Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Архив колумнистов  /  Все

Наши колумнисты

Константин Зарубин

Оборона справедливости 

Как совместить российское правосудие с верой в справедливый мир

Илюстрация: Сноб.Ру; материалы: Corbis/Foto S.A.
Илюстрация: Сноб.Ру; материалы: Corbis/Foto S.A.
+T -
Поделиться:

Есть в России такая профессия: опорожнять ушаты холодной воды на пламенных хипстеров и сердобольную интеллигенцию. Вот, скажем, судят Навального за то, что он Навальный. Или мурыжат целый год студентку Духанину — за то, что «единожды попала в плечо полицейскому», «не причинив боли». И на каждый крик души («это суд над всеми нами!», «это водораздел!») тут же находится десять печальных ухмылок и одна авторская колонка с главной российской мыслью о перспективах социального прогресса: Пипл Всё Схавает.

И возразить, прямо скажем, нечего. Схавает, не побрезгует. Более того, разразится народной мудростью:

— А чё их защищать-то? Дыма без огня не бывает. Как аукнулось, так и откликнулось. Что посеешь, то и пожнешь. Не за одно, так за другое. Не фиг было на рожон лезть. И вообще, придурки они все (московские).

Нет, погодите закрывать страницу. Это не клевета на российское население. Это всего лишь иллюстрация самых мерзких последствий предрассудка, известного психологам под названием «вера в справедливый мир» (the belief in a just world, она же the just world bias). «Как аукнется, так и откликнется» — не просто красивая мечта о справедливом воздаянии. Мы на самом деле думаем, что мир так устроен.

Открыли эту поразительную иллюзию еще в середине 60-х. В начале того десятилетия Стенли Милгрэм провел знаменитый эксперимент, в ходе которого безобидные на вид обыватели послушно жарили незнакомых людей током в 450 вольт, потому что приказывал серьезный мужчина в белом халате. Ток, разумеется, был фиктивный, но бездны человеческой гнусности он вскрывал вполне реальные. Вскоре за опыты с дутым электрошоком взялась целая армия психологов.

В частности, Мелвин Лернер и Каролин Симмонс. Они заставляли обыкновенных американских студенток смотреть, как незнакомого человека бьют током за ошибки при заучивании бессмысленных звукосочетаний.

У одних участниц эксперимента была возможность облегчить долю жертвы. Другим участницам такой возможности не давали. Наиболее хитроумным, однако, был третий вариант эксперимента. Читайте внимательно: перед началом участница слышала, как один из ученых «уговаривает» будущую «жертву» сознательно пойти на риск ради студентки. Мол, мы тебя немножко побьем током, а студентке за это начислят некие «баллы». Подсадная мученица «соглашалась», эксперимент начинался, и студентка бессильно наблюдала, как совершенно посторонний человек страдает за нее.   

После эксперимента наступал момент истины: участниц просили оценить личные качества «жертвы».

Оценки, на первый взгляд, выходили парадоксальные. Те, кто имел возможность повлиять на ход экзекуции, отзывались о «жертве» вполне нейтрально. Те, кто не мог помочь «жертве», почему-то видели в ней целый букет недостатков. Самые уничижительные отзывы при этом доставались добровольной «мученице».

Казалось, что студентки, сами того не осознавая, следуют подленькой, но четкой схеме. Если тебе плохо, но я могу тебе помочь, ты нормальный человек. Если тебе плохо, и я не могу тебе помочь, то так тебе и надо. Если же ты добровольно идешь на страдания во имя моих баллов, то так тебе и надо вдвойне, дура набитая.  

Знакомый ход мысли?

Не спешите отнекиваться. Подумайте еще раз. Подобной логикой в той или иной степени грешит большинство из нас. Именно к такому беспощадному выводу пришли психологи за полвека исследований «веры в справедливый мир».

