Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Архив колумнистов  /  Все

Наши колумнисты

Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин: Общее тело

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
+T -
Поделиться:

Я знал! Я знал! Я всегда надеялся и верил, что весь этот абсурдный ад, называющийся русской жизнью, имеет какой-то смысл и какое-то умопостигаемое логическое объяснение.

Еще лет двадцать назад мой друг и учитель журналист Игорь Свинаренко поехал куда-то в среднюю полосу России писать о жизни русских переселенцев из Таджикистана и обнаружил, что едва обустроившихся переселенцев аборигены жгут. То есть в первый год, когда переселенцы только устраивались и ютились в бараках-времянках, им даже помогали. Во второй год, когда переселенцы построили себе добротные крестьянские избы, помогать перестали, но и не мешали особо. А в третий год, когда переселенцы наладили хозяйство и провели в свои дома водопровод и канализацию, тут уж сожгли всю их деревню. А в интервью Игорю Свинаренко оправдывались тем, что сожгли, дескать, не в ноябре, когда наличие водопровода выяснилось, а в мае, с наступлением теплых дней. «Не звери же, — говорили аборигены корреспонденту. — Весной сожгли, к зиме отстроятся».

Я тогда хватался за голову и думал, что никогда не смогу этого понять. Никогда не смогу понять этого мрачного разрушительного пафоса, который свойствен у нас всем, кажется, стратам населения, а не только крестьянам. Я думал, что никогда не смогу понять, зачем власти понадобилось обязательно разрушить, а не просто отобрать компанию ЮКОС и телеканал НТВ. Мне казалось, невозможно понять, почему оппозиция говорит исключительно про то, как надо пересажать всех жуликов и воров, а не про то, как наладить здравоохранение, образование, экономику и безопасность. Я только дивился тому факту, что никто не читает научных (и даже научно-популярных) книжек, зато огромное количество людей внимательно штудирует никчемные и ворованные диссертации, именно с целью доказать их никчемность. Разрушение вместо созидания — почему?

Теперь объяснение нашлось. Компания ЭФКО построила в Белгородской области несколько заводов по производству подсолнечного масла и майонеза и попыталась нанять местных крестьян, чтобы производили для новых заводов подсолнечник. Дали крестьянам ссуды, технику, зарплаты. Построили дороги, школы и поликлиники. Только работай. Крестьяне же, однако, вместо работы принялись поджигать трактора и втыкать на полях железные штыри, чтобы комбайны, собирающиеся подсолнечник, ломались.

И надо отдать должное компании ЭФКО. Вместо того чтобы махнуть безнадежно рукой, подсчитать убытки и уйти с Белгородчины, компания заказала серьезное социологическое и психологическое исследование, дабы понять, что у этих людей в голове, как можно их мотивировать и что сделать, чтобы они трудились.

Первым делом выяснилось, что личный успех для русского человека не то что не является хорошей мотивацией, а является, наоборот, главным страхом. Человек не хочет заработать денег, построить хороший дом, купить хорошую машину и отправить детей в хорошую школу. Потому что, если ты построишь хороший дом и купишь хорошую машину, их сожгут, и ты останешься без крыши над головой. А если отправишь детей в хорошую школу, то их изобьют до полусмерти по дороге туда.

Главной ценностью белгородских крестьян оказалось мнение соседа, принадлежность к общине, одинаковость, принадлежность к общему бессмертному телу, а не индивидуальная быстротечная жизнь. Никак не институционализированная общинность оказалась тем не менее настолько сильной, что даже и за проступки следовало штрафовать не человека, допустившего проступок, а всех. Если тракторист в рабочее время на тракторе, принадлежащем компании, сжигая принадлежащую компании солярку, поедет в соседнюю деревню вспахать куму огород, то не надо этого тракториста штрафовать. Если вы его оштрафуете, вся деревня вступится за него, люди станут жечь по ночам вашу технику и втыкать на полях железные штыри. Штрафовать надо всех поровну, как бы это ни казалось парадоксально. Тогда крестьяне сами пожурят тракториста за то, что решил подколымить в рабочее время на чужом тракторе.

