Наши колумнисты
Ксения Собчак
Медведев и Пустота
В моей любимой книге Пелевина «Священная книга оборотня» есть эпизод, когда лисица А Хули впервые встречается с мастером восточных единоборств. Она, распушив свой непобедимый хвост-антенну, пронзающий все живое, вдруг оказалась ошарашена тем, что ей, по сути, не с кем сражаться: энергия ее ядовитого хвоста попала в пустоту — и пустота ее победила. Это единственный случай поражения лисицы А Хули в книге, который ярко показывает, что все ядовитые стрелы можно победить только бесконечно вязкой и обволакивающей пустотой, когда энергия проваливается в никуда.
Именно этот прием продемонстрировал сегодня на пресс-конференции Дмитрий Анатольевич Медведев. Мы теперь можем сколь угодно долго обсуждать в твиттере, в фейсбуке и где-то еще в интернете, какой молодец главред «Дождя» Миша Зыгарь, что спросил про «Болотное дело», какой молодец журналист НТВ Алексей Пивоваров, что спросил про своего друга Пашу Костомарова, какая молодец ведущая РЕН ТВ Марианна Максимовская, что так тонко спросила Медведева про похолодание. Мы можем обсуждать наточенность ядовитых стрел журналистов, но эти стрелы никуда не попали. Даже на самые острые вопросы, вызывавшие в нас восхищение, мы услышали одни и те же гладкие елейные ответы, которые произносились монотонным голосом, под который можно прекрасно дремать под пледом.
Медведев, Путин и любой другой чиновник или представитель власти в России, отвечая на вопросы, погружают нас в вязкость умозаключений, не имеющих никакого отношения к жизни. Это удивительная игра, знакомая нам еще со времен Советского Союза, когда ты понимаешь, что политический деятель ничего нового не скажет, но все равно с надеждой сидишь у экрана и ждешь, что вдруг прорвется эта блокада, лицемерие, литье воды, и мы все услышим что-то важное. Но раз за разом этого не происходит и, я убеждена, не будет происходить в сложившейся системе взаимоотношений власти и общества.
Мы живем в государстве, в котором одни люди не имеют рычагов и ресурсов, чтобы доказать свою правоту и изменить существующее положение вещей, а другие продолжают повторять штампы про легальное поле и государственную систему, внутри которой «возможен диалог». И в этом бесконечном споре власть уже не боится вопросов. Поможет только хардкор: только реальные документы о коррупции, о сделках, только реальные факты, которых, на самом деле, не так уж и много, потому что в систему не допускают. Разобраться в этом могла бы спецслужба, но она работает не на обнародование фактов, а на то, чтобы их утаить и выпускать потом маленькими порциями, когда разрешают, как это было с Сердюковым и Скрынник.
И в этой пустоте мы будем находиться очень долго, и эта пустота будет раз за разом нас побеждать. Пустота ответов, пустота поступков, пустота в ответ на любую, даже самую острую нашу стрелу.
Читайте по теме:
Дмитрий Медведев ответил на вопросы журналистов в прямом эфире

Это удивительная игра, знакомая нам еще со времен Советского Союза,
И в 10 своих лет Вы уже были знакомы с политической игрой руководителей Советского союза? Сидели у экрана и ждали?
Начиная запись с фальшивой ноты, ждёте ли далее заинтересованного участия читателя? (То есть, почитаете ли читателя наивным простецом?).
Эту реплику поддерживают: