Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Андрей Архангельский   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Ренат Давлетгильдеев   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Наталья Плеханова   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Лев Рубинштейн   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Саша Чернякова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Леонид Бершидский

Леонид Бершидский: Зло нерукопожатия

Фрагмент репродукции картины Эмиля Нольде «Последний ужин»
Фрагмент репродукции картины Эмиля Нольде «Последний ужин»
+T -
Поделиться:

История с отказом барда Сергея Никитина участвовать в юбилейном концерте Юрия Башмета из-за лояльного отношения последнего к «антисиротскому закону» и вообще к Путину — отличный повод задуматься о критериях «рукопожатности» и, что уж там, о границе между добром и злом.

Есть знаменитая цитата из «Архипелага ГУЛАГ»: «Линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями, — она проходит через каждое человеческое сердце — и черезо все человеческие сердца. Линия эта подвижна, она колеблется в нас с годами. Даже в сердце, объятом злом, она удерживает маленький плацдарм добра. Даже в наидобрейшем сердце — неискорененный уголок зла». Похоже, Никитин эту мысль Солженицына разделяет.

К музыканту Башмету он испытывает безграничное уважение и играть с ним на одной сцене считает за честь. А с политической позицией альтиста он «категорически не согласен». Получается, барду видима линия, проходящая по сердцу Башмета. С правой стороны линии — божественная музыка, а с левой — сатанинский Путин, палач сирот.

И вот выйти с Башметом на сцену — значит оказаться по левую сторону, солидаризироваться с тем, что Никитину представляется злом.

С метафизической точки зрения такое представление равносильно признанию, что зло сильнее добра. Откусив, так сказать, со «злой» стороны кэрролловского гриба, уменьшаешься быстрее, чем растешь, откусив со стороны «доброй». Джона Гальяно выгнали из модного дома Dior, а Ларса фон Триера — из Канн за политически неприемлемые высказывания, хотя профессиональных претензий ни к одному из них не было.

И вот, к примеру, Башмет дирижирует оркестром. И все музыканты, следящие за движениями его рук, оказываются автоматически на темной стороне, даже если звучащая в результате музыка — самая что ни на есть райская. Придумал Гальяно платье, делающее из модели королеву, — антисемитское это платье. Снял фон Триер, к примеру, «Догвилль» — фашистский этот фильм.

С точки зрения чисто теологической такие выводы действительно можно делать. Влиятельнейший американский богослов Уолтер Уинк учил, что у корпораций — от «Крайслера» и Пентагона до мафии и, скажем, коммунистической партии — есть души. А раз есть корпоративная душа, то есть и корпоративный грех. Вступая в некую корпорацию — например, в условную путинскую — становишься частью ее коллективной души, принимаешь ее грехи на себя.

Мы иногда не замечаем, как становимся религиозными догматиками. Неразборчивость в общении, в пожатии рук, в совместном употреблении водки с возрастом кажется все большим грехом, и мы устанавливаем для себя некие жесткие правила. Голосовал за «антимагнитский закон» — не буду с тобой знаться. Поступил на госслужбу — вычеркну из списка приятелей. Получил деньги по контракту с какой-нибудь путинской пропагандистской организацией — встал на сторону зла, недостоин быть в моем круге общения.

Не успел оглянуться — а уже линия проходит не по сердцу каждого (вроде с этого начиналось), а между партиями.

Датский художник Эмиль Нольде еще в 20-е годы вступил в нацистскую партию. Он не любил евреев; германская публика, в том числе высокопоставленные наци, любила его. Потом Гитлер захватил Данию, и Нольде подвергся остракизму. Искусство разложения, сказал Гитлер, — и 1052 работы датчанина выкинули из германских музеев. В 1941 году Нольде запретили писать, даже для себя. Он продолжал — акварелью. Работы того периода он назвал «ненаписанные картины».