Нельзя обращаться к людям индивидуально: это то, чего они больше всего боятся. Надо обращаться ко всем скопом, поощрять или наказывать, не важно — важно, чтобы всех вместе. Не разрушая общее тело, которое дает им чувство бессмертия.

Опыт компании ЭФКО показывает, что, обращаясь к общему телу, можно отвратить это общее тело от саморазрушения и обратить к созиданию. Опыт компании ЭФКО может быть экстраполирован и на другие сферы жизни. Легко представить себе общее тело сторонников Путина, общее тело сторонников Навального, общее тело православных, общее тело сторонников Pussy Riot, общее тело пользователей «Фейсбука» и общее тело фанатов Упоротого Лиса. С этими общими телами можно разговаривать и можно ими управлять.

Но если вы вдруг не хотите жить общей жизнью общего тела, а хотите, несмотря на ее быстротечность, жизни индивидуальной, ну… Никто не неволит, конечно, живите как знаете. Но имейте в виду: вас сожгут, стоит только вам достигнуть минимальных личных успехов.

Теги: как жить
Комментировать Всего 56 комментариев

Валерий, Вы не могли бы уточнить, когда было проведено исследование по заказу компании ЭФКО, неожиданно пролившее свет на русскую жизнь?

Эту реплику поддерживают: Алена Рева

Там плохо дело со ссылками, но, насколько я понимаю, исследование относится к 2002-му году. Десять лет прошло, да. Но полагаю, что если бы такое исследование сделано было и пятьдесят лет назад, результат получился бы примерно такой же.

И если еще двадцать лет спустя проведут подобное исследование, результат опять же мало будет отличаться от описанного. Массовое сознание меняется очень медленно. До значительных его изменений в России я не доживу.

Валерий, Ваша статья, кстати, как раз в стиле описываемого Вами массового сознания.

Компания ЭФКО, кстати, живет и здравствует и планирует модернизировать мощности в Алексеевке.А решаемая ими проблема не чисто русская, она возникала и возникает в очень многих странах с поправкой на национальные особенности. Наши особенности - алкоголизм и огороды.

И решается она поиском в этой среде потенциальных лидеров и их развитием.

При наличии таковых массовое сознание меняется быстро. 

Например, посмотрите на прославившегося недавно господина Мельниченко.

А по-моему, так вы оба правы. Конечно, такие социальные болезни лечатся. Но, как правило, лечение оказывается эффективным, если доктора сами к инфицированному социуму не относятся. Очень редко тому или иному обществу удается себя самостоятельно "вытащить за волосы из болота".

Сергей, да ладно!

Тут ключевым фактором обычно является чистая генетика, как мне кажется, - появляется человек с большими интеллектуальными потребностями (типа Ломоносова) и начинает осознавать конкретные проблемы социума и думать над тем, как их решить имеющимися средствами. Вспомни, за какой период коллективизировали крестьянство? Всего за двадцать лет в нашей стране появился культ золотого тельца.

Важно только осознать сами проблемы и их причины, а дальше уже дело техники.

Важно только осознать сами проблемы и их причины

Вот! Тут и загвоздка.Социальные болезни носят хронический характер  в частности потому, что их характер и причины мифологизируются обществом ("Жыды народ спаивают! Надо бы жыдов повывести!") и даже если появляется кто-то, видящий ситуацию довольно объективно, общество от него отмахивается, как от несущего бессмыслицу фантазера.

Сергей, ну если бы так было, то, страшно сказать, и Ленина бы не было...

А Ленин, как раз, ничего и не вылечил. Просто с "жыдоф" сделал акцент на "куркулей"(идея о злокозненности которых присутствовала в мифологизированном общинно-крестьянском сознании наряду с идеей о происках инородцев).

