Андрей Емельянов /

Рок-н-ролл и «калашников».
Гражданская война в Африке

Племена туарегов кочуют по Сахаре, не признавая государственных границ. Просторная пустыня — это и есть их родина. «Вот четыре стороны света, и они все — твои, ведь неизвестно, где будешь ты умирать», — написал туарегский поэт. Жить в пустыне нелегко, но туареги редко эмигрируют в благополучные страны. Именно из-за этих симпатичных людей в Африке и началась новая война

Фото: REUTERS
Фото: REUTERS
+T -
Поделиться:

Из сообщений официальных СМИ сложно понять, почему в Африке снова убивают. Мали — беднейшая страна мира — расколота на враждующие север и юг. На севере Тимбукту — на юге Бамако. На севере туареги — на юге все остальные. Французы (а заодно британцы и американцы) помогают южному Мали под предлогом борьбы с терроризмом.  Знакомые стереотипы: добрые, белые, пушистые и цивилизованные европейцы начинают бомбежки, чтобы навести порядок. А что местное население страдает — это, как говорится, издержки цивилизаторской активности.

«...Туареги — не террористы. Терроризм начался сейчас, когда французские военные открывают огонь по всему, что движется. Вот это и есть настоящий террор!» — пишет мне на «Фейсбуке» двадцатитрехлетний Адума. Пишет, между прочим, на прекрасном французском: он виртуозно владеет языком страны, на которую обрушивает свой гнев.

Адума — туарег. Их около пяти миллионов, живут в Мали, Нигере, Алжире и Ливии. В апреле 2012 года туареги объявили о создании собственного государства Азавад — поначалу претендовали на четверть Сахары, но позже ограничились миллионом квадратных километров на севере Мали. Мировое сообщество отказалось признать самопровозглашенную республику. В социальных сетях и блогах молодые туареги (опять же на безупречном французском!) пишут о западной политике двойных стандартов и о священном праве наций на самоопределение. Ситуация парадоксальна: народ, фактическим смыслом существования которого являлось сопротивление государству (любому, будь то средневековая империя Сундиаты Кейты или Франция ХХ века), заговорил о создании государства собственного.

«...Мирная жизнь в Африке невозможна без признания государства Азавад. В борьбе за независимость мы будем сражаться до конца», — гордо заявляет другой мой фейсбучный друг, молодой туарег Мухаммад.

На протяжении всей своей истории туареги боролись с колонизаторами. Ни арабы, ни европейцы, ни соседние народы не смогли их подчинить окончательно. Любое вмешательство в привычный ход своей жизни туареги расценивают как покушение на свободу. Распад колониальной системы не принес желанной свободы: во второй половине ХХ века в Мали, Нигере, Буркина-Фасо то и дело вспыхивали восстания туарегских племен.

Называть их дикарями некорректно. Среди них много талантливых поэтов и художников. С приходом европейцев туареги взяли в руки электрогитары и заиграли блюз: группы Tinariwen, Terakaf и Etran Finatawa собирают огромные залы в Европе и США, Tinariwen даже выступали на разогреве у Red Hot Chili Peppers.  

Туареги сочетают кочевой образ жизни и высокий уровень развития культуры. Против арабов и европейцев они боролись, но вместе с тем многое у них и перенимали. По вероисповеданию они формально мусульмане, но вместо шариата у них матриархат. Причем женщина должна быть обязательно грамотной — именно туарегские женщины создали собственное письмо тифинаг, используемое и по сей день (недавно появились смартфоны с поддержкой этой письменности).

Женщины традиционно занимались выделкой кож. Мужчины — военным делом; в XX веке многие служили в армии у Каддафи, который им пообещал военную и политическую помощь в борьбе за свободный Азавад. Обещания, понятно, не сдержал, но оружием снабжал исправно. Собственно говоря, в Мали военные весной 2012 года устроили путч и свергли президента только потому, что тот не финансировал и не вооружал армию, которая не могла справиться с туарегами, имеющими самое современное оружие. Семь тысяч человек (такова официальная численность армии Мали) с винтовками двадцатилетней давности капитулировали перед воинственными племенами...