Что будем делать с Нольде — отказываться смотреть на все его размашистые, иногда чудовищно наивные, иногда горько циничные, но всегда магнетические картины? Или не станем смотреть только на те, что написаны в бытность его фашистом, а листы и полотна, созданные уже в статусе жертвы режима, амнистируем? Что было делать современникам: не иметь с ним ничего общего и, скажем, не поздравлять публично с каким-нибудь юбилеем, потому что он нацист, или продолжать с ним общаться как с гениальным живописцем?

Я не могу заставить себя отказаться от картин Нольде и не смог бы, даже если бы он оказался любимым художником фюрера. Будь я музыкантом, я бы не устоял перед соблазном сыграть с Башметом, даже если бы он зверски мучил кошек и ежедневно служил черную мессу. Глядя на картину, я вижу, — если повторять вслед за Солженицыным, — не зло, а добро в сердце Нольде. Когда я задаю ритм на гитаре и вступает альт, я слышу не зло, а добро в сердце Башмета.

Геометрия сердца — не очень точная наука. Считая Путина и его законы, в общем и целом, злом, я по этому признаку оказываюсь «совместим» с очень многими людьми, с которыми пить водку мне было бы неприятно из-за их воинственного догматизма. С другой стороны, я допускаю, что кто-то из проголосовавших за пресловутый закон мог бы оказаться для меня приятным собутыльником. То есть у меня после грамм трехсот возник бы резонанс с «маленьким плацдармом добра» в его сердце.

Общих представлений о добре и зле на самом деле недостаточно для человеческой совместимости. Для политической или даже для служебной — пожалуй, хватит. Но отвечать за «корпоративный грех» в частной жизни заставляет только какой-то очень уж зашоренный бог. Который сам не верит, что в целом добро сильнее зла.

Комментировать Всего 37 комментариев

Тысячелетиями человек поднимает вопросы справедливости. Справедливость лежит в основе человеческой нравственности - добродетель поощряема, а злонамеренность наказуема. И в понимании справедливости нет места ни искуплению, ни замещению, ни смешению добра и зла. Зло наказуемо, добро воздается добром. Каждый шаг, каждая мысль, каждый душевный порыв, каждое произнесенное слово - все дает свои плоды.

Башмет сделал шаг - породил плод, шаг Никитина и взоры тысяч других людей...

Леонид, мне показалось, что сердце Вы нарисовали с пороком - кровь в нем смешивается венозная и артериальная. Она тоже красная и умозрительно ее действительно не разделить, но жить так нельзя, порок сердца - болезнь не шуточная.

Эту реплику поддерживают: Катя Пархоменко, Сергей Мурашов

Все так, Леонид.

У меня две ремарки.

Во-первых, отношение к художнику через призму политических воззрений - штука более чем распространенная. Вон, недавно Alexei Tsvelik и Маяковского в палачи записал. А "палач", ясное дело, хорошим поэтом быть не может.

Во-вторых, в этой истории с Башметом и Никитиным меня удивила неадекватность последнего в оценке собственной значимости. "Ай, Моська! Знать, она сильна..."

Эту реплику поддерживают: Сергей Громак

А Вы Башмета за слона держите? Ну-ну...

А при чём здесь, извиняюсь, значимость? 

Что же, все люди, ниже рангом (неважно каким) нашего гения Башмета - ДОЛЖНЫ держать нос строго по ветру, и, не дай Бог им сделать что-то в наветренную от Башмета сторону?

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Ирина Неделяй

Никитин молодец. Была возможность заявить о своей оценке к высказываниям Башмета - он ею воспользовался. Но главное, при нерукопожатии чаще всего не возникает никаких ментальных размышлений - хорошо ли это, правильно ли это. Не могу руку пожать, значит не могу - ну, не понимается моя рука, и все. И нечего тут анализировать. Это внутреннее нравственное чувство не дает, и оно вернее всяких размышлений. Музыку башмета он может в записи послушать, если ему захочется. Кстати, бащмет был великим музыкантом. А теперь - одни корпоративы и глубокое разочарование. Когда он в последний раз играл по-настоящему?