Не-не-не, Ленин с "заработать" переставил акцент на "украсть"

Алёна, я не очень понял про "культ золотого тельца" - Вы-таки думаете, что он "появился за двадцать лет"?

Мне это кажется заблуждением: этот "культ" никуда и не думал пропадать. Просто при СССР его открытое проявление было табуировано, и он принял "поверхностно неявные формы", но по сути культ остался прежним, просто его проявления оказались изуродованы и искажены...

Например, если сегодня, чтобы обзавестись квартирой, в общем-то, достаточно просто заработать денег, то при СССР надо было воспользоваться одной из множества схем: от фиктивного брака до импорта родственников - ветеранов...

Помню, как мой отчим, большой специалист по применению древесины и фанеры, упрекнул меня, что я "поклоняюсь деньгам" - за то, что я мог в любое время встать из-за стола, и уйти говорить с клиентами, или вообще уехать решать их проблемы... При этом сам отчим едва не всю свою жизнь занимался переводами и написанием статей, за что только у себя на кафедре не хватался, а, например, выезжая за границу - старался по максимуму закупиться там ширпотребом - не забывая о "разумных ракмках" - "чтобы выпустили потом ещё"...

Сергей, Вас никогда ни в чем не убедить. Но деньги не были в СССР всеобщим мерилом успешности ни в открытом, ни в скрытом виде.

В отличие от нынешнего времени

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

Ну, Алёна, во-первых - это совершенно не так, а во-вторых - замените слово "деньги" словом "достаток", или чем-то другим, сходным по значению, и Вы неминуемо получите один из "культов" человека на все времена. Что, Микеланджело Буонаротти так уж нравилось вырезать все эти скульптуры для усыпальниц пап и богачей? Но - он их вырезал, в том числе и для того, чтобы иметь достаточно денег - т.е., определённую финансовую независимость, которая была нужна ему для работы над тем, над чем ему хотелось работать... И окончил жизнь вполне себе состоятельным человеком...

Эту формулу успеха - "дача, квартира, машина" - придумал не я, и не "20 лет назад". Её придумали советские "бессеребренники", и к ней стремилось, так или иначе, подавляющее большинство советского населения.

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss, Сергей Любимов

При всем высокомерном отношении к деньгам, то что было "мерилом успешности" в СССР гораздо хуже. Ханжество, лицемерие, близость к партийным распределителям благ не вызывает у меня никакой ностальгии.

Владимир, вот Ваши с Сергеем комментарии наглядный пример того, что можно вывести людей из общества (СССР), но общество из них вывести гораздо труднее.Вот где я начала обсуждать СССР? Нигде.

Я написала, что при желании сменить общественное мнение и парадигму можно очень легко. И привела СССР как пример такого изменения, а также постсоветскую историю.

В итоге выяснилось, что Сергей настолько уже сменил парадигму, что отказывается принять тот факт, что она не всегда была такой.

А Владимир все СССР ругает, хотя уж нет его давно...

Алена или у меня что то с глазами, но я отвечал на конкретно этот Ваш пост

И конкретно на ОДНУ мысль о том, что в "СССР деньги не были мерилом"

Ткните пальцем, где там не о СССР.

У меня картинка про Тимура Седова почему-то.

Но я поняла какой пост Вы имеете ввиду.

Там нет ни одного оценочного суждения об СССР. Есть просто констатация явления.

Вы же ответили на констатацию собственным оценочным суждением.

Исправил, извиняюсь. Теперь можете посмотреть на какой именно пост я отвечал.

Да я все правильно поняла. Там СССР - это пример, но не центр повествования.

В итоге выяснилось, что Сергей настолько уже сменил парадигму, что отказывается принять тот факт, что она не всегда была такой.

Алёна, извините, за всю историю человечества, с тех пор, как Крез придумал свои статеры, не было ни минуты, когда бы человечество, знакомое с деньгами, было бы от них свободно.