Ради создания собственного государства туареги наступили на те же грабли, что и многие народы Африки: пошли на союз с исламистами. В последние месяцы на севере Мали рассредоточены вооруженные отряды группировки «Ансар-Дин» и «Движения за джихад в Северной и Западной Африке». Исламисты набирают сторонников из числа не только туарегов, но и других народов, исповедующих ислам: сонгаев, фульбе, арабов. Их объединяет не только общая вера, но и то, что после обретения независимости в 1960 году они не чувствуют себя свободными и независимыми. Пользуясь имеющимися противоречиями, исламисты настраивают эти народы не только против официального Бамако, но и против друг друга. Туареги тоже оказались жертвами собственных союзников. Молодым пастухам отрубают руки за мелкое воровство. В плену у исламистов оказываются совершенно невинные люди. Машина, некогда запущенная для борьбы за независимость, перемалывает и уничтожает всех без разбора.

Исламские радикалы пришли в Азавад летом, и уже сегодня лидер Национального движения за освобождение Азавада Билял Аг Ашериф пытается  от них всячески отмежеваться. Но для властей Мали и мирового сообщества эти слова ничего не значат: отныне любой туарег — враг и нарушитель территориальной целостности страны. Французы убивают без разбора, точно так же еще несколько месяцев назад северные повстанцы поступали с южанами.

Одновременно с наступлением французской армии идут баталии в интернете. Большая часть моих друзей в «Фейсбуке» — африканцы; туарегов среди них тоже немало. Френд-лента разделилась на два лагеря: одни постят на стену лозунг Vive l'Azawad!, а другие — Vive le Mali! и Vive la France! И вторых с каждым днем становится все больше. Профранцузские посты пишут и те, кто еще две недели назад рассуждал о геноциде туарегов.

Что будет дальше? Полный разгром исламистов французской армией, это очевидно. Но панацеей он не станет. Не решит проблем и признание Азавада: противоречия между туарегами, сонгаями, фульбе и арабами никуда не исчезнут. Кроме того, активизируются туарегские сепаратисты в Нигере, в Алжире, Буркина-Фасо — и Западная Африка снова запылает.

За время своего колониального господства в Западной Африке французы пытались объединить ее разномастное население в единое целое на основе французского языка и европейских ценностей. Проект провалился: овладев языком метрополии, африканцы отнюдь не превратились в европейцев. Результатом европейской политики «окультуривания» стало нелепое зрелище: негр в цилиндре.

Но сегодня страх погружения в хаос гражданской войны подталкивает к союзу с кем угодно, хоть с самим чертом. Народы Мали, которые когда-то боролись вместе с туарегами против Франции, сегодня борются вместе с Францией против туарегов. Да и Франция, вопреки левой риторике Олланда, не стремится расставаться с ролью цивилизатора и просветителя. Проблема не в том, что французы пришли на помощь Мали, а в том, что между двумя сторонами не получается разговора на равных. Мали сохранит территориальную целостность, Франция укрепит пошатнувшееся влияние — и после этого те, кто аплодирует французским военным в «Твиттере», снова будут ругать колониализм. Север и Юг вновь объединятся — против общего врага, что еще совсем недавно был другом. Вот такая диалектика. Есть ли выход из замкнутого круга?

Я слушаю Etran Finatawa — прекрасный психоделический рок из Тимбукту — за окном бесконечные снега, и я не знаю ответа.

Комментировать Всего 18 комментариев

Я - за туарегов! Уж больно название у них классное.

Эту реплику поддерживают: Андрей Емельянов

"Матриархат у них!"

Так это, значит, тётки заставили туарегов разжечь пожар гражданской войны))) Я так и думал.

Рекомендую прочитать рассказ Ефремова про туарега.  Там в конце исполнилась его заветное желание - приехать в СССР и посетить Красную Площадь.  Видимо, к мечте всех прогрессивных советских граждан объединить всех людоедов, от Фиделя Кастро до Ким Чен Ира, Ефремов, чтобы выслужиться перед партийным начальством, добавил и туарегов. 

