Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Архив колумнистов  /  Все

Наши колумнисты

Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин: Проще закона

+T -
Поделиться:

Описывать разговор с таксистом — что может быть банальнее? Это глупо, в конце концов. Вот я и описываю разговор с таксистом.

Таксист, которого я нанял во время командировки в Самару, оказался нормальным мужиком. Меня надо было отвезти в Димитровград, подождать в Димитровграде, отвезти в Самару, забрать в Самаре через несколько часов и отвезти в аэропорт. Мы провели вместе более или менее весь день.

И о чем только мы не поговорили! О самодурствующем начальнике местного ГАИ, который велит разлиновывать дороги так, что пробок становится только больше. О холодном лете. О фарватере реки Волга. О бабах, разумеется, про которых никогда не поймешь, что у них на уме. О взрослых сыновьях, которые, так поглядишь — вроде здоровые уже дядьки, а этак поглядишь — сущие еще дети. О пиве, об арбузах, об общественном питании, об иномарках российской сборки…

Ну и, разумеется, зашел рано или поздно разговор об азербайджанских торговцах, которые «понаехали тут». И это у меня любимая тема. Я люблю пытаться донести до случайного собеседника, будь он таксист или попутчик в поезде, элементарные понятия о толерантности. Получается редко, но, во-первых, упражняешься в народной элоквенции и налаживаешь свой собственный понятийный аппарат, а во-вторых, если удается до собеседника достучаться, то из дальнейшего разговора проистекают удивительные открытия о тайнах народной души. Так случилось и на этот раз. Таксист говорил:

«Они же все заполонили! Они же все рынки держат! Ни одного русского лица не увидишь на рынке!»

«По-твоему, русские хотят торговать? — парировал я. — Вот в Москве попытались устроить эксперимент, выделили на рынках специальные места для местных торговцев, так и пустуют эти прилавки, никто с них не торгует».

Таксист не сдавался:

«Потому что не пускают русских. Рынок держат перекупщики. Ты мне не говори, я картошкой занимался. Ты привозишь свою картошку, а тебе даже разгрузиться не дают. Либо продавай азербайджанцам (он употребил другое, обидное слово) по две копейки, либо тебя просто с рынка выгонят и ты вообще ничего не продашь. Ты мне не говори! Я видел, как вот просто колхозник закалывает свинью и везет продавать на рынок, а его останавливают, обливают тушу бензином и поджигают. Хорошо если самого не сожгут…»

«Куда же смотрит милиция?» — задал я наивный вопрос, радуясь, что вот сейчас водитель мой попадется в ловушку.

«Какая милиция! Купленная вся милиция! Менты же у этих азербайджанцев (он употребил другое, обидное слово) на зарплате!»

«Так, может, дело не в азербайджанцах, а в милиционерах? Как ты думаешь, если завтра исчезнут все эти торговцы с Кавказа, что будет: колхозник сможет свободно приехать на рынок и продать свою свинью, или на рынке все равно будут царить перекупщики, только не азербайджанские, а русские?»

«Как ты говоришь?» — таксист на секунду задумался.

«Я спрашиваю, если не будет кавказцев, торговля станет честной или просто кавказская мафия заменится русской мафией?»

Таксист промолчал. Но я продолжал настаивать:

«Значит, дело не в азербайджанцах, а в ментах? Если бы менты были честные, никакие азербайджанцы не могли бы захватить рынок, а если менты коррумпированные, то рынок все равно будет захвачен, азербайджанскими бандитами или русскими — все равно».

Таксист молчал. Когда разговариваешь с националистом, редко удается заставить его услышать аргументы. Но на этот раз получилось. Таксист молчал. На его простом лице изображалась прямо-таки работа мозга. А я продолжал настаивать: «Нет, ты скажи все-таки, по-твоему, дело в азербайджанцах или дело в ментах?»

«Ну, в ментах, да! — таксист мой сдался. — Ну, в ментах! — он выдержал паузу. — И что ж теперь, ничего сделать нельзя?»