Разумеется, мало кто считает эту жизнь рассадником справедливости осознанно. Как и прочие фундаментальные предрассудки, «вера в справедливый мир» чаще орудует под поверхностью сознания — в темном царстве «наития» и «голоса сердца». Оттуда, из интуитивных потемок, она «выполняет важные адаптивные функции». Проще говоря, помогает нам выжить. Не воображай мы, что награда находит героя, мерзавцы получают по заслугам, а покорение елочки непременно требует ободранной задницы, — давно бы опустили руки от непредсказуемости и неуправляемости бытия.

Хочешь не хочешь, а такие полезные иллюзии приходится беречь. В поведении молодых американок в лаборатории Лернера и Симмонс не было никакого парадокса. Они всеми правдами и неправдами защищали от реальности веру в справедливое мироздание, где хороших людей током не бьют и бить не могут. Позднее точно так же поведут себя британцы, немцы, поляки, венгры, тайваньцы и прочие участники подобных исследований.

Судя по всему, химеру тотальной справедливости обслуживает один из крупнейших отделов персонального Министерства Правды, которое каждый из нас таскает в голове. Чем сильнее наша убежденность в справедливости мира, тем активней трудится министерство, ставя действительность то раком, то сразу вверх тормашками. Все, кто за чертой бедности, объявляются тунеядцами. Изнасилованные женщины — шлюхами. Цунами — божьей карой. Торжествующий ублюдок — незаурядной исторической личностью.

Основной набор этих трюков известен психологам более тридцати лет. Самое время составить план круговой обороны от российской действительности для негодующих хипстеров и совестливой интеллигенции. Вот возьмем так называемое «правосудие». Как его правильно, по науке, совместить с верой в имманентную справедливость вселенной?

Трюк первый: не замечаем (denial-withdrawal). Смотрим канал «Россия». В интернете читаем только почту и фотожабы с котятами.

Трюк второй: находим уважительную причину (reinterpretation of the cause). «Правосудие», слава богу, за нас уже все нафантазировало. Слушаем обвинительное заключение и свято верим.

Если «правосудие» нафантазировало такой бред, что поверить ну никак не возможно, тогда трюк третий: поливаем жертву помоями (derogation of the victim). См. поведение студенток в опыте Лернера и Симмонс.

Если, не дай бог, помои не пристают, берем трюк №4 (reinterpretation of the outcome). Придумываем для жертв так называемого «правосудия» сияющий хеппи-энд. Навальный, скажем, от гонений только распиарится. Столичная молодежь, повязанная по «болотному делу», приблизится к народу и закалит характер. Сосед-предприниматель, у которого отобрали бизнес, задумается на зоне о нематериальной стороне бытия. Глядишь, буддистом станет.

Религия, кстати, тоже проверенный метод. Крепкую веру в справедливый загробный мир не пробьешь и миллионом сфабрикованных судебных дел. Одна беда — ждать долго. До гроба, так сказать. Если хочется немедленного психологического комфорта, лучше сразу выбирать «фальшивый цинизм» — излюбленную тактику продвинутых пользователей.

Рецепт простой: натягиваешь печальную ухмылку и колотишь по клавиатуре. Дескать, Пипл Всё Схавает. А кто ждал от мира справедливости, тот сам виноват. Пущай теперь огребает по заслугам. Как аукнулось, так и откликнулось.

Отписавшись, блаженно потягиваешься. Мурлычешь под нос:

— А у меня все будет зашибись. Потому что я не жду от мира никакой справедливости.

Ну, и затыкаешь уши. Тут же главное что? Главное — не услышать ответную реплику мира:

— Ждешь ты или не ждешь — это мне по барабану. Может, позволю безбедно жить до пенсии. Может, завтра же придавлю, как вошь. Попадешь под раздачу от Следственного комитета — молись, чтобы заметили сердобольные хипстеры с недобитым правозащитником. Имманентной справедливости во мне ноль целых хрен десятых, и никакими психологическими фокусами ты этот показатель не изменишь. Только ручками, дорогой мой. Ручками, нервами, гневом, честностью. Пока пипл вроде тебя не перестанет хавать.

Комментировать Всего 4 комментария

Браво, Константин! (на этот раз имя с фамилией, кажись не перепутал).

А если серьезно, все очень-очень грустно: на Западе всю эту гнусь человеческую исследуют, у нас ею активно пользуются, потирая руки.

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов, Сергей Мурашов, Marat Gilmutdinov

Спасибо, Семён!

Помимо длинного перечня иррациональных способов, которыми люди защищают свою веру в справедливый мир, Лернер ещё в 1980 г. выделял рациональные: активное предотвращение несправедливости и возмещение ущерба (prevention and restitution). Именно так защищались подопытные студентки, которые могли повлиять на ход эксперимента.

И тут у нас порочный круг. С одной стороны, "справедливый мир" российского гражданина подсознательно заужен до родных и близких, а общество в целом рассматривается как нечто чужое и заведомо несправделивое ("...people perceive their environment as consisting of at least two different worlds: a world where the sufferers (and, presumably, the beneficiaries) of unjust fates reside and one's own just world").

С другой стороны, немногочисленные российские граждане, которые всё же пытаются повысить градус справедливости в обществе рациональными способами, не просто наталкиваются на самодовольный цинизм окружающих, но ещё и регулярно получают по рукам от власти.

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Семен Файбисович

не просто наталкиваются на самодовольный цинизм окружающих, но ещё и регулярно получают по рукам от власти

Тут важно по-моему, что власть сознательно и старательно разными способами подпитывает этот самодовольный цинизм и, опираясь на  гарантированное им молчаливое одобрение, и бъет наотмаш по рукам несогласных с таким положением вещей - о чем, собственно, моя первая реплика.

Эту реплику поддерживают: Константин Зарубин, Сергей Мурашов

Где-то и как-то на просторах интернета случайно наткнулся на одну жизненную историю рассказанную обычным "интеллигентным" человеком. Под словом интеллигентный подразумевается, все в шоколаде, писать-говорить умеет, место в обществе, дети в Лондоне. История произошла лично с ним и рассказ велся от первого лица. Перескажу то что слышал, вольным пересказом, точность пересказа не гарантирую, передам общий смысл.

Случилось этому милому человеку быть армянином по национальности. Подозреваю, что он имел по-армянски звучащее имя и фамилию. На свой собственный день рождение ехал он поездом Красная Стрела и скучал в ресторане с одним милым но достойным уважения и случайным попутчиком. Пили алкоголь, говорили, герой промолвился что у него сегодня День Рождения. Не помню каким образом, но после этого по системе общественного оповещения поезда было передано поздравление одному из пассажиров, нашему герою, в котором было произнесено его армянское имя, а может быть даже и фамилия. После чего, какое-то пьяное сурло, сидящее рядом, начало громко возбухать, на тему, что хачики захватили весь поезд. Случайный попутчик нашего героя поднялся и вежливо попросил возмущающегося индивидуума выйти поговорить. Вышли, поговорили, о чем и как герою доложено не было, осталось тайной. Но после этого пьяное хамло подошло к нашему герою и громко перед ним извинилось. Ну и понятное дело, торжество продолжилось с новой силой и сие событие было пересказано от первого лица с нескрываемой гордостью за свою крутость.

Я не думаю, что случайный попутчик был известным и уважаемым всеми без исключения в России человеком, иначе герой тоже знал бы кто он такой. О чем и каким образом поговорил таинственный спаситель с трамвайным хамом, не известно. Берусь предположить что привел какие-то аргументы, которые обидчику нашего героя крыть было нечем. Призадумавшись, а кто в России обладает такой властью? Либо паханы, откровенные бандиты в законе, либо сама власть. Так вот бывший терпила на мгновение поменялся местами и сам смог заставить терпеть своего обидчика, а главное после этого гордиться своей приближенностью к тому, что во всем мире, как не крути граничит с уголовщиной. Вот тебе и "интеллигентный" человек. При всей его утонченности он вполне достоин своего места рядом с любым чмо на ровном месте из вагона-ресторана.