Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Архив колумнистов  /  Все

Наши колумнисты

Валерий Панюшкин

17744просмотра

Валерий Панюшкин: Игра в ответственность

Илюстрация: РИА Новости
Илюстрация: РИА Новости
+T -
Поделиться:

Я люблю рассказывать детям всякое разное. Потому что взрослые безнадежны (не обижайтесь, я тоже взрослый и тоже безнадежен). Взрослым свою голову не приставишь, да и не нужна им моя голова. Взрослые обычно не готовы не то что принимать мою точку зрения, но даже и слушать мои соображения. Взрослым не нужны мои соображения, я понимаю. А детям нужны, поэтому я люблю рассказывать им всякое разное.

С детьми только, как правило, проблема в том, что они очень мало знают. Не узнают на репродукции картину Веласкеса «Менины», не понимают, зачем в оркестре дирижер, не читали Уоррена, впервые слышат про институциональную теорию, пытаются, пыхтя, извлечь рациональное число, которое было бы квадратным корнем из двух. На ликбез уходит очень много времени. Приходится рассказывать все с начала. Поэтому если дети образованные, то это счастье.

И вот у меня было счастье.

Экономико-математическая школа попросила приехать и рассказать детям, как устроена социальная ответственность. Приехать надо было в загородный санаторий. Раз в году ЭМШ устраивает там выездные семинары. Приглашает таких лекторов, что я бы и сам остался прослушать полный курс. Чтобы попасть на эти выездные занятия, дети соревнуются, пишут научные работы, защищают их перед большой аудиторией, то есть это лучшие из лучших, даже в школе, где и так учатся умники и умницы. Интеллектуальность, образованность, раскрепощенность и тяга к знаниям прямо-таки бросаются в глаза, когда входишь в аудиторию. Семьдесят пар глаз, про которые думаешь — вот бы у меня были такие глаза.

И я первым делом разделил их на три группы. Из семидесяти человек отсадил в сторону пятнадцать и сказал им, что они — социальные низы, бедные-несчастные, нищие и больные, сирые и убогие. Еще я выделил и отсадил в сторону трех человек и сказал им, что они богатые, по-настоящему богатые, миллиардеры. Всем остальным я сказал, что они более или менее средний класс, ну, или как-то сводят концы с концами. По-моему, получилась действующая модель нашего общества.

Потом я объявил, что у кого-то из социальных низов — ВИЧ, инфекционная болезнь. И эпидемия распространяется.

— Каждую минуту, — сказал я, — кто-то из здоровых будет заражаться вирусом иммунодефицита и переходить в группу социальных низов. Думайте, как это остановить. Время пошло.

Дети загалдели. Через минуту один из них получил ВИЧ и пересел к «люмпенам». Дети быстро догадались, что галдеть не продуктивно, и принялись искать выход.

Надо отдать должное этим детям. Они не впервые играют в обучающие игры. Они умеют принимать на себя роли и вести себя соответственно.

«Богатые» первым делом предложили отгородиться. Построить забор, изолировать «люмпенов». Они даже выразили готовность заплатить за этот забор и за эту изоляцию.

И тут кто-то из «люмпенов» закричал:

— Минута прошла! Кто-то должен заболеть! Давайте его нам!

Я обратил внимание детей на то, что «богатые» стремятся построить забор в надежде, что забор остановит распространение вируса, а это глуповато. А «люмпены», заметил я, стремятся не вылезти из нищеты и убожества, но затащить в свое убожество других. Дети подумали и признали то и другое неконструктивным. Что, впрочем, не помешало «люмпенам» и впредь следить за временем и настаивать, чтобы каждую минуту кто-нибудь из среднего класса пополнял их ряды. Однажды «люмпены» даже стали кричать:

— Пусть кто-нибудь из богатых тоже заболеет.

Через минуту «богатый» «заболел», но сразу «купил» себе антиретровирусные таблетки. «Люмпены» были разочарованы, но не возроптали и не устроили погрома.

«Средний класс» тем временем нашел решение. Дети договорились платить налоги, и пусть государство решает проблему распространяющейся эпидемии. Мы выбрали мальчика и возложили на него функции государства. Но я сказал, что мальчик-государство налоги принялся воровать, быстро разбогател и пересаживается к «миллиардерам».

Странным образом никто не возразил. Всем превращение «чиновника» в миллиардера показалось естественным. Даже и сам мальчик не возразил, не сказал, что будет честным и не будет воровать налогов. Тихонько пересел в группу миллиардеров и сидел молчком.

Я обратил внимание детей на эту странность. И дети согласились — да, странно.

Когда все мои «социальные группы» осознали странность своего поведения, началась конструктивная работа. В течение следующего часа мы придумали благотворительные организации, общественные движения, политические партии, независимые СМИ, полицию, избираемый парламент и независимые университеты. Мы придумали, как импортировать новые технологии и как стимулировать социальную ответственность. Мы даже в культурных проектах нашли смысл, а заодно нашли для них финансирование, как государственное, так и благотворительное.

Мы придумали неплохой мир за полтора часа. Мне-то, понятное дело, не доведется жить в этом неплохом мире. А у детей есть шанс.

Читайте также

Комментировать Всего 30 комментариев
кто-то из здоровых будет заражаться вирусом иммунодефицита и переходить в группу социальных низов. Думайте, как это остановить.

Валерий, дети решили поставленную Вами задачу? Люди в их мире перестали заражаться? Или продолжали заражаться, но жили и умирали каждый в своей социальной группе (как, собственно, у нас сейчас в основном и происходит - ведь заданный Вами мир явно модель какого-то другого, не нашего мира)?

Эту реплику поддерживают: Ирина Камаева

Мне казалось, это понятно из текста. Они сначала сообразили, что богатым глупо отгораживаться, люмпенам глупо тянуть людей к себе на дно, а государству глупо воровать. И когда они это решили, стали очень конструктивно и быстро выдумывать институты гражданского общества. Причем сами. Я только задавал вопросы и выдвигал возражения. У них придумать хороший мир получилось. Но это, повторяю, дети из ЭМШ. Действительно очень подготовленные и очень толковые. 

Да нет, Валерий, про гражданское общество я все из Вашего текста поняла :)) И про игры такие знаю (у меня мой младший сын их сам придумывает и проводит со старшеклассниками, причем не с отобранными, а - каких пришлют, и ничего - очень даже интересно играют, недавно вот в низовые муниципальные образования играли, решали проблему: что будет в чердачном помещении: сдать под офисы и получить прибыль или зимний сад разбить. Три класса - сдали и даже деньги большей частью украли, а один раз - нашелся в "ТСЖ" "депутат"-харизматик и - разбили сад :)))

Я про другое: во всех этих играх есть задача, например: привести куда-то корабль, на котором они все плывут, принять какое-то конкретное решение, решить какую-то проблему этого условного общества.

Вот и у Вас задача сформулирована совершенно четко и однозначно, я ее выше с Вас процитировала. Мой вопрос: решили ли Ваши дети поставленную Вами задачу? Что стало с эпидемией и уже заболевшими людьми? 

Они ее остановили. Пришлось, правда, много институтов создать для этого.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

А сколько осталось неинфицированными, пока "определялись с гражданским обществом"? :) Я по Вашим данным считаю так: всего детей 70, 15 (люмпены, они эпидемиологически вроде как не учитываются) в минус, остается - 55 (богачи от заболевания не гарантированы). Минут пятнадцать Вы объясняли условия игры. Потом - один человек в минуту заболевает. Играли - полтора часа. Когда, на каком этапе остановили эпидемию? Сколько осталось здоровых при таком "граждански-демократическом" решении вопроса? :)) 

П.С. Пожалуйста, не сердитесь на дотошность, Валерий. Я не журналист, я - бывший исследователь, у меня так мозги скроены: мне, чтобы понять "рабочесть" модели, нужно знать ее характеристики.

Ну, эпидемия считается остановленной, когда общество договаривается покупать инфицированным антиретровирусные препараты. Тогда вирусная нагрузка у них становится ноль и они перестают инфицировать других. 

Пока разбирались, реально пересели человек десять. На каком-то этапе "люмпены" стали забывать требовать новых жертв раз в минуту. Это корректно. Я считаю, эпидемия должна снижаться уже от информированности общества. А информация пошла очень быстро.

Что некорректно, так это мы не учли проблему приверженности к лечению. Я на эту проблему просто закрыл глаза и не объяснил детям, что проблема такая существует. Предполагалось, что всякий больной, если дать ему лекарства, возьмет их с станет пить аккуратно. На самом деле половина лекарства не возьмет или будет пить черт знает как. Эту проблему мы опустили. 

Моя задача заключалась все же не в том, чтобы объяснить детям, как остановить эпидемию ВИЧ, а в том, чтобы объяснить, как работают общественные институты. И эпидемия ВИЧ -- это все же была упрощенная модель.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

На каком-то этапе "люмпены" стали забывать требовать новых жертв раз в минуту.

Вот это интересно. Отвлеклись, так сказать, от классовой борьбы :)))

А есть ли какая-то статистика по проведению таких "социальных игр": насколько часто появляются "депутаты-харизматики"? И что нужно вложить в голову детям, чтобы осознание социальной ответствености перед обществом появлялось у людей как можно раньше? 

Ольга, я не знаю, к сожалению. Могу спросить у сына, но и он вряд ли знает (он еще очень молод и, как и я сама, больше практик, чем теоретик :)). Но когда я через него познакомилась с этой практикой, была совершенно поражена именно сложностью этих моделей и как старшеклассники (никем нигде не отобранные, самые обычные) ловко и даже весело в эти модели вписываются и играют (участие ведущего после раздачи "ролей" минимально, каждая такая игра длится три-четыре часа, плюс подведение итогов). Причем (что особенно интересно!) исход игры совершенно не предсказуем ни для кого. То есть, вот в описанном Валерием случае, один олигарх вполне мог бы, заручившись поддержкой армии и государства, кинуть половину своего состояния на строительство "противочумных кордонов" "лепрозориев" и исследовательскую программу по изучению этого заболевания. Это был бы вполне средневековый образец, но эпидемия пошла бы на убыль СРАЗУ. Кроме того, в обычном классе обязательно выделился бы "религиозник", который объявил бы эпидемию "Божьей карой" и призвал бы всех молиться, попутно попытавшись "слупить" денег еще с одного олигарха. Образовалась бы секта "искупления". Среди "люмпенов" тутже образовались бы революционеры всякого толка - от анархистов до социал-демократов. И  т.д. и т.п. (это я все из практики таких игр говорю, а не придумываю :)))  Ужасно интересная практика в общем-то, если с одной стороны создатели игры умные и креативные, а с другой - не считают ребят дураками... 

Вот, кстати, не соглашусь про эффективность противочумных кордонов и лепрозориев. Это все было в реальности. Больные в таком случае начинают скрываться, и эпидемия только растет.

На поголовное принудительное обследование всех не хватает ресурсов ни у какого олигарха, ни у государства даже.

Это надо построить ГУЛаг. Но чтобы построить ГУЛаг, надо, чтобы он приносил прибыль сам по себе. В индустриальную эпоху такое возможно. В постиндустриальную -- уже нет.

Про религиозников (разумеется) тоже не соглашусь. Религия (как и поэзия) -- очень некорректный, но очень дешевый способ мобилизации. Может повернуть как во зло, так и во благо.

Валерий, так я же ничего не говорила про конечную эффективность. Просто судить не могу. Чуму когда-то остановили (или она сама остановилась - кто знает?). Оспу извели исследованиями и просвещением.  Холеру в советское время придерживали, но совсем извести не могли. СПИД пока распространяется.

Я-то говорила лишь о том, что обычно дети в таких играх свободно пытаются применить и проиграть все имеющиеся у них знания об истории человечества и это очень здорово, на мой взгляд. Где-то в модели полезно даже и эльфом побыть, не то что анархистом или сектантом - хотя уж какая у эльфов эффективность? :))

Но все-таки: сколько у вас там здоровых-то осталось? :)

Здоровых (то есть людей на стульях для среднего класса) осталось человек сорок. Плюс к тому, мы не знаем, сколько осталось здоровых среди люмпенов. 

Помните, по условию не все люмпены были ВИЧ+, а лишь кто-то из них?