Эта его последняя фраза и была тем самым открытием, ради которого я веду разговоры с таксистами. Из этой его последней фразы следует, что национализм так легко поселяется в массовом сознании, потому что «национальное возрождение» кажется реальным или во всяком случае реальнее, чем установление законности.

«Национальное возрождение» — русские, живущие как братья, помогающие друг другу и успешно противостоящие внешнему врагу, — это укладывается как-то в сознании простого человека. А честные менты не укладываются.

Выгнать однажды кавказцев с рынка представляется реальным. Заставить ментов не брать взяток, разоружить и разогнать эту оккупационную армию, взимающую дань с местного населения, реальным не представляется.

Поэтому они и предпочитают национализм демократии. Национализм проще, понятнее, перспективы его реальнее. Они как тот пьяница из анекдота: потерял рубль в канаве, а ищет под фонарем, потому что под фонарем светлее.

Удивителен тот факт, что иногда им можно даже объяснить эту их ошибку.

Теги: блог
Комментировать Всего 28 комментариев

Так ведь и "русские, живущие как братья" укладываются в сознании только как абстрактная концепция, чисто побазарить типа. А в реальной действительности эти братья обычно и пальцем не хотят пошевелить. Причем не только ради высокой идеи "национального возрождения", не для того, чтобы биться с внешними врагами, но даже для банальной помощи друг другу.

мне кажется, что осознанные националисты - злые, завистливые и ограниченные люди. Вообще все войны происходят от нищеты и недостатка кругозора. Извините за банальность.

Извините, но эта ваша фраза на широту кругозора нисколько не претендует ))

Извините и Вы, Павел, если Вы не поняли, что я не претендую на широту кругозора потому, что она у меня просто есть и такая же естественная как умение дышать. Я вообще не претендую ни на что, это очень приятно - не претендовать. А написала я правильные вещи, в которых убеждена.

и еще из-за нефти, Наташа, из-за нефти.

Национализм - удобный способ оправдать раздраженность от собственных неудач, комплексов, несамодостаточности. Виноватые извне, понаехавшие, инаковерующие, инакомыслящие, инакоживущие, гораздо более безответны, чем те же менты или любые другие представители власти. Это не только у нас. Продвинутые европейцы давно кусают себе локти от  собственной толерантности. Не публично, а в частной беседе они всегда пожалуются на нашествие понаехавших и основавшихся, как дома, арабов, турок, африканцев, китайцев и т.д.

Я с таксистами уже 16 лет каждый день разговариваю.  У них с логикой вообще проблемы, а с отстаиванием своих взглядов - тем более. Потому что им лень и вообще.. У профессионального водителя мышление психически больного ребенка, так какой смысл с ним вообще спорить и пытаться что-то объяснить? Поверьте - это бесполезно. Знаете какой вывод он скорее всего сделал вечером после этого разговора с коллегой по цеху за бутылкой: "Вань, прикинь, оказывается не только азербайджанцы плохие, но и менты, а хуже их только менты-азербайджанцы" (высказывание сильно улучшено мною :)))

Вам не кажется, что это тоже некая форма дискриминации? ))  Только по иному признаку.

Таксист азербайджанцев не любит, вы - таксистов )) 

Ага, а я вообще отличаюсь довольно агрессивной позицией по некоторым вопросам. А таксистов, я не просто не люблю, все гораздо хуже - я ими руковожу уже более 16 лет. :)

Серьезная женщина )

Ну хорошо хоть не "ментами" или "азербайджанцами" руководите ))

Да,уж. Мне только их не хватало для ощущения полноты жизни :)

Браво, Валерий

Как всегда, не в бровь, а в глаз. Я тоже разговариваю с националистами, правда не с таксистами российскими, так как в России не бываю, а с бизнесменами, пенсионерами, чиновниками и прочими вроде бы образованными россиянами. С кем про азербайджанцев, а с кем про обилие черных в Лондоне. Или вот в снобе кто-то писал про то, что Вена - фуфло, потому что типа много "негров" и мусульман.

