Митт Ромни побил Обаму математикой
Кандидаты на пост президента США столкнулись вчера ночью лбами в первом раунде президентских дебатов в Денверском университете. Победил Митт Ромни (и цифры — кандидаты буквально утопили телезрителей в различных статистических данных)
-
- Фото: Getty Images/Fotobank
Когда республиканец и демократ поднялись на сцену, воздвигнутую на хоккейном стадионе Денверского университета в Колорадо, и с одинаково широкой улыбкой пожали друг другу руки, зрителям показалось, что победит дружба. Опросы прочили Бараку Обаме с его репутацией талантливого оратора победу нокаутом (51% американцев, по опросу центра Пью, ожидали победы президента, всего 29% были готовы делать ставку на Ромни).
После дебатов ситуация резко изменилась: оба лагеря поспешили провозгласить победу своего кандидата, но опрос CNN показал: 67% американцев убеждены, что победил Ромни. Правда, для победы на выборах ему придется выступить так же удачно на двух последующих дебатах и нагнать в опросах Обаму, где президент лидирует с легким отрывом (в среднем в два балла), не говоря уж о более серьезном отрыве, до девяти баллов, в «неопределившихся» штатах, которые, собственно, и определяют исход выборов. Но за эти полтора часа на одной сцене с Обамой Ромни удалось добиться того, чего он не мог сделать на протяжении последних нескольких месяцев: представить четкую альтернативу политике действующего президента. (Кроме того, выяснилось, что Ромни выше 185-сантиметрового Обамы.) Для Ромни победа в первых, посвященных преимущественно экономике, теледебатах, которые смотрит больше всего зрителей, была особенно важной: экономика — его конек, но в последние недели Ромни потерял в опросах преимущество даже на эту тему.
Историки, специализирующиеся на американских выборах, утверждают, что за полвека существования теледебатов они добавили в культурную копилку несколько незабываемых моментов (вроде утверждения 73-летнего Рональда Рейгана, что он не собирается эксплуатировать «юный возраст и неопытность» его 56-летнего соперника, Уолтера Мондейла, в политических целях, или физическое наступление Эла Гора на Джорджа Буша-младшего в дебатах 2000-го), но в общем и целом, помимо двух спорных дебатов, они не были поворотным моментом для избирателей. Ромни пытается оспорить эту статистику и изменить динамику предвыборной гонки, в то время как Барак Обама пытается проигнорировать другой статистический детерминизм, который предсказывает поражение президенту, при котором уровень безработицы все никак не опустится ниже 8%.
Дебаты начались с любезностей: поскольку Барак Обама отмечал в этот вечер 20-летие брака с Мишель, он начал свою двухминутную речь с поздравлений жене, пообещав ей в следующей раз отметить торжество в более интимной обстановке, а не перед 40 миллионами зрителей. Его противник тоже потратил несколько драгоценных секунд на галантное поздравление, заметив попутно: «Не сомневаюсь, что это самое романтичное место, какое ты только мог себе представить — здесь со мной...» На этом любезности закончились. Обама несколько раз сверкал своей знаменитой улыбкой, чтобы разрядить атмосферу, но большую часть времени он напряженно смотрел на подиум, избегая прямого контакта глазами с Ромни. На лице республиканца поначалу тоже застыла вежливая полуулыбка-полугримаса, но в какой-то момент он разошелся, с видимым удовольствием нанося Обаме удар за ударом. Ромни даже присвоил традиционный прием своего противника и упомянул несколько раз истории реальных американцев, которые пострадали (экономически) за годы правления Обамы. Тем самым Ромни сумел доказать, что он хоть и миллионер, но не глух к гласу народа, а Обама проиграл, упомянув лишь историю своей бабушки, которую американцы уже слышали в разных вариациях как минимум пару десятков раз.
Правда, охочая до зрелищ и конфузов публика так и не получила желаемой хлесткой фразы, которая стала бы мгновенным хитом на YouTube (в отличие, например, от прокола Ромни во время одного из 23 дебатов в процессе первичных выборов, когда он предложил губернатору Техаса Рику Перри «поспорить на 10 тысяч долларов», или прокола Обамы во время первичных выборов Демократической партии в 2008-м, когда он высокомерно сказал своей тогдашней противнице Хилари Клинтон, что она «приятна в достаточной мере».