А до того людей занимали раковины каури, бронзовые дельфинчики, платёжные каменные жернова, свиньи, овцы и прочие мерила труда и состоятельности.

Это потому, что общество затем и появилось, чтобы облегчить человеку потребление, и там, где нет потребления, - нет и общества. Потреблять, конечно, можно и без денег - один из немногих таких примеров - аборигены Австралии.

Поэтому, все сказки о некоей парадигме, свободной от денег и потребления, - это лишь попытки обмануть других, или себя.

А теперь представьте себе, с кем бы господину Мельниченко поговорить во власти или в оппозиции. Кто сможет господина Мельниченко выслушать и понять? Путин? Навальный? Оба поди едят свинину, но ни один не считает себя обязаным говорить о правильном налоге на свиней, который только и нужен Мельниченке.

Компания ЭФКО сущетвует, да. И сумела направить общее тело по пути созидания. Много в каких странах с общинным укладом это удалось. В Индии удалось, в Китае... 

Проблема переориентации общего тела с саморазрушения на созидание решаема.

Проблема смены общинного нашего сознания на современное западное (если это проблема) не решится еще лет сто.

Валерий, я прожил всю свою жизнь в Харькове в 70 км от Белгорода. Во времена социализма, когда границы между государствами не было между двумя этими городами не надо было смотреть на карту, что бы понять в какой области ты находишься, достаточно было посмотреть на дома вдоль дороги. Разница была разительная. Интересно бы послушать Ваше впечатление о сравнительной ментальности украинского и русского крестьянина.

Владимир, сейчас Белгород очень сильно изменился. Там довольно неплохая экономическая ситуация. Город расцвел.

Так, давайте поделим вопросы пополам. Про Навального и Путина ничего сказать не могу, но за Мельниченко проголосую. Ведь он же есть.

Теперь второй вопрос: что плохого в общинном сознании?

Эту реплику поддерживают: Елена Кадырова

Надо думать в том, что оно общинное, а не западное. )

Давайте разделим вопросы пополам. За Мельниченко кто хошь проголосует, а я первый. Про то я и говорю, что нету в России политика ни во власти, ни в оппозиции, который готов был бы заниматься реальными проблемами работающих людей, а не фальшивым театром.

Путину Мельниченко нужен, чтобы устраивать громокипучую поддержку на митингах. Навальному Мельничеснко нужен, чтобы махать белыми ленточками. А сам Мельниченко никому не нужен.

В общинном сознании ничего плохого нет. Если только вы сами готовы осознавать себя не личностью, а частью общего тела. Со мной проблема в том, что я не готов. Это не лучше и не хуже -- это другое.

Что плохого в глине? Ничего. Из нее можно делать горшки. Только в качестве инструмента воздействия на мир я умею пользоваться, предположим, гаечным ключом или отверткой. Мне нужно иметь дело с болтами и шурупами. А с глиной я ничего поделать не могу, гончарного круга у меня нет. И это проблемы мои, а не глины.

Ну подождите, а кто вытаскивает на свет этот фальшивый театр? Навальный, в общем, занимается и позитивными вещами тоже, и он, кстати, вроде не во власти. 

Политики у нас сейчас, как известно, создаются через медиа.  Так что отсутствие общественно известного политика, который бы что-то хорошее делал, это проблема медиа в первую очередь.

Общинное сознание - это часть большого человеческого организма, в котором действительно нет ничего ни плохого, ни хорошего. Просто кому-то комфортнее жить общиной и приносить пользу, будучи часть большого организма. Другому - быть самому по себе. 

И как любой организм община может быть злом, а может быть добром. Например, в налаженных общинах брошенных детей не бывает, даже инвалидов.

Также, в общем, и индивидуалы могут быть форменным кошмаром, а могут быть счастьем.

Сломать-то можно все что угодно.

Алена, вы сошли с ума. Навальный занимается НЕГАТИВНЫМИ вещами. Он отрицает, разоблачает. Это очень нужные вещи, но они НЕГАТИВНЫЕ. 

Главная слабость этой позиции именно в том, что негативная сторона деятельности есть, а позитивной стороны нету.

Сам Навальный не должен заниматься этим. Но кто-то же должен. Навальный, к сожалению, не ведет позитивной деятельности даже по собственному судебному процессу. Каков план, если его посадят? Нет плана. Кто занимается пиар-поддержкой? Никто не занимается. Книжку про навального кто пишет? Никто не пишет. Документальный фильм про Навального кто снимает? Никто не снимает. И пока этого не будет, позиция Навального будет крайне слаба.

Эту реплику поддерживают: Елена Кадырова

Валерий, я за деятельностью Навального не слежу, если честно. Но он вроде сайты какие-то делает, создает у людей гражданскую позицию, умение отстаивать свои интересы, нет?

Понимаете, фокус в том, что разорвать круг сожжения домов, можно только признав достижения и положительные стороны каждого, в том числе и главного деревенского алкоголика. И четко разложив каждому его области для развития, приняв при этом правила общежития.

А любая критика множится в геометрической прогрессии.

Это как с ребенком - игнорировать нежелательное поведение и поощряя желательное.

"Про то я и говорю, что нету в России политика ни во власти, ни в оппозиции, который готов был бы заниматься реальными проблемами работающих людей, а не фальшивым театром."

Именно так! Пока нет, к сожалению. Но - если появился Мельниченко и Компания ЭФКО, то есть шанс, что найдется и политик, который, будет готов оседлать этот зарождающийся тренд.

А с глиной я ничего поделать не могу, гончарного круга у меня нет

Хм, а я полагала, что есть - Русфонд называется.

И это классный гончарный круг!

...во власти и оппозиции...

господин Мельниченко и его высказывания обсуждаются людьми, о сознании которых Вы и пишете. 

В головах журналистов, вообще, кроме Кремля, оппозиции и мифически неведомых для них народных масс, обладающих примитивным сознанием, кто-нибудь существует?

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

Вот и я спрашиваю, существует ли в головах что-то кроме Кремля, оппозиции и примитивных народных масс. Пишешь вам тут про врачей, учителей, писателей, фермеров -- ноль просмотров.

Пишешь про Путина, Навального и тупой народ -- просмотров миллион.

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

Не....еще про евреев и гомосексуальность хорошо идет! Еврей, он безотказен. На нем всегда можно рейтинг сделать.

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин, Сергей Любимов

"Хорошо идет" не у всех, некоторым как кость в горле встает )

А не надо еврея есть! Евреи в наше время колючие стали. Еврей не еда, а средство передвижения. В том числе - повышения рейтинга.

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин, Ирина Камаева

Родина сказала - Надо !

Наш еврей ответил - есть !!

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

Врете Вы все, Валерий)))) я все по-честному перепощиваю, мои психологи читают, клянусь. а миллион просмотров откуда - вопрос к ДР любимой.

Лет пятнадцать назад из Казахстана стали уезжать русские. Потом стали возвращаться, с однотипными рассказами о попытках устроиться в России (кстати, те, кто уезжал на Алтай, там и остались - видимо, в тех краях побольше потомков вольной публики, и поменьше - крепостной, со всеми вытекающими последствиями). Рассказы сводились к одному сюжету: приехали, отстроились, первый урожай - сожгли. Летом, когда тепло, зимой не жгли никого - но огонь не столь благостен, как поджигатели - были и те, кто сгорел. Я еще тогда понял, что все эти христианнейшие поджигатели довольно скоро обнаружат себя в резервациях, как какие-нибудь сиу и ирокезы: ну, там, ремесла, берестяные короба, песни, что там у них еще... Строгий контроль завоза алкоголя. И, может быть, и хорошо. Надо же их как-то сохранить для истории.