И удивляет меня то, что эти вот образованные казалось бы люди способные решать в голове нетривиальные задачи, в этом вопросе вдруг сходят на уровень необразованных неучей, с аргументацией трехлетнего ребенка.

Мне вот интересно, что было бы если бы из Москвы вдруг исчезли подмитающие улицы узбеки, продающие клубнику айзербайджанцы, работающие на стройках китайцы и турки и торгующие своим телом дамы с Украины. Пусть даже на месяц. Или на неделю. Что бы тогда таксисты говорили бы?

Мне кажется, что противопоставление Валерия не вполне согласованно - разгон оккупационной армии ментов не является прямым соответствием демократии (или ее прямым следствием). Так же как и национализм не является прямым следствием авторитаризма и или, еще хуже, тоталитаризма (советский интернационализм вбивался в голову всеми способами).

Полагаю, что национализм, как и его всяческие разновидности - это всего лишь попытка решения сложного комплекса проблем простыми средствами.

А связь между демократией и национализмом может заключаться в том, что если ты хочешь достичь одного и отказаться от другого, должна образоваться критическая масса людей, осознанно желающая этого. В конце концов омерзительно знакомая якобы цитата из Маркса звучит на самом деле примерно следующим образом: "Свобода - это осознанная необходимость быть свободным".

Короче говоря, такой критической массы людей пока не наблюдается...

Хотелось бы разбавить эту бочку мёда всеобщего брезгливо-ироничного отношения к заблудшему таксисту ))

Все-таки и провинциального таксиста, и "продвинутого европейца" можно понять, особенно, когда этим людям приходится сталкиваться с хамством и неуважением местных традиций "гостями" (заметьте, написал максимально толерантно)).

Можно сколько угодно разглагольствовать о демократии и национализме, но лучше перевести разговор в другую плоскость. Собеседник Валерия просто констатировал факт: взятки дают, криминалом занимаются. За что ему относиться толерантно к этим людям?

Предлагаю Валерию провести душеспасительную беседу о толерантности не с русским таксистом, а с "противоположной стороной" на какой-нибудь отдаленной станции метро поздним вечером. Уверен, эти ребята оценят )) Но занятия боксом не всегда помогают уйти от ножа, поверьте )   

 С господином Жицким согласен. Увы, это трагическая реальность.

Я часто слышу этот аргумент про то, что вроде, если приехал сюда, то одевайся по-европейски, имей одну жену и ходи типа в церковь, а не мечеть, в общем "уважай местные традиции". Но так ли это важно? Что, мы должны все быть одинаковы и безлицы?

И я что-то не вижу много европейцев одевающихся в восточную одежду, когда бываю на Ближнем Востоке или закрывающими свои татуировки в Японии, а про англичан, живущих в Испании, и вообще говорить не приходится: у них там в каждом городе "маленькая Англия" с пабами, фиш и чипс, красными облезающими от загара затылками. И по-испански мало кто говорит, хотя живут там по много лет. И как правило, это те же самые люди, которые возмущаются, что дескать много иностранцев у них в Лидсе или Брэдфорде.

А что касается московского "понаехали здесь всякие", то что удивительно, это распространяется на всех немосквичей вне зависимости от цвета кожи и акцента. Я как коренной москвич это слышал с детских лет, но до сих пор понять никак не могу, почему какой-нибудь рязанец, иркутец или чечен должен получать регистрацию и давать взятки за это нашей доблестной милиции, если он остается в Москве больше трех суток.

Прав, однако, Валерий.

Про традиции...

"Уважать традиции" это значит не плевать в тех, на чью землю ты приехал. У себя в пустыне имей хоть 100 жен. Но если здесь законом многоженство запрещено, то соблюдай закон. А если у кого-то в племени людей принято жрать, то можно для разнообразия и тут в меню этот пункт включить, да? Ну чтобы ребята себя чувствовали как дома и ничто не ущемляло их права?

Про англичан...

Много вы видели англичан массово поджигающих, например, в пригородах Мадрида автомобили?

Саша, пока вы играли в крикет, мир слегка изменился.Война уже идет и, как это не прискорбно, на территории старушки-Европы. Такова реальность и никуда от этого не деться. В России с её объемами коррупции ситуация еще хуже.

