Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Егор Мостовщиков   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Леонид Бершидский

Леонид Бершидский: 
Десять песен, которые пережили Тэтчер

Участники дискуссии: Lucy Williams, Игорь Тян
Фото: AFP/East News
Фото: AFP/East News
+T -
Поделиться:

21 октября сын валлийского шахтера, депутат-лейборист Рэй Пауэлл начал традиционную серию вопросов от членов парламента премьер-министру. «Удовлетворена ли премьер-министр тем ущербом, который ее злосчастные министры, действующие против страны, причинили полицейским, работникам связи, металлургам и шахтерам? — бушевал Пауэлл. — Не готова ли досточтимая леди предпринять какие-нибудь действия для исправления этого ущерба?.. Не потратит ли она сегодня немного времени, чтобы послушать новую запись "Каково это — быть матерью 1000 мертвых?"»

Тут спикер призвал Пауэлла к порядку: мол, хватит.

Лейборист имел в виду пластинку, выпущенную панк-группой Crass. C музыкальной точки зрения сингл How Does It Feel to Be the Mother of 1000 Dead?, который к тому времени продался почти в 30 000 экземпляров, представлял собой обычное панковское месиво из скрипучих гитар и отчаянных воплей. Этакий Pussy Riot. Crass вообще можно считать духовными отцами этого российского культурного явления, существующего на стыке акционизма, музыки, видеоарта. В песне, вполне в традициях русского рока, главным был текст об англо-аргентинской войне: «Железная леди с каменным сердцем, ты так хотела преподать урок... Убить этих мальчиков — было твое решение».

«Многовато вопросов», — отвечала Тэтчер Пауэллу. Она просто отмахнулась от его претензий, а про песню Crass не сказала вообще ничего. Это был единственный за всю политическую карьеру Железной леди случай, когда ей прямо поставили на вид один из самых удивительных феноменов ее долгого правления: яростную, бескомпромиссную ненависть, которую питали к Тэтчер рок-музыканты. Ни один мировой лидер XX–XXI века не удостоился такого числа злых песен, разошедшихся миллионными тиражами. Возможно, что-то подобное выпадало разве что на долю некоторых средневековых королей — в масштабах тех времен.

Когда Тэтчер умерла, многие издания, от The Guardian до The New Yorker, бросились публиковать списки песен протеста, в которых она прямо или косвенно упоминалась. Большинство групп, чьи произведения попали в эти списки, не известны в России никому, кроме маньяков-коллекционеров. Ниже мой личный хит-парад из 10 антитэтчеровских песен; эти — от более или менее знаменитых исполнителей.

Концентрация ненависти, как вы сможете убедиться, зашкаливает. Британский креативный класс не любил будущую баронессу, когда она занимала дом на Даунинг-стрит, 10: в креативном классе господствовали левацкие настроения, которые в англоязычном мире принято называть либеральными. Тэчер была либералом только в экономическом смысле. «У социалистов всегда кончаются чужие деньги. Это для них весьма характерно», — сказала она в одном интервью.

И вот ее больше нет. Не знаю, придет ли Элвис Костелло утоптать землю на ее могиле, как обещал. Бывший член парламента Пауэлл не придет: он умер в 2001 году. Однако уже понятно, что в случае с Тэтчер не будет работать известный принцип de mortuis aut bene aut nihil (о мертвых — хорошо или ничего). Даже когда прекратятся стихийные вечеринки с шампанским и битьем витрин, которые сейчас разгоняет полиция на улицах британских городов, останутся песни Pink Floyd, Моррисси, UB40, Madness. Тут скорее применим другой латинский афоризм: Vita brevis, ars longa (жизнь коротка, искусство вечно). Какой бы вклад ни внесла Тэтчер в возрождение британской экономической мощи — а он, нельзя не признать, был внушительным, — след, который она оставила в душах, во многом определило искусство ненавидевших ее людей.

Тех же, кстати, которые помогли рухнуть и советскому коммунизму: именно эти группы мы слушали, надеясь, что когда-нибудь такое будут открыто петь и играть у нас.

Бунтующий креативный класс можно презирать, как презирала Тэтчер и как сейчас презирает Путин. Но на свой страх и риск. Тэтчер умерла — остались песни. Путин умрет — останутся книги Сорокина про опричнину и сахарный Кремль. Да много чего останется.

1. Pink Floyd, The Fletcher Memorial Home

Роджер Уотерс вообразил дом престарелых для «неизлечимых тиранов», где они целыми днями могут смотреть на себя по внутреннему телевидению, чтоб убедиться в своей реальности. Уотерс поселил туда вместе с Тэтчер Брежнева и всю КПСС, Рейгана, Маккарти, Никсона.