По-моему главное в этой ситуации человеку быть в миру с собственной совестью.

Совершил Никитин поступок, который гармоничен с его совестью. Вот и молодец. Кто ж ему судья, кроме как он сам?!

Ау, редакция, у меня давно не работают поддержки! Лен, хотела поддержать

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

почисти кэш.

говорят помогает :-)

Гелия, у меня не работают поддержки только по Хромом (на Мас OS  10.8.2)

Под Сафари все работает и уверен, что под FireFox все работает. Я в этот раз не писал про этот баг в техподдержку, так как был уверен, что они  в курсе. Но если еще пару-тройку месяцев будет то же самое, то напишу. Всем советую сообщать о багах на [email protected]

Кстати, Лена права - очистка кэша помогает. 

Эту реплику поддерживают: Ирина Неделяй, Гелия Делеринс

Спасибо, Степан! Пока что я почистила каш и вроде опять появились. Если опять перестанут, обязательно попробую!

Из писем друзей:

"Ходили в Нью Йорке на два концерта Башмета еще с Ростроповичем: на первом играл в жопу пьяным, на втором  вообще была замена. Так что впечатление оставил.  - Света"

Увы, это общеизвестный факт, я тоже бывала на концертах, на которые он забывал придти или ужасно играл. Он давно уже играет только на корпоративах, по заказу. Но даже это неважно, и алкоголик может в какой-то ммоент опять сыграть гениально, он же был когда-то гениальным музыкантом. Жалко, конечно, ужасно. А теперь эта фраза. Я сразу вспомнила Депардье. Люди не выдерживают сами себя и становятся безумцами.

Башмет-гениальный музыкант! И как все гении-человек сложный и противоречивый!

Сказал, конечно, полную чушь про детей!

И пусть это останется на его совести!

Эту реплику поддерживают: Сергей Громак

Тамара Добржицкая Комментарий удален автором

Леонид, в угоду своей позиции Вы, на мой взгляд, очень вольно обращаетесь с фактами. Никитин отказался участвовать в юбилейном концерте Башмета не из-за "лояльного отношения последнего к «антисиротскому закону» и вообще к Путину", что не являлось никакой тайной, а из-за конкретного интервью, в котором Башмет наговорил какую-то постыдную чушь про детей-сирот. В интервью "Дождю" Никитин совершенно ясно сказал, что признаёт чьё угодно право думать что угодно и любить кого угодно. Но вот чисто человеческий косяк Башмета заставил его отказаться от приглашения. Так что он скорее на Вашей позиции, и отталкиваться от истории (я бы даже не назвал это конфликтом) Никитин vs. Башмет для исследования критериев "рукопожатности-нерукопожатности" на мой взгляд, контрпродуктивно. Ну а что Никитину приятней находиться в одной компании с Юрием Шевчуком и Юрием Норштейном, чем, например, со Стасом Михайловым и Никасом Софроновым, это тоже понятно. Чисто по-человечески))

Леонид, мы не живем в черно-белом мире и  любую (абсолютно - любую!) позицию можно довести до абсурда. Никитин не говорил, что он не будет слушать музыку, потому что ее любит Башмет (или дирижирует любимый дирижер Гитлера), не будет смотреть картины или читать стихи. Он просто отреагировал на конкретную ситуацию: Башмет сделал заявление:

"Если бы больные дети сами находили в интернете телефоны бездетных американских семей, звонили бы им и говорили: "У меня нет родителей, я болен, возьмите меня к себе, вылечите", - это было бы одно дело. Но когда есть посредники, которые зарабатывают большие деньги на том, чтобы этих детей отдавать за границу, - это совсем другое...  Я сам не считаю Америку своим главным начальником, и вот за это я и обожаю Путина, что он умеет сказать: "Мы не Америка, мы Россия, и нам не нужны американские начальники". Возможно, там есть какие-то списки - я не знаю, но все, что произошло с Магнитским, - это наше, российское."

Никитин позвонил ему и уточнил, что именно это Башмет и сказал, и после этого принял решение поступить так, как поступил. В этом конкретном случае мои симпатии на стороне Никитина, так как фраза "Если бы больные дети сами находили в интернете телефоны бездетных американских семей, звонили бы им и говорили: "У меня нет родителей, я болен, возьмите меня к себе, вылечите" производит неизгладимое вечатление.

С фразой АИСа я согласен и часто ее цитирую. Очень точная фраза. (Кажется она из третьего тома).

Кстати, я думаю (уверен), что невозможно воспринимать музыку (или любое другое искусство) в отрыве от личности того, кто эту музыку творит. Все (многие), прочитавшие интервью с Башметом, не смогут слушать его точно также, как будто он этого никогда не говорил.

пожалуй, хватит.

Жаль, Леонид.

Жаль мне Вашего времени, которое Вы потратили на эту статью.

А могли бы ведь что-то хорошее написать.

Эту реплику поддерживают: Ирина Неделяй

Сергей, respectfully disagree. Я не согласен с оценкой Леонида поступка Никитина, но статья затрагивает более глубокий пласт: где та граница подлости (и есть ли она) после которой мы меняем отношение к артистам и их творчеству. Никитин, кстати, не писал, что он изменил отношение к Башмету, как к исполнителю. Он просто не хочет своим выступлением на юбилейном концерте создать ложное впечатление. Имеет право.

Наверное, Вы правы.

Я читал впопыхах, и увидел просто призыв ограничить противоречия подобного рода определёнными условиями. Типа, если тебя пригласили поучаствовать в подобном мероприятии - ступай, и не кобенься, "не нужно выпячивать" идеологических противоречий... И именно это мне показалось не имеющим смысла. 

Перечитал свой комментарий - корявый, и ничего совсем не проясняющий...

Да правильно всё у Леонида - и настоящие, а, тем более, прошлые идеологические грешки гения не убавляют гениальности в его работах, и, если тебе комфортно - отчего бы не смотреть фильмов с участием актёров, поступки которых тебя возмущают, не ценить картин, не любить музыки...

И всё равно - Никитин - прав, и я его поступком горд. А теми, кто считает, что он сделал по-дурацки, когда мог бы из своего участия в концерте вынести некие выгоды - я не горжусь. Так бы и я смог. И стыдился бы этого потом.

"Да правильно всё у Леонида - и настоящие, а, тем более, прошлые идеологические грешки гения не убавляют гениальности в его работах, и, если тебе комфортно - отчего бы не смотреть фильмов с участием актёров, поступки которых тебя возмущают, не ценить картин, не любить музыки..."

C этим трудно спорить, но где-то внутри меня сидит мысль, что автор творения в какой-то мере - часть творения и мы по разному будем слушать того же Башмета ...

Есть такой человек по фамилии Хорн (его считают пророком все хайендшики - те, кто помешан на хорошей звуковой аппаратуре), который утверждал, что знание модифицирует восприятие и поэтому blind test - вещь неправильная. Если вы знаете, что вы сейчас слушаете скрипку Страдивари (или ламповый усилитель по схеме простого триода с трансформаторами, намотанными серебряной проволокой), то вы слушаете это иначе. Если вы знаете, что эта новая музыка написана гениальным композитором, то вы слушаете ее иначе. Если вы знаете, что альтист - гнилой человек, то вы слушаете его иначе. 

Эту реплику поддерживают: Игорь Авраменко

Нмв, это опять всё уже особенности воспринимающего - так он готов воспринимать, или эдак... Можно говорить о закономерностях, но у них обычно бывает определённая область применимости...

По мне - так отношение Башмета к детям - не портит его музыки... Вот по мне...

При этом, (не знаю, в курсе ли Вы - есть у нас такая певица, Ваенга? Как-то мне всегда странны были её песни) когда я узнал некоторые вещи про эту певицу, меня не оставляет чувство, насколько же она мелкий человек, и теперь воспринимать её песни у меня вообще нет никакой возможности...