Я вот Вам как скажу, мой юный друг. Мне могут не нравится мусульмане в целом или айзербайджанцы в частности. Мне могут не нравится их лица, одежда или запах. Но мне нравится жить в свободном обществе. Где ничто из этого не имеет отношения к их (и моим, и Вашим) правам. Потому что, есть много людей, кому я (или Вы), может, тоже абсолютно не нравимся. Но это не повод, например, мочить меня (или Вас) в сортире или электричке.

Что касается англичан. Они мои братья. Я один из них тоже (только фамилия трудная). Я с англичанами живу, работаю, выпиваю и играю в разные виды спорта. Мне они нравяться, в общем, среднестатистически так, больше, чем неанглечане. Однако, я не знаю поджигали ли англичане машины в пригородах Парижа (не помню про Мадрид, извиняйте, а в Париже был в те самые дни). Знаю, что действительно в Сен-Дени, где в основном все это происходило, действительно много неевропейцев. Но (и это самое главное) я точно знаю, что поджигавшие автомобили люди не делали это по причине их цвета кожи, языка или религии, а по причине их экономического положения, отсутсвия работы, денег, тех же машин, а также желания привлечь к этому отсутствию внимание властей, которые сделали возможность получения работы выпусниками ВУЗов почти что невозможным.

И это ничем абсолютно не отличается от маршей пенсионеров в России или, например, антиглобалистических демонстраций в Лондоне, где англичане и не только разбивали витрины и дрались с полицией, защищая свои идеалы, с которыми, кстати, я абсолютно не согласен. Но согласен с тем, что им можно об этом говорить и даже кричать, и даже немножко драться с полицией, если та не так себя ведет.

Нам, людям из Сити, в те дни советовали ходить на работу не в костюмах, а в джинсах - а то ведь рожу демонстранты могут набить. Я же надевал мой самый приличный костюм и даже галстук (обычно галстук ношу только на встречи с клиентами) и шел в толпу, которая провожала меня странными взглядами и неприятными словами. Я был как Ваши айзербайджанцы: я не так выглядил, у меня был неправильный цвет кожи (загар от круглогодичного гольфа вместо прыщавой кожи забывшей вкус витаминов) и от меня не так пахло (не спальным мешком, а чем-то подаренным моей невостой на очередной праздник). И может, набили бы мне морду, но как-то пронесло. А я остался сам собой в независимости от обстоятелств.

Саша, вы упорно не хотите вникнуть в суть мной написанного.Причем здесь одежда, запахи и "нравятся - не нравятся"?

Попытаюсь в третий раз донести свою мысль.

Напомню, разговор начинался с таксиста, обвиненного в "национализме". Так вот, боюсь, что таксист этот о национализме имеет весьма отдаленное представление и очень удивился бы, если бы его в эти ряды зачислили. Он, повторюсь, просто сказал о том, что каждый день видит. Только и всего. И то, что он видит, вызывает вполне предсказуемую реакцию. Не надо никого в "пещерном расизме" обвинять и вести пространные рассуждения. Все куда проще.

Так же не надо создавать вокруг поджигающего автомобили быдла ореол борцов за права, ставя их на одну планку с нашими пенсионерами или ещё кем-то.

Вы постоянно проводите какие-то странные параллели между вещами несопоставимыми. Так же и с антиглобалистами. Неодобрительными выкриками вас наградили за провокационное поведение. Что вы еще ждали? Ну хоть морду не набили ) Хочется приключений? Тогда надо было сходить на недавний матч кубка лиги между Вест Хэмом и Миллуоллом, сменить свой костюм и галстук на хорошую заварушку )))))

Ваше желание жить в свободном обществе я вполне разделяю, но любые спекуляции, истерия в СМИ или упрощенный подход раздражают.   Должна быть вменяемая национальная и миграционная политика.

