Ещё совсем недавно, с 2004 по 2009 год, независимый, но проходящий в рамках Каннского фестиваля «Двухнедельник режиссеров» почти затмевал основной конкурс – благодаря кураторскому таланту Оливье Пера. Пер покинул «Двухнедельник» ради фестиваля в Локарно, его преемником стал работавший в той же команде Фредерик Буайе, два года подряд составлявший приличную программу (так в 2010-м приз за лучший дебют «Золотая камера» достался мексиканскому «Високосному году», отобранному Буайе). Но, несмотря на успех, Буайе, по слухам не взявший в «Двухнедельник» важный французский фильм, был со скандалом уволен с кураторского поста (да, нравы во Франции иногда до ужаса напоминают российские) и с прошлого года художественное руководство секцией ведёт Эдуар Вайнтроп, левак, 26 лет проработавший обозревателем коммунистической «Либерасьон».

Отбор 2012-го был не слишком удачен, идеологическая составляющая в большинстве случаев преобладала над качеством, хотя Вайнтропу повезло заполучить шедевр Пабло Ларраина «Нет» (он, в итоге, и победил). Селекция-2013 заочно выглядит интереснее. На открытии – «Конгресс», анимационная экранизация романа Станислава Лема «Футурологический конгресс», осуществленная израильским режиссером Ари Фольманом, автором «Вальса с Баширом», участвовавшего в основном конкурсе 2007 года. Среди других участников – 84-летний бог киносюрреализма Алехандро Ходоровский с фильмом «Танец реальности», «Magic Magic» чилийца Себастьяна Сильвы, прогремевшего в 2009-м году социальной комедией «Служанка», «Тип топ» французского позёра Сержа Бозона, автора почти культовой «Франции», и полнометражный дебют Базила Да Кунхи, швейцарского режиссёра португальских кровей, известного по двум первоклассным короткометражкам.

Конкурсная часть второй самостоятельной секции Каннского фестиваля «Неделя критики» состоит из дебютов и вторых фильмов, в её программе «Майор» российского режиссёра Юрия Быкова, дебютировавшего картиной «Жить» четыре года назад. Не путайте с одноименным шедевром Василия Сигарева! «Жить» Быкова был сделана с безыскусностью и однозначностью букваря; я мог бы сказать и резче – в конце концов, сам режиссёр, представляя фильм на «Кинотавре», требовал от зала «Судите строго!». Синопсис «Майора» – майор полиции, торопящийся в роддом к жене, насмерть сбивает на пешеходном переходе мальчика – звучит довольно спекулятивно, но дождемся премьеры.