Эту реплику поддерживают: Сергей Громак

Спасибо. Я сейчас не поленился и отыскал этот рассказ в сети. Вечером почитаю.

  А пока вот иллюстрация оттуда для колорита:

Кстати, в юные годы я любил книги Ефремова. Они очень выделялись своей необычностью и яркостью. Уносили из района "хрущевок" на Варшавском шоссе в межпланетные путешествия и в экзотические страны.

Эту реплику поддерживают: Андрей Емельянов

Кирилл,  не стоит уподоблять туарегов людоедам.  Это - древний народ с интересной культурой и несчастной судьбой.   Решение всех проблем Мали (да и многих других африканских стран) - объединение людей на основе надэтнических и надконфессиональных ценностей, совместный труд на благо земли, где им волею судьбы выпало жить. Очень обидно, что за понимание такой простой истины Африка платит столь дорогой ценой....

Эту реплику поддерживают: Сергей Громак, Евгений Бабушкин

Людоедами в переносном смысле называют не самых демократических лидеров.  К туарегам я никаких претензий не имею, но при выполнении следующих условий: не бунтовать против законного правительства, не вводить шариат (это противоречит ряду конвенций, подписанных правительством, не говоря уже о национальном законодательстве) и не трогать своими туарегскими лапками памятники мировой культуры.  

Кирилл, только вчера в Фейсбуке прочитал новости из первых рук: большая часть туарегов выразила готовность присоединиться к французской армии. Сейчас большинство туарегов выступает не за независимость Азавада, а за предоставление им (и другим народам севера Мали) более широкой автономии.

За шариат выступают далеко не все туареги. Кстати, далеко не все из них являются мусульманами. Исламистские группировки набирают сторонников не только и не столько из числа туарегов, сколько из представителей всех мусульманских народов Мали (сонгаев, фульбе, арабов), умело играя на имеющихся противоречия. Кстати, среди простых туарегов очень много жертв исламистов.

Памятники взрывать хотят не участники движения за независимость туарегов, а те самые исламисты.

Вопрос автономии туарегов рассматривался многократно, но не был и никогда не будет решён в силу двух обстоятельств.  Во-первых, они хотят несколько автономий в нескольких странах, которые бы предствляли собой нечто единое.  Это не укладывается в рамки международного права, да и представляет угрозу суверенитету всех заинтересованных государств.  Во-вторых,  кочевой народ не может иметь территориальную автономию по определению.  Слишком большой "ареал" получится...

Что касается ответственности туарегов за безобразия исламистов, то не фиг было им оружие поставлять.  

Во-первых, на момент деколонизации туареги жили на территориях, принадлежавших Франции, между которыми не было государственных границ.

Во-вторых, их мнения действительно никто не спрашивал.

В-третьих, они имеют право хотя бы на признание своего языка официальным (по крайней мере в соответствующих регионах Мали и Нигера) на преподавание его в школах (с преподаванием национальных языков на севере Мали действительно есть проблемы).

Насчет исламистов полностью с Вами согласен. К

С языком в школах не знаю, как лучше поступить.  Единственный позитивный опыт наблюдал только у the rainbow nation.  11 официальных, конечно, никто не знает, но на 3-4 говорят многие.  Даже мы с коллегами иногда вставляли в разговорной речи фразы на зулу, хотя ни для кого из нас он не родной, да и в университете не учили.

Эту реплику поддерживают: Андрей Емельянов

Ну, статус регионального языка тамашек вполне мог бы получить.

И вообще туареги - народ очень интересный.   И язык интересный у них. Хочу его выучить.

Эту реплику поддерживают: Сергей Громак

Прошу прощения у автора колонки за off-top! Я провожу эксперимент - размещаю ниже приведенную заметку, чтобы подтвердить или опровергнуть догадку о том, что Дорогая редакция убирает статью с главной страницы, если в ней появляется данный комментарий...

Вы хотите поговорить об этом , Павел? Повесьте в своём блоге, сейчас все тексты автоматически попадают в 'Прямо сейчас'. А то Вы выглядите как городской юродивый, вывешивая это в разных богах!   Sorry!  :))