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин

Меня не оставляет мысль, что должно быть у этого какое-то эволюционное объяснение.

должно быть у этого какое-то эволюционное объяснение.

== Я думаю, что "общее тело" когда-то было важно для выживания. Когда люди жили в диком мире, когда вне общины человек был не просто аутсайдером, а вообще вряд ли выжил бы. Сейчас условия жизни изменились, а психический мир человека зачастую все еще там, в диких временах.

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

В этой общинной ситуации есть что-то несомненно от теорий социобиологии Уильсона.  

Не читала. Какие там основные идеи?

Он показывает, что причины некоторых поведений у животных и у людей обусловлены желанием выжить как группа, а не как индивидум. 

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

Я думаю, что корни надо искать в религии. Если "человек - прах", если все время противопоставлять общину личности, если все время любое проявление личности клеймить словом гордыня, то результат будет ровно тот, который  и есть

Да, Степан. Только про какую религию речь? Предлагаю по мере убывания общинности. Язычество? Советская пропаганда? Православие?

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

Давайте все три и отменим. Что будет? Торжество светлого разума? Или резня?

Не думаю, что за 1000 лет могли произойти существенные эволюционные процессы. Хотя некоторые ученые выдвигают теорию, что IQ у ашкенази евреев увеличилось за 500-600 лет жесткого отбора в условиях репродуктивной изоляции поппуляции.

Если верить этому, то 500-600 лет исстребления всякого желания индивидуализма действительно могло к чему-то такого привести (есть известный эксперимент с выведением послушных лисов всего лишь за 40 поколений), но все же размер поппуляции должен был бы быть гораздо меньшим чем миллионы российских крестьян для того, что бы эти изменения зекрепились.

Но вот что-то из социобиологии здесь наверняка применимо. Пока не могу сформулировать что ;-)

Речь не идет о (биологических) генах, а скорее о культурных генах, которые влияют на человека (на его формирование) довольно сильно. Кстати, на мой имховский взгляд, люди стали (немного) другими, более свободными, как только появилось понимание, что пеленать ребенка нельзя. 

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss, Сергей Любимов

Сейчас многие педиатры рекоммендуют пеленать и объясняют это тем, что первые три месяца ребенок все еще 'недоношенный' и должен был бы провести в утробе, если бы не эволюционный пуш к преждевременным родам, спровоцированный ростом нашего черепа. А в утробе он находится в гораздо более стесненных обстоятельствах и двигаться не может. Многие племена традиционных культур носят детей крепко привязанных к телу, что в общем-то тоже самое, что пеленание.

"Сейчас многие педиатры рекоммендуют пеленать"

У моей внучки к счастью нормальный педиатр. Я бы не хотел, чтобы меня пеленали. Аргументов у меня нет, но уверен, что на психику это влияет.

"Многие племена традиционных культур носят детей крепко привязанных к телу"

Это же не значит, что с них надо брать пример.

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Но если вы вдруг не хотите жить общей жизнью общего тела, а хотите, несмотря на ее быстротечность, жизни индивидуальной, ну… Никто не неволит, конечно, живите как знаете. Но имейте в виду: вас сожгут, стоит только вам достигнуть минимальных личных успехов.

== Вот это особенно понравилось. И про оценку России и ее будущего - согласна с вами.

Мне  текст  понравился... как  это  ни  странно)

Спасибо.

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин

Очень перекликается и сам пост и комментарии с тем, о чем я в последнее время думаю, о чем написала в своем блоге -  нет другого пути, кроме как пытаться понять, услышать и принять ту психологическую реальность, в которой живут люди, какова бы она ни была. Просто как данность. И из этой точки, не отрываясь в абстракции, двигаться в конструктив и позитив. Компания ЭФКО - супер! Это как раз пример новой стратегии. Оптимизм у меня вынужденный, от обреченности жить и выжить здесь, как и у Компании ЭФКО или той лягушки, что попала в банку с молоком))