Ага. То есть, созданные гражданские институты заработали где-то через полчаса и потом - никто не заражался? Но как это вышло?! Или просто через полчаса демократия развилась настолько, что зараженных перестали массово "скидывать на дно", а стали "оставлять в приличном обществе" (что собственно сейчас происходит в реале)? Остановили не заражение, но дискриминацию?

Я же писал. Когда гражданские институты заработали, больные стали получать таблетки, вирусная нагрузка у них упала о нуля и они перестали заражать кого бы то ни было. Число ВИЧ+ осталось прежним, но распространение эпидемии прекратилось.

Проблему приверженности к лечению мы игнорировали, как и еще десяток проблем помельче.

Ого, оказывается я и сама серьезно отстала от жизни :)) То есть, если сейчас все ВИЧ+ по миру будут адекватно лечиться, то новых случаев СПИДа просто не будет? И все, попрощаемся с ним, как с оспой? :))

Да нет, в наше время, чтобы чего-то не было, надо просто не вести соответствующую статистику))

Если будут адекватно лечиться, новых случаев не будет.

Но во-первых, попробуй как заставить всех адекватно лечиться, тем более в России и Африке.

Во-вторых, чем больше ВИЧ перекочевывает из списка смертельных болезней в список хронических, тем меньше люди боятся. В цивилизованных странах эпидемия уже пошла в рост, ровно потому, что люди уверены, что в ВИЧ нет ничего страшного и с этим можно жить.

В-третьих, есть проблема резистентности.

Ну, и еще десяток проблем поменьше.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Где-то я уже подобный сценарий читала... Нашла: Сергей Тармашев «Наследие» - про заражение ГМО. Очень сильно и реалистично написано. В ней как раз и показан расклад, когда делается попытка создать резервации.

Статистики не знаю. По моему опыту харизматики появляются всегда, причем ими оказываются самые неожиданные люди.

Вложить в голову? Элементарные знания, элементарные навыки логического мышления и элементарная доброжелательность. Этого, как правило, оказывается достаточно, чтобы решить здраво любую проблему. 

Но при этом есть человек (в вашем случае - тот, кто ведет игру), который критически оценивает возможные последствия и предлагает "подумать еще". Я веду всё к тому, что существуют и бизнес-тренинги для взрослых дяденек и тетенек, которые учат планированию в команде и заранее просчитывать перспективы... Как прийти к тому, чтобы эти сценарии проигрывать "для решений нашего неидеального государства?"

Могу сказать про взрослых, что чем больше они в такие игры играют, тем чаще появляются депутаты харизматики. 

да, дети, они на много лучше. Особенно в выдуманных мирах.

Куда потом всё девается? :)

Эту реплику поддерживают: Ольга Колчина

Татьяна, мой сын говорит, что в этих играх и выдуманных мирах дети (подростки) точно такие же, как взрослые, только более жесткие и несколько менее лицемерные. Но, повторюсь, я говорю не об "отобранных и специально выращенных" детях, а ан масс.

Эту реплику поддерживают: Алена Рева, Ирина Громова

А еще мне кажется, что миры игр куда менее выдуманные, чем мир, который мы обсуждаем в СМИ и в блогах. 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Алена Рева

Вот здесь согласна на 200 процентов! Истинно хотя бы потому, что миру ролевых игр больше лет, чем виду "Хомо сапиенс". А уж образ мира в блогах...  :))

Они, как правило проще просто. И факторов неожиданности либо нет, либо они запланированы.

Угу, про это книжка есть "Повелитель мух".

Мне кажется, все-таки ролевые игры и рельное выживание - немного разное. Что же касается "Повелителя мух"... Тут мне трудно судить. В 90е годы опыт беспризорных стай-команд (я имела с ними некоторое дело) показывал немного другие закономерности. И то, что читала про Гражданскую войну - тоже отличалось. Наверное, все-таки реал зависит от исходников больше, чем любые модели.

Хочется поддержать интересный текст. Дает пищу для размышлений.

Эту реплику поддерживают: Лариса Гладкова

А можно игру в копилочку для игр со взрослыми утащить?

 

Новости наших партнеров