События в Кондопоге, Ставрополе и (совсем недавно) в Астраханской области четкое тому свидетельство. Очень глупо полагать, что эти конфликты возникли только лишь из-за того, что местному русскому населению не нравится чей-то цвет кожи или манера одеваться. Не считайте людей за идиотов.

West Ham

Жалко, что на Вест Хэм пойти не удалось. Я не везучий, как не приду, все проигрываем, то Арсеналу, то Тоттенхэму, а то и Вилле. Так что оставшись дома обеспечил своей команде заслуженную победу над Миллволлом.

Саша, конечно не должен. Быстренько на "гастроли" в Москву съездил на три денька и домой с деньгами. Вам знаком термин - гастролеры? Знаете к кому относится? А коренной москвич,Саша, это человек, который живет в Москве, а не в Лондоне.Так, что уважаемый, Вы уже не "как коренной москвич" А что кстати такое коренной москвич?

Коренной москвич по определению тот, у кого там корни: мама, родившаяся в самом центре, и отец, родившийся на окраине Москвы.

А Ваше отношение к гастролерам - это то, что я и имею в виду: типа мы - властелины колец (бульварного, садового, третьего и МКАДа) и они - гоблины с древесными конечностями (к сожалению, не смотрел фильм, так что извиняйте, если не то фото прилепил).

Саша, коренной москвич по определению, как Вы выразились, это совсем не то что Вы написали. Вот как раз по определению - это человек, имеющий 4 поколения москвичей прямыми родственниками и живущий сам в Москве, и не меняющий ее на другие страны. А "гастролеры", уважаемый Александр (и значение этого слова очень хорошо знают именно коренные москвичи) - это категория преступников, которые приезжают в Москву на несколько дней и совершив различные преступления (в основном грабежи, кражи, мошенничества) уезжают в свои родные города с заработанными преступным путем деньгами.  Именно ради безопасности жителей и гостей Москвы и введена регистрация приезжих, которые находятся в нашем городе свыше 3-х дней.Получить такую регистрацию вовсе не сложно, если человек остановился в гостинице(ее оформляют тут же на ресепшен минут за 10) или у знакомых(за полдня в по-моему в паспртном столе или ДЭЗе), так какова необходимость давать взятки? А если человек нигде не остановился, то зачем он приехал в город и что собирается тут делать? Так что мое отношение к "гастролерам" думаю теперь понятно. А еще я очень неблагосклонно отношусь к людям, которые покинув город, где они родились пытаются осуждать взгляды его горожан, аргументируя это принадлежностью к ним. Так, что Вы Александр для меня - бывший москвич. А бывший - это ненастоящий. Зато Вы теперь настоящий английский гастарбайтер. Можете этим гордиться!

Дорогая Марина, спасибо за Ваше время, которое Вы удилили моей ненастоящей московской персоналии. Польщен. 

Вы действительно больше москвич, чем я.

Просто я это считаю своим достоинством, а не недостатком. А то, что Вы мирный и корректно и грамотно уходите от конфликта - это приятно. За это Вам респект.

Валера прав.

Но налицо и другой факт -- русские работать не хотят. Поди заставь их встать на рынке и целый день картошку продавать. Они не захотят. а азербайджанцы, выражаясь культурно, это делают потому, что у них такая работа.

Когда работал на Зоологической, там каждое лето ремонтировали дорогу. и каждый год я наблюдал одну и ту же сцену: полупьянопохмельные русские, сидя на тротуаре и выпивая то, что пить невозможно, обсуждали, выражаясь культурно, что кругом одни чер...... , которые в это время таскали асфальт, укладывали его ну и так далее. И звучал один мотив: "Я за эти деньги жопу не оторву".

Значит,Михаил, русских не любите. Национализм однако. ;)

Как-то у девушек все сводиться к любит -- не любит.

А вы, Марина, много видели работающих русских? Никита Белых на Красноярском форуме часа 4 просидел за столом с разными уважаемыми людьми, обсуждая проблему миграции трудоспособного населения. А когда вышел, я его спросил: "Никит, а трудоспособное население-то у нас есть"? -- "Нет!" -- ответил мне губернатор.

Михаил, вижу в зеркале каждый день :)