2. UB40, Madam Medusa

Группа, название которой — номер формы для получения пособия по безработице, сравнила Тэтчер с Медузой Горгоной: «В жертвенном дыму подымается ее фигура, в ее сиянии купаются люди золота и крови... Вокруг ее бесчувственного лица танцуют позолоченные змеи... Она сошла с ума, надо ее пристрелить».

3. Madness, Blue Skinned Beast

Хит с альбома The Rise & Fall, который многие поклонники считают лучшим у великой ска-группы. Тэтчер не упоминается в нем по имени, но всем современникам было понятно, что «Синекожий зверь», развязавший войну, — именно она: синий — цвет Консервативной партии, которую Тэтчер возглавляла.

4. Elvis Costello, Tramp the Dirt Down

«Когда Британия была мировой шлюхой, Маргарет была ее бандершей», — пел Элвис Костелло. Эта песня — горькая и сильная личная отповедь: один из отцов «новой волны» желал Тэтчер прожить долгую жизнь, но предрекал, что когда она умрет, народ придет и утопчет землю на ее могиле.

5. Billy Bragg, Thatcherites

«Вы приватизируете то, что принадлежит нам, и нас же заставляете платить. Но настанет день, учтите, и мы все заберем назад», — пел самый бескомпромиссный левак британского рока Билли Брэгг.

6. The English Beat, Stand Down Margaret

Пожалуй, самая вежливая песня протеста против бездушного правления Тэтчер: основатели британского ска к требованию «Маргарет, уйди» добавляли неизменное английское «пожалуйста».

7. Morrissey, Margaret on the Guillotine

Обожаемый всеми модными людьми уже 30 лет основатель The Smiths не скрывал своих чувств: «У хороших людей есть чудесная мечта: Маргарет на гильотине... Когда ты умрешь?»

8. The Exploited: Maggie

Рокеры, как видим, высказывались о Тэтчер с грубой прямотой, но короли панка по этой части впереди всех. Припев этой песни я цитировать не буду — это слишком даже для меня.

9. Sinead O'Connor, Black Boys on Mopeds

«Маргарет Тэтчер по телевизору шокирована смертями в Пекине, — пела Шинейд О'Коннор в год Тяньаньмэньского побоища. — Странно, что ее они так огорчают: она отдает такие же приказы... Англия — страна полицейских, которые убивают чернокожих мальчиков на мопедах».

10. Crass: How Does It Feel to Be the Mother of 1000 Dead?

Вряд ли вы получите удовольствие от прослушивания этой песни, но в парламентских дебатах упоминалась из всех представленных в нашем списке лишь она. Позже один из парламентариев спросил генпрокурора, не собирается ли он преследовать за нее Crass, и тот отвечал, что не усматривает в ней нарушения закона. Никакой «двушечки» членам Crass не полагалось даже в худшие годы тэтчеризма.

 

Комментировать Всего 2 комментария
Позвольте возразить...

Дорогой Леонид!

На мой взгляд, в Вашей статье Вы проводите несколько неоправданные параллели. Я не вижу никакого сходства Маргарит Тетчер с Владимиром Путиным - ни на идеологическом, ни на личностном уровне, ни в том как выглядит их политическая карьера и судьба.

Ваше сравнения представителей британской рок и панк культуры и российского "креативного класса" тоже не кажутся мне правомерными. Социальная страта, которую Вы IMHO не совсем удачно называете "британским креативным классом", никогда не кормилась с рук истеблишмента и корпораций. Будучи левой по духу, она боролась за права бедных слоев общества, т.е. тех, кого российский креативный класс называет быдлом. Она действительно была бунтарская не только по имиджу, но и по духу.

Я полагаю, что Маргарит Тетчер останется в истории Соединенного Королевства значительной и весомой фигурой, чей негативный образ в бунтарской культуре -  отнюдь не самая значительная деталь ее имиджа.

Эту реплику поддерживают: Сергей Громак, Christina Brandes-Barbier de Boymont, Игорь Тян

Lucy очень исчерпывающе прокомментировала Вашу запись, Леонид. Настолько, что только захлестнувшие эмоции (очень люблю брит-поп!) толкнули меня что-то добавить к ее комменту.

Представьте список самых запоминающихся высказываний Путина и положите рядом со списком афоризмов Тэтчер (в блоге Павла Макеева), и станет ясно, что Тэтчер может и имеет право презирать (глубоко), а Путин только ненавидеть (люто). Две большие (или четыре маленькие :)) разницы!