Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Архив колумнистов  /  Все

Наши колумнисты

Ксения Собчак

Ксения Собчак /

Детдом Россия

+T -
Поделиться:

 

За год Госдума наворотила много дел. Последний законопроект «имени Димы Яковлева» стал самым резонансным и наглядно продемонстрировал нам удивительный русский феномен: у граждан России синдром сироты.

Уже много было сказано о том, что «закон Димы Яковлева» — это «закон Басаева», о том, что отвратительно отвечать на меры против коррумпированных чиновников запретом на усыновление детей. И я очень надеюсь, что сейчас, когда мы все так возмущены, благотворителей, помогающих детским домам в глубинке России, станет больше. Я помню, как мы пять лет назад приехали в Кочетковский детский дом, что под Смоленском. Перед нами была страшная картина: дикие, неухоженные, никому не нужные дети, которые ходили чуть ли не в немецких шинелях, оставшихся от пленных Второй мировой войны. И я отчетливо помню, как поняла, что помощь очень нужна детям, живущим за МКАДом, — детям беспросветного мрака. И я мечтаю, что сейчас многие последуют нашему примеру и поедут в детские дома Твери, Костромы, Перми, Кирова, потому что мы должны помогать им, не бросать их, дарить свое тепло и любовь.

Но помимо этого человеческого аспекта, мне бы хотелось остановиться вот на каких вопросах. Как вы думаете, почему депутаты и некоторые люди искренне посчитали, что этот закон — благо? А как вы относитесь к этому яростному «патриотизму»? А не удивляет ли вас легкость принятия решения по детям-сиротам?

В нас очень глубоко сидит формула «не пяди родной земли». Причем пядью у нас считаются как главная геополитическая болевая точка — Курилы, так и заброшенные земли, которые никому нельзя сдавать в аренду. А теперь в эту «пядь» также «уместно» вписываются и дети-сироты.

От того, что «пядь» надо изо всех сил защищать, у многих развивается в ощущение права власти над чужой жизнью. Вмешиваться в личное у нас считается нормой, потому что под угрозой границы общественного. А отсюда — брезгливое отношение к либерализму. Ценность личных свобод, личного пространства, личного выбора не является безусловной и общей для всех людей в России. Вся страна как коммуналка, где на общих собраниях на кухне решается судьба конкретного человека, где на партсобраниях принимаются решения об одобрении или строгих выговорах. Нам искренне кажется, что мы вправе регулировать чью-то жизнь, что мы лучше знаем, что вредит детям и как нужно относиться к секс-меньшинствам. Мы готовы с совершенной легкостью, без дебатов, без глубоких рефлексий, очень быстро принять решение по чужим жизням. И ответственность, которую в развитых демократических странах люди берут очень тяжело, проводя референдумы, публичные дискуссии, для нас совершенно плевое дело.

Эта легкость присуща нам во всех областях жизни. У нас в порядке вещей влезть в чужую ситуацию, всем вместе общественно решить, как к ней относиться. Это ощущение коммунальной квартиры или — хуже — детского дома, где никто не отвечает ни за что, а есть лишь жесткие правила совместного общежития и обязательного условия разделения всеми членами коммуны общих моральных принципов и институций: «Если я так привык и так вырос, значит я знаю точно, как надо». И никому в голову не приходит, что ваша жизнь и ваши представления о мире не могут быть эталоном для подражания — жизнь прекрасна только в ее огромном многообразии.

Это так глубоко укоренено в нас, что, кажется, и не вытравить ничем. Поразительный совок, которого будто бы давно не существует, но который на самом деле является страшным проклятием нашей ментальности.

Мы все сироты одной большой страны. И надежды на обретение дома тают так же быстро, как у тех 46 детей, что ждали своих американских родителей. Существующий режим, который невозможно оспорить, социальное расслоение общества, отсутствие нравственных устоев, тотальное недоверие всех ко всем, презрение к частной жизни, отсутствие общей идеи (у власти идеология монетократии, а у оппозиции «не ври и не воруй», что, разумеется, никакая не идеология) — все это говорит о том, что мы стремительно теряем чувство родины. Мы, люди с российским паспортом, любящие свою страну, пожалуй, не меньше, чем Путин на пресс-конференции, чувствуем себя сиротливо.

Я часто думаю о том, что, может быть, единственное, что осталось у нас общего, светлого, — День Победы. Единственный день, когда ты чувствуешь гордость за свою страну, и это та гордость, которая объединяет абсолютно всех: и старшее поколение, и тех, кто только читал об этом в книгах. Но с каждым годом ветеранов становится все меньше, и скоро этот голос утихнет. Что нам останется тогда?

