В Пекине живут 16 миллионов человек и, пожалуй, не меньше приезжают каждый день в качестве туристов. Причем подавляющее большинство этих туристов - из самого Китая. Иностранцев совсем мало.

Пекин здорово «причесали» к Олимпийским играм. Во время их проведения местных туристов в город не пускали, и сейчас все население Китая (полтора миллиарда человек) стремится в Пекин, чтобы увидеть, как преобразовалась их столица. В основном это пенсионеры, так как у молодых людей в Китае всего пять дней отпуска в году и они не могут себе позволить путешествовать по стране.

Я начал день с осмотра Запретного города - резиденции императоров династий Мин и Цин. Это самый большой в мире дворцовый комплекс, находящийся рядом с самой большой в мире площадью. Невольно вспомнилось мое путешествие по Северной Корее и стремление корейцев к гигантизму. Тут они пока проигрывают своему братскому народу.

При входе во дворец полк охраны тренировался ходить и бегать строевым шагом. Я уже рассказывал в предыдущем посте о китайском беге. В галерее - еще одна его иллюстрация. Обратите внимание на то, как прямо китайские солдаты держат спину. В этом полку служат очень высокие и подтянутые солдаты.

Дворец занимает огромную территорию и насчитывает 9999 комнат. В строительстве дворца участвовало более миллиона строителей! Входишь во дворец с юга, а выходишь на севере. Прогулка длиной четыре километра. В прошлые века, чем важнее был человек, тем дальше к нему надо было идти по его дому. Для того чтобы пройти к императору, надо было пройти несколько площадей и ворот из пункта А в пункт G (см. схему в галерее).

Другой важный отличительный признак - количество ярусов и животных на крыше. У всех был один ярус на крыше, и только у императорских особ их было два. Больше только на одном здании в Китае - Храме Неба, символе Китая, о котором я расскажу позже. Также, чем важнее был человек, тем больше оберегающих зверушек жило у него на крыше. Максимальное количество - девять, и лишь у императора - десять.

Во дворце много китайских туристов. Они носят кепки одного цвета, чтобы гид мог считать их по головам. А у самих гидов - разноцветные флажки, иногда совмещенные с зонтиками.

Рядом с залом Первой брачной ночи стоит красный фанерный куб. Каждый проходящий пытается его погладить и похлопать - на счастье.

После утомительного проталкивания через разнокепочные группы я отправился в тишину чайного дома на церемонию.

Мы все часто пьем чай, но в Китае это делают по-другому. Наш «чаевод» прекрасно говорил по-русски и открыл мне много нового в искусстве чаепития. Для церемонии нужен специальный столик с дырками и поддоном внутри. Туда сливают всю лишнюю воду и заварку. Чай пьют не из огромных пивных кружек, как это привыкли делать мы, а из малюсеньких пиалочек. Сначала заварочный чайник обливают кипящей водой изнутри и снаружи - она сливается в поддон. Затем специальной деревянной ложечкой насыпают заварку и заливают ее кипятком. Первую заварку всегда сливают, так как чай собирали и трогали руками, - это просто способ его промыть.

Черный чай в зависимости от сорта можно заваривать до пятнадцати раз. Некоторые сорта чая становятся темнее от последующего заваривания. Четвертая заварка уже походит на чефир, например чай Пуэр, который можно пить для понижения давления и похудения (я купил две пачки - буду проверять). Кстати, чем дольше хранится этот чай, тем он становится лучше и дороже, как коньяк. А жасминовый или зеленый чай хранится не более года - дальше его можно выбрасывать. Фруктовый можно заваривать не больше двух раз, а затем его лучше охладить и поставить в холодильник. Он сладкий сам по себе, без добавления сахара, из-за фиников, входящих в его состав.

Если вы не успели заварить чай все пятнадцать раз в день, то можно оставить заварку до следующего дня. Просто оставьте ее в чайнике без воды. Это относится только к черному чаю. Зеленый надо выпить в течение светового дня - ночь он не переживет.

Каждый чай требует своей температуры. Черный - крутого кипятка, а зеленый или фруктовый - где-то девяноста градусов. Для того чтобы определять правильную температуру чая, используется «писающий мальчик» (см. галерею). Если струя сильная - значит, температура пригодна для черного чая, а если слабая -  для зеленого или фруктового. Если мальчик «не писает» - значит, надо заново вскипятить чайник.

Забегая вперед, скажу, что мне пришлось купить еще один чемодан, чтобы увезти все эти «гостинцы» из Поднебесной.

Ближайшая к Пекину часть Великой Китайской стены находится всего в 60 км. Стену начали строить еще до нашей эры, и строительство продолжалось более 2000 лет. Ее длина 6400 км - больше, чем расстояние от Москвы до Пекина! Существует распространенное заблуждение, что Стена - это единственный рукотворный объект, видимый невооруженным глазом из космоса. Это не так - ее не видно. Этот миф появился еще в начале прошлого века с подачи писателей-фантастов, до полетов человека в космос.

Своей оборонительной функции Стена тоже не выполнила. У китайцев никогда не хватало сил и ресурсов оборонять Стену по всей ее длине. Поэтому даже небольшие, но компактные отряды противника неоднократно прорывались через нее.

В том месте, где я был, Стена круто уходит вверх. Ступеньки порой были даже круче, чем на пирамидах майя в Белизе. Чем выше забираешься, тем уже она становится, затрудняя продвижение вперед. Не всем удается забраться на самый верх. Многим становится плохо, поэтому подниматься нужно осторожно.

Обедал я в большом туристическом центре, где на первом этаже находилась фабрика по производству ваз по технологии перегородочной эмали. Мимо пройти не смог. Долгие века эта технология держалась в тайне, и сегодня я открою ее вам.

Вначале на заготовку наносится рисунок, и по этому трафарету к вазе приклеиваются тонкие перегородки. Межперегородочные полости заполняют разноцветной эмалью. Эмаль разного цвета требует разное время обработки. Самое сложное - правильно обжечь вазу. Это делается несколько раз. Между обжигами она полируется на специальном станке. Получается невероятно красивая штука.

Продолжение следует.