Ксения Чудинова /

Филипп Григорьян: Новый театр кукол. Вход душевнобольным, детям до 18 лет и глубоко верующим запрещен

Молодой режиссер Филипп Григорьян стал арт-директором Московского театра кукол, в котором весной этого года тихо и без шума департамент культуры сменил все руководство. О том, что изменилось в театре, о Первом международном кукольном фестивале, который стартует 2 ноября, и о готовящемся «маппет-шоу» Григорьян рассказал проекту «Сноб»

Фото: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ
Фото: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ
+T -
Поделиться:

СС чего вы начали работу в театре?

С пола в фойе. Он был покрыт мрамором цвета стухшего хамона — черт знает что! Насколько я понимаю, пол достался театру в виде обрезков после постройки метро «Бауманская». Мраморные плиты криво-косо постелили и гордо демонстрировали как шик. Я лично физически не мог видеть маленького ребенка, которого родители одели в беленькое, розовенькое, зелененькое, красненькое, бегущего по трупам невинно убиенных. Я предлагал его залить, но это очень дорого, так что наш директор и архитекторы из «Студии 17» покрыли пол серым линолеумом. Серый пол, белые стены, вкрапления яркого цвета. Получилось очень светлое пространство, в котором люди и особенно дети хорошо выглядят. Но это было потом, а вначале мы заморозили старый репертуар.

СМы — это кто?

У нас интендантский театр, главный — это директор Григорий Папиш, замдиректора по художественной части Соня Дурова, замдиректора по развитию Надежда Конорева и арт-директор — я.

САрт-директор — это худрук?

В нашем случае совсем нет. Когда-нибудь у театра появится полноценный худрук, но это буду точно не я. Я многое не понимаю именно в куклах, поэтому здесь я выступаю как консультант, который помогает отформатировать театр.

СИ как вы его отформатировали? Закрыли старые спектакли?

Заморозили. Нам были срочно нужны к октябрю новые, в первую очередь детские спектакли. Надя Конорева и Соня Дурова смогли пригласить звезд: Евгения Ибрагимова, Славу Игнатова, Машу Литвинову, Владимира Бирюкова, Александра Максимычева. Их постановки — знак качества. Влад Костин все лето занимался тренингами с труппой.

ССпектакли уже идут?

Полным ходом.

СКакие отзывы?

Ну какие? «Замечательную мраморную лестницу закрыли дешевым ковролином». Шутка. Билеты хорошо продаются. У нас аншлаги. Но главное, наверное, не сами спектакли, а то, что за сверхкороткий срок была собрана профессиональная труппа. Я тут, кстати, узнал, как у нас обучают в институте кукольников. Они куклу в руки получают на третьем курсе.

СПочему так поздно?

А кто ж знает? Театральное обучение вообще полная хрень; в педагоги зачастую идут не самые талантливые, которым сложно работать где-то еще. И это не смешно, потому что потом, когда начинаешь работать с людьми, которые пробыли в системе больше 10 лет, выясняется, что с ними нельзя ни о чем договориться. Они превращаются в сломанные игрушки, которые надо периодически чинить, чтобы они делали то, что от них требуется.

СИ к вам пришли такие люди?

Нет, слава богу. У нас хорошая труппа. С ними будем ставить от четырех до шести спектаклей, рассчитанных в основном на детей, поскольку все-таки у театра репутация детского. И еще будет один спектакль-локомотив, но с другим актерским составом.

ССпектакль для взрослых?

Да. Весь прошлый репертуар театра был на 100% детский. Не было ни одного спектакля для взрослых, что, в принципе, не очень нормально, потому что в названии театра — Московский театр кукол — нет ни слова о том, что это для детей.
Дело в том, что искусство театра кукол огромно. В некоторых странах это единственная площадка для, например, политического высказывания. В нем бездна разных направлений и стилей. Театр с таким названием должен отвечать за все искусство, за всю индустрию, а не только за детское направление. Индустрия  же появляется, только когда искусство рождает что-то в поп-культуре — то, что смотрят все. И нашему театру тоже нужен такой «паровоз» — спектакль для большой сцены и широкой аудитории, и что-то такое, что возможно только в кукольном театре.

Мы пришли к выводу, что надо делать кукольный сериал: шоу, ситком, что-то в духе «Маппет-шоу» с одними и теми же героями, но каждый раз с новым сюжетом. Что-то такое, чтобы можно было девушку вечером пригласить перед дискотекой.

Единственная группа во всей стране, которая сделала что-то более-менее похожее по энергетике, отвечающее духу двадцати-тридцатилетних, не запаривающее, без этой русской интонации «как бы всем вынуть душу» — это Le Cirque de Charles la Tannes, создатели «Копов в огне». Они три года катают спектакль с абсолютными аншлагами. Именно с ними мы и стали разрабатывать кукольное шоу, которое будет выходить раз в четыре месяца. К сожалению, чаще невозможно. Конечно, мы бы хотели выпускать новое шоу каждый уик-энд.

СО чем шоу?

«Команда сновидений» (Dream Team) с помощью снов меняет ход истории. Заказчиками сновидений выступают ангелы. Первая серия будет называться «Апокалипсис», собственно, она и выходит 21 декабря. Разумеется, это нельзя смотреть душевнобольным, детям до восемнадцати лет, взрослым старше пятидесяти, глубоко верующим и так далее. Никаких ограничений в спектакле нет, они все сняты, за исключением какой-то личной вкусовой самоцензуры.

СЧто сказали в департаменте культуры?

Ничего не сказали. Они знают, что у нас будет шоу для двадцати-тридцатилетних. Они нас не цензурируют.

СА что еще тебе хотелось бы сделать?

Очень хотелось бы привести в театр кукол как можно больше людей (драматургов, режиссеров, художников), с таким театром не связанных. Очень хочется сделать что-то для подростков. И главное, хочется делать постановки для самых маленьких. Мы с художником Александром Захаровым придумали спектакль для двух-трехлетних детей. Интересно, кстати, что у современных детей психика очень отличается от их ровесников, живших 10-20 лет назад. Например, сейчас маленькие дети перестают играть в игрушки, а начинают относиться к ним как к гаджетам — обладать ими. Так что и спектакли надо делать соответствующие.

Итак, что бы я хотел. Хотел бы сделать что-то предельно гуманное. Систему Станиславского отменяем: маленьким детям конфликты не нужны. Ставим двадцатиминутный спектакль, в котором Мишка пришел в гости к Мышке, а потом они вдвоем пошли в гости к Дракончику и стали смотреть, как по небу плывут облака. Причем это будет очень простой, но визуально насыщенный спектакль. Дети его смотрят и идут отдыхать — играть, есть, ходить в туалет, пить водичку, а потом возвращаются в зал и смотрят еще раз этот же самый спектакль.

СЭто же самое ужасное! Все дети смотрят на перемотке одни и те же мультики!

Что значит самое ужасное? Дети так мыслят.

СПочему?

Потому что у детей архаическое сознание, из эпохи Нибелунгов — им интересно смотреть только то, что они уже знают. Им неинтересно смотреть новое, им, на самом деле, не нужны приключения. Дети должны просыпаться в одно и то же время, их должна ждать на столе еда, они должны знать, что в воскресенье с ними погуляют, а во вторник сводят в бассейн. Детям нужны стереотипы, им не нужны события, которые разрушают порядок. Им нужно, чтобы солнце вставало и садилось ежедневно.

При этом второй спектакль будет чуть-чуть другим. Ведь Мышка, Мишка и Дракончик, как и дети, стали на 20 минут старше, а потому внутри сюжета должен произойти крошечный поворот. Может, спектакль стоит так и назвать — «На 20 минут старше»? Взрослым это вряд ли будет интересно. Надеюсь, деньги за билеты назад не будут требовать.

СКакой в твоем представлении идеальный образ Московского театра кукол?

По-хорошему должно получиться так: с одной стороны поп-культура, с другой — продукция для детей, с третьей — авангард и скучная аутентика, например, прижимные марионетки: это когда на равномерно светящемся экране ты видишь оживших прозрачно-разноцветных кукол, а палочек, которыми их прижимают, не видно. Такой древневосточный оживший мультфильм. Это прикольно, но типа очень скучно. Но я готов поскучать на аутентике и авангарде. И все остальные, не так жестко отформатированные спектакли, получат оправу.

ССегодня вы открываете большой кукольный фестиваль. Расскажите, что там будет?

Это Первый Московский международный фестиваль театров кукол, куда приедут труппы со всего мира: из Японии, Германии, Нидерландов, Эстонии, Англии, Чехии — отовсюду. Большинство спектаклей семейные или детские. Они будут идти на двух сценах Московского театра кукол, в «Практике», в Театре кукол имени Образцова и в Центре драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина. Но я бешено рекомендую идти на фестиваль, чтобы сломать стереотип, что кукольный спектакль — это детский утренник. В программе есть спектакль для взрослых Bastard! голландца Дуды Пайвы с огромными страшными куклами, есть для подростков — иранского режиссера Яссе Тамам «Считай до одного». Так что прошу внимательно смотреть на циферку, которая стоит рядом с названием.С

Комментировать Всего 4 комментария

Что за дурное поветрие коверкать армянские фамилии мягким знаком? - Григорьян, Симоньян, Смутьян...

Еще появилась версия иан, Макиан, Степаниан и др. как будто с американским акцентом.

Эту реплику поддерживают: Павел Тихомиров

Интересно. Надо будет посмотреть.  

Эту реплику поддерживают: Вячеслав Поличенко