Я помню, как смотрела лондонскую Олимпиаду и думала о том, как же круто ощущают себя сейчас англичане, понимая, что они — это вся мировая музыка, они — это The Beatles, The Orbital, Rolling Stones, Moby, они — это классика кинематографа, они — это Шекспир и современный театральный перформанс, они — это единый народ с богатой культурой, венчает который, как вишенка на торте, английская королева. И у нас ведь тоже есть богатая культура, которой мы можем по праву гордиться: Пушкин, Чайковский, Достоевский, Толстой... И потом, как озарение, ты понимаешь, что в XXI веке, в современной России ты ничего не знаешь про свою страну, не видишь, не чувствуешь ее, перед тобой только отдельные раскроенные куски. Мы раздробленное общество, без единой цели, без героев, без идеологии — все это подменили нам «правила ведения совместного хозяйства в коммунальной квартире».

Комментировать Всего 7 комментариев

<Я часто думаю о том, что, может быть, единственное, что осталось у нас общего, светлого, — День Победы. Единственный день, когда ты чувствуешь гордость за свою страну, и это та гордость, которая объединяет абсолютно всех — и старшие поколения, и тех, кто только читал об этом в книгах.>

Мне кажется, это позитивное мышление. День Победы все по-разному уже сейчас воспринимают (по крайней мере, в российской глубинке, далеко от блокадного Ленинграда и Москвы, которая вечно "за нами" и "отступать некуда"). Для меня это не столько гордость, сколько боль и острое "никогда-никогда не должны повториться эти ужасы войны". Для многих моих сверстников и ребят помладше - это выходной, когда под звуки салюта можно покричать "спартак чемпион" или, того лучше, съездить к морю и забыть о России хотя бы на несколько дней. Я уж молчу про толпы неонацистов, которые в девяностые рисовали свастики где ни попадя, а сейчас поутихли, кажется, но вряд ли исчезли. Или про тех, для кого гордость подменяется ненавистью к современным немцам.

Что нас объединяет, кроме территории? У нас даже язык разный у всех. Разный язык, разные ценности, разные понимания того, какой должна быть наша страна, разные национальности, разное чувство юмора, разное знание культуры... разве что общее искореженное прошлое. То есть, разное, конечно, но у всех почти - искореженное.

Ксения, отличная аллегория.

Хотела бы уточнить, что Британия, при том, сколько она дала миру, все-таки проходит через проблемы, во многом похожие на наши...только с лагом в 20 лет примерно (подобные проблемы появились у них на 20 лет раньше). Конечно, весь вопрос в том, какой выбор делался в итоге.

Про то, что делать, когда умрут все ветераны Великой Победы: наконец-то начать праздновать День ветеранов - и поздравлять всех наших сограждан, прошедших боевые действия. И спецоперации в "дружественных государствах", и непосредственно войны - вроде Афганистана и Чечни. Это всё ветераны, они все рисковали жизнью, и очень жаль, что чествуют только ветеранов ВОВ, а об остальных забывают.

Ксения, готов подписаться под каждым Вашим словом... Увы, с каждым днем мне все стыднее представляться в моей стране корреспондентом российского журнала.

Видимо навлеку на себя ханжеский гнев, но использовать в качестве объединяющих нацию факторов Moby, Beatles и Rolling Stones куда как более логично, чем вытаскивать из пепла иллюзорные святыни за неимением лучшего. Вместо пусть и жалких, но попыток культурно и научно прогрессировать, мы под строгим надзором большого брата собираем по сусекам военные подвиги, о которых и сами их участники частенько подзабыли. Великобритания, между прочим, тоже участвовала во второй мировой и тоже поздравляет ветеранов, но одним из китов, на которых бы стояла страна, сие называть не приходится. Сейчас даже некоторые дети до 14 лет задают вопрос, а почему, собственно, мы день победы над Наполеоном не празднуем, а над Гитлером вовсю... Если потому, что ещё остались живые участники событий, так и после Афганистана остались, и после Чечни, и после Приднестровья, блин, полно живых, где, мать вашу, их 9-е мая???

Ксения пишет про Пушкина, Чайковского, Достоевского, Толстого и сравнивает их с современными великими британцами, выглядит также, как если бы сегодняшние египтяне фараонами кичились... Они мимикрировали к кучку шумных арабов, а мы в кого?

Если честно, в сегодняшней России гордиться нечем. Вот нечем, и всё тут. Всё, что у нас есть, дала природа. Всё, чего нет, она же не дала. Так и будем в качестве гордости рассказывать потомкам, как наши пра-пра-прадеды в далёком 20 веке в окопах лежали. С наступающим!

Если честно, в сегодняшней России гордиться нечем. Вот нечем, и всё тут. Всё, что у нас есть, дала природа. Всё, чего нет, она же не дала. Так и будем в качестве гордости рассказывать потомкам, как на

Спорное утверждение! Если только лично вам нечем гордиться, но за всех говорит не стоит.

Эту реплику поддерживают: Марина Бушуева

"Мы раздробленное общество, без единой цели, без героев.."

Герои есть. Вот пример: 

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина, Михаил Фейгельман

Мы раздробленное общество, без единой цели, без героев, без идеологии — все это подменили нам «правила ведения совместного хозяйства в коммунальной квартире».

Я хотел Вас спросить вот о чем. То, что выделено цитатой, сопровождается  ли какой-то Вашей эмоцией? Что вы чувствуете в момент, когда к Вам пришло это озарение?