Шутейная демократия
Политическая новость недели: пожилой итальянский клоун, чья партия набрала на парламентских выборах 25% голосов, послал всех в задницу. Vaffanculo! — матерно воскликнул сатирик и шоумен Джузеппе Пьетро «Беппе» Грилло на языке «Божественной комедии». Конечно, Беппе послал не электорат, а профессиональных политиков. И не только своих соперников по предвыборной гонке, а лично сэра Уинстона Черчилля с его скучной мыслью, что плоха демократия, да лучше ничего не придумали
-
- Фото: REUTERS
Девять миллионов голосов за говорливого клоуна — это не протестное голосование в русском смысле (кто угодно, лишь бы не Путин). Это протест против самой природы парламентаризма. Против иллюзии выбора. Итальянцам надоело выбирать то дураков, то мошенников, и они придумали кое-что получше: Беппе Грилло.
Его партия «Пять звезд» — шутейная организация, но не она первая и не она последняя. В 1911 году малоизвестный чешский анархист Ярослав Гашек создал Партию умеренного прогресса в рамках закона, заседавшую в основном по кабакам. Гашека можно смело назвать и первым троллем, и родоначальником политического перформанса.
«Не отправься Колумб в Америку, — писал Гашек в манифесте своей удивительной партии, — не решись он вообще на свою туристическую поездку, индейцы продолжали бы драться друг с другом, у нас не было бы даже фонографа, а у вышеназванного государства — такого источника доходов, как табачная монополия, у простого люда в деревне не было бы его картофельных клецек, мы не знали бы картофеля и самогонки из него, короче, пришел бы конец благоденствию. Итак, Колумб попытался и открыл Америку. Вот так и мы выступаем перед тобой, чешский народ, с новой программой».
Чтобы представить атмосферу, царившую в те годы в Австро-Венгрии, достаточно почитать другого великого пражанина, Кафку. Истосковавшиеся по нормальной жизни чехи не выбрали Гашека в рейхсрат лишь потому, что он и не желал быть выбранным, он смеялся над буржуазной демократией, как положено анархисту.
Клоун Беппе Грилло, напротив, очень серьезен. Потому в его партии не тридцать членов, а 250 тысяч — примерно как в КПРФ. Он против правил, но играет по правилам — и, надо сказать, выигрывает. По гамбургскому счету у него не третье, а первое место: левоцентристы и правые выступали блоками, а «Пять звезд» — в одиночку.
Фондовые рынки лихорадит, эксперты ужасаются, что четверть Италии проголосовала за юмориста. А сам-то медиамагнат Берлускони, трехкратный хозяин Италии, кем был? Записал несколько альбомов песен и стихов и совратил стайку малолеток, бонвиван и шоумен, в общем, артистическая натура. Кандидат в немецкие канцлеры Пеер Штайнбрюк так его и обозвал: «клоун с повышенным содержанием тестостерона». Потом долго извинялся, плохо скрывая зависть.
Публичная политика всегда немного спектакль. В год, когда Шварценеггера выбрали губернатором Калифорнии, Алтай возглавил ныне покойный юморист Михаил Евдокимов. Пропорция соблюдена: у них киборг-убийца из «Терминатора», у нас рубаха-парень из «Аншлага». В Италии шоуменов особенно любят. Земля щедра, вино дешевле воды, а люди артистичны и буку в парламент не выберут. Был у них Муссолини — красавец и настоящий мужчина. Был тестостероновый Берлускони. Теперь вот Грилло.
«Мы просто хотим, чтобы граждане стали частью государства и чтобы они никому не делегировали свою власть», — говорит клоун. Прямая демократия — это прекрасно. Афины в пятом веке до нашей эры — тоже пример прямой демократии. Для всех, кроме рабов, женщин и идиотов. Вопрос, где это «кроме» начинается у Беппе Грилло. Кого он собирается исключать из политической жизни? А может, никого?
Неизвестно, ибо клоун неконкретен. Он личинка политика. Он за здоровье и против коррупции — но под такими же лозунгами пришел к власти и Гитлер. Он обозвал старой шлюхой 90-летнюю нобелевскую лауреатку Риту Леви-Монтальчини — но это еще не экономическая программа. У него судимость за смертельный наезд на пешехода — но и это ничего не проясняет. Правый он или левый? Гитлер или Гашек? Опасный демагог, рвущийся к власти, или гениальный артист, высмеивающий парламентаризм?
Хорошо бы, если Гашек. В сущности, представительная демократия — это действительно очень смешно. Содержать полтысячи сытых дядек в пиджаках, чтобы они принимали за нас странные решения? В эпоху интернета?
Как бы то ни было, теперь клоуну придется стать профессиональным политиком (и, соответственно, пойти туда же, куда он всех послал). Безработицу не победишь хорошим чувством юмора, а среди молодых итальянцев она достигла уже 37%. Но главное Грилло уже сделал. Он разбередил всю Европу. Скептики и сатирики почти так же важны, как революционеры. Они ничего не меняют, но самим своим существованием ставят под сомнение политическую реальность. Иными словами, снимают вопрос: за «Единую» голосовать или за «Справедливую».
«Сдавайтесь! Вы окружены, старики! Мы вас не тронем, не будет насилия. Мы бережно проводим вас на пенсию, осторожно, как душевнобольных». Согласитесь, обращение Грилло к итальянским политикам неплохо звучит в переводе на русский.

А вот не фига быть политкорректными. Если бы вежливые люди не стеснялись называть своими именами итальянского клоуна или российского Жирика, если бы не брезговали говорить с ними на их языке, то такие личности не прошли бы в парламент.
Но если право на глупость объявлено добродетелью, то чего удивляться? Если сосед возомнит себя Наполеоном, то теперь не политкорректно - по европейским понятиям - называть его сумасшедшим. Можно только вежливо намекнуть в газете, что возможно он ошибается. С таким подходом демократию окончательно дискредитируют на радость диктаторам всего мира.
Эту реплику поддерживают: