причинам. Эта боль едва ли связана с обидчиком, скорее, с моей сниженной способностью принимать этот мир как есть. Ночью комар жужжал над ухом, я обиделся на комара/жену/себя/другое, днем в качестве компенсации не прощу кого-нибудь. А если над ухом жужжит не комар, а Первый Канал? Однако ненависть не утоляет боль, лишь приглушает. Так у меня. Но прощать не люблю, слово может смущает. Что-то в этом снисходительное, как помилование, демонстрирует власть. Нет, скорее, я убираю свою боль, которую сам и повесил, сам и страдаю. Как говорят "не держать зла". И болевая ситуация растворяется. Вот и выходит, что прощение нужно в первую очередь мне самому, для исцеления, для продолжения пути навстречу тем самым Полям Господа.

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов, Евгений Дятлов

картина прекрасная. Текст замечательный