Возможно, дело в какой-то "априорной готовности" - типа, "этого факта мне достаточно, чтобы думать об ЭТОМ человеке плохо, а вот того же факта, чтоб думать плохо О ТОМ человеке - не достаточно"...

Эту реплику поддерживают: Мария Овчинник

Присоединюсь к мнению Сергея Мурашова, что вполне можно наслаждаться прекрасной музыкой (стихами, фильмом...) выдающегося мастера, не думая в этот момент о его политических взглядах или просто "дальновидном" общественном поведении. Более того, чем более гениален этот человек, тем меньше вероятность вообще вспомнить о таких мелочах на фоне вечного искусства (или другой деятельности). Может быть, я несколько утрирую и максимилизирую такую позицию, но сама стараюсь к ней приблизиться.

Ну вот возьмите самое простое - список доверенных лиц Путина на последних выборах. Ну что, мне перестать считать выдающими актерами и режиссерами Табакова, Калягина и Михалкова? Если я перестану пересматривать "Свой среди чужих...", хуже от этого будет только мне. Или Мацуев перестал быть величайшим пианистом современности? А Акинфеев, Исинбаева и Тарасова - просто никто и зовут их никак? 

Я считаю, что нужно уметь отделять мухи от котлет. Может, в разведку я с Мацуевым и не пойду, но на его концерт - обязательно, и заплачу за билет адекватную его рейтингу цену. Короче, если у меня в голове не отделяется профессиональная деятельность какого-то деятеля от его гражданской позиции (истинной или вынужденной) - это моя личная трагедия.

Еще одно лично мое наблюдение. С советских времен люди в России привыкли, что артисты и др. известные люди являются совершенством во всем. Слушают их высказывания по любому поводу и  переносят свое отношение к их творчеству на Хотя многие из них не являются ни интеллектуалами, ни характером цельным не блещут и вообще кроме своей профессии весьма посредственные товарищи. Если мы перестанем обсуждать, что говорит Михалков о судьбах России и по другим поводам, его перестанут показывать по ТВ и перепечатывать в СМИ. Если  все пожмут плечами и молча пройдут мимо его "перлов"., он скорее пойдет снимать новую "Родню", а не на сходку своих однопартийцев. 

Никитин тоже имеет право на личную позицию. И от того, разделяю я ее или нет, не должна изменяться моя любовь/нелюбовь к его творчеству.

В конце концов, я могу понять профессиональные мотивы тех же Табакова, Калягина или Миронова. Какой нормальный артист устоит перед возможностью иметь собственный театр - не только вершину своей карьеры, но и шанс создать собственные шедевры для нас же ? У меня не повернется язык упрекнуть их в лизоблюдстве. Не каждый обладает мужеством Ростроповича, и я, наверное, тоже. 

"Я считаю, что нужно уметь отделять мухи от котлет."

Согласен. Пытаюсь это делать. 

Ваш пост, Мария, обращен ко мне и Вы, видимо, со мной спорите и чему-то - из сказанного мной -  возражаете, но я не понял - чему. Если я прав и Вы мне возражаете, то мне будет легче понять Ваш пост, если Вы приведете то мое высказывание с которым Вы не согласны. 

"Или Мацуев перестал быть величайшим пианистом современности?"  

А разве он им был?

"Какой нормальный артист устоит перед возможностью иметь собственный театр - не только вершину своей карьеры, но и шанс создать собственные шедевры для нас же ?"

Какой шедевр создали Табаков, Калягин, Миронов после того, как стали доверенными лицами Путина?

Поясняю: я возражаю Вашей фразе "Если вы знаете, что альтист - гнилой человек, то вы слушаете его иначе."

Мелкие комментарии к Вашим вопросам. Если Мацуев не выдающийся пианист, почему его выступления по всему миру в лучших залах с лучшими оркестрами и дирижерами  расписаны на несколько лет вперед? К сожалению, я живу далеко от Москвы, чтобы посещать театры перечисленных деятелей культуры, и к стыду своему не смогу с ходу ответить на вопрос об их последних работах. Но судя по ранее виденным спектаклям тех же Табакова с Мироновым (Калягина я давно не видела живьем), не могу поверить, что они тоже вдруг снимают "Утомленных солнцем".

Мария, фраза  "Если вы знаете, что альтист - гнилой человек, то вы слушаете его иначе." была пояснением (примером), разъясняющим философию Хорна, но, Вы правы, я с Хорном согласен,  иначе не привел бы ее в пример. Но "слушать иначе", не значит "перстать слушать", "перстала нравится". Слушать иначе значит слушать иначе. По другому. Я по другому стал слушать Киссина, когда с ним познакомился. Я по другому стал слушать Бруно Вальтера, когда прочел его биографию. Я по другому стал слушать Кэтлин Ферриер, когда узнал о ее судьбе. Я говорю о себе и вполне верю Вам, что на Вас эти вещи никакого влияния не оказывают

Я не буду спорить о Мацуеве, тем более я был всего лишь на одном его концерте в BAC (в Нью Йорке). Он известный музыкант, у него есть большая аудитория и много поклонников.  У Баскова они тоже есть. Я думаю, что фраза "лучших залах с лучшими оркестрами и дирижерами  расписаны на несколько лет вперед" - сильное преувеличение. Кстати, когда и с кем он выступает в Карнеги?

Мне очень нравятся работы Табакова, Миронова и Калягина и вопрос мой был задан в связи с другим: вступив в ряды "поддерживателей" Путина они получили, благодаря этому, пользуясь Вашими словами:  "шанс создать собственные шедевры для нас же". Я и попросил привести примеры, так как подозреваю, что таких примеров нет.

Про Мацуева могу сказать, что он выступает с Берлинским, Венским, Лондонским филармоническими оркестрами, с оркестром Ла Скала, национальным оркестром Франции и др. - это не дворовые команды, правда? С ними хрен знает кто не выступает как солист, не так ли. Про Каргнеги-холл можно узнать в графике его предстоящих концертов.

Про уважаемых мэтров российского театра я Вам уже ответила. Не думаю, что они получили собственные театры, чтобы там штаны просиживать. Творческие амбиции у них будь здоров. Тот же Миронов тем же Табаковым выучен. Почему бы новому Миронову не расти сейчас в театре Табакова?

Вот тут

http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/news/common/news26659.html

пишут, что буквально на днях Мацуев в третий раз выступал в Карнеги-холле.

ДЕНИС МАЦУЕВ СЫГРАЕТ НА СЦЕНЕ КАРНЕГИ-ХОЛЛА «ПЕТРУШКУ»  27.01.2012

Трудно это считать "буквально на днях", но это и неважно.

Но, Мария, я все равно сдаюсь и буду отныне считать Мацуева "величайшим пианистом современности" в надежде, что мои друзья и знакомые никогда мои посты в Снобе не читают.

Это я еще прошлым годом живу. Короче, без разницы, в этом январе или в прошлом...

С Мацуева мне причитается. Как я подняла его престиж, блин! :)))

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

к сожалению или к счастью, для решения большинства сложных человеческих вопросов нельзя придумать формулы решения. Каждый сам решает руководствуясь собственной нравственностью (отдельный разговор, что это такое и откуда берётся. Утверждаю лишь, что нравственность уникальна, как отпечатки пальцев). Мне, например, слова Башмета представляются или глупыми, или подлыми. Это не значит, что Башмет перестал быть большим артистом. Просто моё отношение к нему как к личности (не таланту!) как-то поменялось... Далёк от максимы типа на одном поле с негодяем с..ать не сяду! Во-первых, у нас не то что поле- страна одна на всех, где мы не только ср..ем, но и по одним улицам ходим, в одних ресторанах закусываем, а во-вторых, смотря что делать: если ср..ать, то я ни с кем, пожалуй, этого делать вместе не стану, а, например, в Лизе-алерт участвовать- почему нет?

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

Геометрия сердца - не очень точная наука

Я вот совершенно иррационально, если не сказать - по-детски глупо, принципиально не одеваюсь в одежду одного известного брэнда. Все понимаю - что уже никакого отношения эта компания к своему же собственному прошлому не имеет, что давно владеют ей итальянцы, но что-то внутри меня громко сопротивляется всегда при виде этого лейбла. Хотя на огромного, немецкой внешности, мужа, ее костюмы садятся как влитые и он ее носит, ибо годами одевался так до меня. Пусть это будет моя перекошенная правда, но для меня это почему-то важно. 

Такого много в каждом из нас. Это и есть мы - из мелочей, в которых проявляется что-то очень личное, очень значимое.

Из переписки с друзьями:

"Возможно, из личной неприязни к Никитину и вообще этой сладкой парочке считаю его отказ играть на юбилее Башмета бестактностью плюс упущенной репутационной прибылью, ибо первая и последняя реакция на этот отказ у всех сущих в ней язык одна - а чего вообще Никитину делать на юбилее Башмета?! 

Мало ли какую хрень нанёс Башмет, 

Это выше человеческих сил! 

- Так ли уж выше! - я, польщенный, разбавил и выпил. - Если хотите, я нанесу еще больше! Еще выше нанесу!.. 

Вот - с этого все началось. То есть, началось беспамятство: три часа провала. Что я пил? О чем говорил? В какой пропорции разбавлял? Может, этого провала и не было бы, если б я пил не разбавляя.

Подозреваю, что Юра по какой-то необъяснимой причине разбавлял. 

35 лет назад Андрей Новицкий как-то, не разбавляя, сказал мне, что познакомился с потрясающим альтистом, у того проблемы с пропиской, ищет жильё, и спросил, нет ли у меня вариантов. Вариантов у меня не было, сам был начинающий бомж, но фамилия и разговор запомнились. Спустя 20 лет я увидел Башмета метрах в 10 от небольшой толпы, окружившей только что засыпанную могилу Рихтера: он стоял один, прислонившись к берёзе, и выглядел от этого особенно чёрным - это выражение лица и образ тоже врезались в память. А в промежутке были фантастические концерты. 

Разрушение личности пьющего человека заключается в том, что он впадает в пофигизм по отношению к себе и окружающим, а также перестаёт различать реальность и виртуальные варианты действительности. Я имел возможность много лет наблюдать такой процесс. Цитированные слова Башмета отличаются очевидным гротеском, и есть не более, чем проявление осыпанного, как роща в сентябрь, алкоголем сознания. 

Если бы Никитин был действительно другом, он бы вправил ему мозги, настояв в период ремиссии, чтобы тот отозвал этот бред.

Даже если Башмет действительно идиот, верящий в то, что сказал, для меня это не имеет ни малейшего значения. Умных и правильных много больше, чем талантливых. 

Но с другой стороны, ведь они зарезали Марата перочинным ножиком, а Марат был неподкупен, и резать его не следовало.

СашаС"

В нашем артистическом, писательском мире, Леонид,

понятие "репутация" размывается, улетучивается.А важно оно первостепенно. Заменить его нечем, Другого регулятора порядочности нет. Вспомните: Мы поименно вспомним всех, кто поднял руку.Никитин вспомнил. Честь ему за это и слава.

Уже вот вы все осудили Башмета!

А ведь он совсем другое сказал!

Все переврали журналюги!

Послушайте, что Юра на самом деле говорил!

Товарищи дорогие! Зачем нам как-то вообще относиться к Башмету или Никитину как к личности с их убеждениями, поступками и др. проявлениями непрофессиональной части жизни? Нам жить с ними что ли? Лично меня интересует только их творчество, к которому я так или сяк могу относиться. А на большее как-то странно замахиваться. Мы же их лично не знаем. Мало ли что нам СМИ напишут!