Оба кандидата обвинили друг друга в математических выкладках, которые «не сходятся». В какой-то момент Обама даже предложил публике проверить самим в интернете отчет, на который он ссылался. По словам президента, план Ромни понизить налоги обойдется в 5 триллионов долларов, а его нежелание сокращать бюджет Пентагона — в 2 дополнительных триллиона. И поскольку экономическая политика Ромни отдает предпочтение состоятельным американцам, расплачиваться в итоге придется среднему классу. Обама заявил, что по определениям Ромни даже эксцентричный миллиардер Дональд Трамп может считаться «владельцем малого бизнеса». Ромни парировал, что Обама, грубо говоря, переврал его план («У меня пять сыновей, и я привык к тому, что люди говорят мне вещи, которые не являются правдой, считая, что если они повторят это достаточно много раз, это станет правдой») и что он «ни при каких обстоятельствах» не повысит налоги среднего класса, который «потерпел крушение» при Обаме.
Ромни не поленился перечислить пункты его плана по возрождению экономики: энергетическая независимость Америки (включая нефтебурение у берегов Аляски, «чистый» уголь и так далее), более жесткая политика в отношении Китая, если тот вздумает «мошенничать», улучшение качества образования («надо выдавать школам оценки в соответствии с их успехами, чтобы родители имели возможность перевести детей в более успешные школы»), сбалансированный бюджет и поддержка малого бизнеса.
Помимо Ромни, вторым победителем дебатов можно смело назвать бывшего президента Билла Клинтона: несколько фраз Обамы были фактически прямой цитатой удачной речи Клинтона на съезде Демократической партии, который прошел в начале месяца в Северной Каролине. «Билл Клинтон испытал подход, о котором я говорю», — заявил Обама. «Мы создали 23 миллиона новых рабочих мест. Нам удалось перейти от бюджетного дефицита к активному бюджету, и бизнес преуспевал».
Обама напомнил, что «тяжелейший экономический кризис со времен Великой депрессии» достался ему от его предшественника-республиканца, и намекнул, что Ромни с его стремлением минимизировать контроль над Уолл-стрит приведет к повторению истории. «Если кто-то здесь считает, что избыток контроля (над Уолл-стрит) являлся проблемой, — Митт Ромни ваш кандидат», — заявил президент. Ромни, в свою очередь, сказал что политика «спасения» больших банков за счет денег налогоплательщиков «убивает» банки меньших размеров.
Ромни повторил свое обещание отменить на посту президента реформу здравоохранения Обамы, потому что она была навязана штатам «сверху», и теперь медицинская страховка стоит еще дороже. Обама пообещал, что, когда реформа будет окончательно реализована, будут видны результаты экономии, и напомнил Ромни, что моделью его национальной реформы послужила реформа здравоохранения, принятая в штате Массачусетс, когда Ромни был его губернатором. Республиканец не смутился, заявив, что в этом все и дело — этот вопрос должен решаться на уровне штатов, и дискуссия опять наглухо погрязла в статистических данных.
Ромни большую часть времени на первичных выборах провел в попытке привлечь голоса консервативного крыла Республиканской партии, которая относится к мормону и бывшему губернатору либерального штата с подозрением. На этих дебатах он развернул руль в направлении центра, напомнив, что, в отличие от Обамы, который никак не может наладить отношения с республиканцами в Конгрессе, он прекрасно сотрудничал с законодателями-демократами в Массачусетсе. Обама на это едко заметил, что хотел бы он посмотреть на такое сотрудничество, когда в первый же день в Овальном кабинете Ромни отменит реформу здравоохранения, которую демократы пытались провести не один десяток лет.
В заключительной речи Обама заявил, что он не является совершенством, но он будет бороться за американцев и средний класс во время своего второго срока, так же как он это делал до сих пор. Ромни, который получил право сказать заключительное слово, обрисовал апокалиптическую картину Америки в случае переизбрания Обамы: хроническая безработица, средний класс, зажатый в тиски, повышение стоимости медицинской страховки в среднем на 2500 долларов в год на семью, «разрушительное» для американской армии сокращение оборонного бюджета. Если же президентом станет он, Америка будет сильной страной с процветающей экономикой и 12 миллионами новых рабочих мест.
Оба кандидата получат небольшую передышку перед следующими дебатами, которые состоятся 16 октября в Нью-Йорке. На следующей неделе запланирована стычка между кандидатами на пост вице-президента — Джо Байденом и Полом Райаном. Любителей развлечений явно ожидает разочарование и на этот раз, особенно после дебатов 2008-го между Джо Байденом и губернаторшей Аляски Сарой Пейлин.

ромни го хоум!
Эту реплику поддерживают: Игорь Хомский