Министр, уходи
Японский министр юстиции Кэйсю Танака подал в отставку. В сущности, из-за полной ерунды: 30 лет назад он был сватом на свадьбе у якудза, а ленивые японские журналисты только сейчас откопали этот компромат. Можете представить такое в России? Слышали, чтобы российский министр подал в отставку из-за уголовной сходки, случившейся в прошлом веке?
-
- Фото: AFP/EastNews
Японца по-человечески жаль. Всегда грустно наблюдать, как взрослый человек по-детски оправдывается. «Если бы я знал об этом, то не пошел бы на эту свадьбу, — сказал Танака. — Меня привезли на мероприятие, и только тогда я понял, что вокруг мафиози». Как бы то ни было, японское правительство, которое и так переживает не лучшие времена, временно поработает без министра юстиции.
И так повсюду в мире. Лучшие люди уходят из-за малости. В сентябре член кабинета министров Великобритании Эндрю Митчелл выезжал с Даунинг-стрит на велосипеде (тоже интересная деталь: небось, без мигалок был велосипед) и попросил открыть ему главные ворота. Постовой полицейский отказался, и министр обозвал его плебеем. Даже не обматерил толком. Но не прошло и месяца — и нет больше Эндрю Митчелла: растерзан британскими газетами, подал в отставку.
Мелкое хамство на дорогах, вечеринка тридцатилетней давности — странные поводы для отставки, не правда ли? Да чтобы в России свалить чиновника такого уровня, нужна по меньшей мере баня с проститутками.
С этими министрами — настоящая эпидемия. Не далее как на прошлой неделе покинул пост еврокомиссар по здравоохранению Джон Далли. История — пшик по российским меркам: какая-то темная личность с Мальты предложила табачной компании уладить вопросы при помощи Далли. Еврокомиссар даже не начал переговоры, не говоря уж о получении отката. Он фактически чист. Но едва поднялась шумиха — покинул пост.
Скандалы — это что-то вроде выборов. Законодательная власть обновляется благодаря всенародному голосованию, исполнительная — благодаря периодическому вбросу компромата. Положительный результат очевиден: европейские, японские и всякие другие бюрократы потихоньку, поневоле меняют состав. А наши что?

Наши чиновники до этого еще не доросли. Они не уходят в отставку, даже когда их уличают, хватают за руку и кричат «Караул!».
Сегодня доминирующей формой правления в стране является царизм. Он предусматривает только одно качество, необходимое для работы на любой должности в стране — лояльность государю. Плевать на общество, плевать на общественное мнение, плевать на средства массовой информации. Наши чиновники очень хорошо усвоили это правило. По данным социологического исследования, у нас более 60 процентов граждан считает, что все подмято исполнительной властью, но, как утверждают социологи, большинство это устраивает.
Пока царизм, в особо извращенной форме, устраивает народ в России, все так и будет. И нечего нам кивать на английских чиновников, которые уходят в отставку из-за того, что им оплатили билет Лондон-Париж. А у нас врут, воруют, злоупотребляют — делают все что угодно. Но народ думает, что власть им дана от Бога, а значит, так делать можно.
Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont