Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Егор Мостовщиков   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Леонид Бершидский

Леонид Бершидский: Мордор-2013

Кадр из фильма «Властелин колец»
Кадр из фильма «Властелин колец»
+T -
Поделиться:

Видит бог, я не толкинист. Я не знаю эльфийских языков, ни древних, ни новых, и никогда не размахивал на лужайке деревянным мечом. Но, слушая, как Владимир Путин общается со своими избирателями, а Алексей Навальный со своим судьей, я вспоминал «Сильмариллион», а именно историю о «песенной дуэли» злого властелина Саурона и эльфийского короля Фелагунда:

Волшебную песню запел Саурон —

О тайнах раскрытых, о сорванных масках,

О тщетном коварстве и быстрых развязках,

О разоблаченьях пел он.

Но песню его Фелагунд победил,

Запев об упрямстве, о вере и воле,

О сопротивленье и сыгранной роли,

О схватке враждующих сил,

О твердости, стойкости в трудном бою,

О тяге к свободе, о хитростях новых,

О тюрьмах раскрытых, разбитых оковах,

Так строил он песню свою.

(пер. З.И. Бобырь)

И в самом деле: ключевой темой Путина были разоблачения и тщетное коварство (агенты ЦРУ, работавшие с Чубайсом, коррупционеры в Минобороны, НКО, получающие деньги из-за границы...). Ключевой темой Навального было упрямство: сыграю в вашу игру, ОК, но все понимают, каковы в ней ставки и мотивы.

Даже исход битвы песен, такой же, как в «Сильмариллионе», кажется предрешенным.

С тех пор как четыре месяца назад я вернулся в родную Москву из Киева, Толкин приходит мне на ум не в первый раз.

Украина давно напоминает мне Шир, родину хоббитов: в ней практически нет государства, зато это теплый, плодородный край, населенный в основном добродушным, прижимистым и здравомыслящим народом. По сравнению с ней Россия, особенно Москва, — конечно, Мордор. Тут и климат жестче, и орки встречаются на каждом шагу (недаром на придуманном Толкином языке квенья слово «орки» звучит как urqui, почти по-русски — «урки»).

И государство не просто существует — кроме него уже мало что осталось, и оно стремится к собственному обожествлению, сливаясь с церковью. Так же было и в Мордоре в Третью эпоху Средиземья.

Орки государства боятся (как в известной песне про то, что Путин очень страшный), но повинуются ему; и вообще оно для них. Вот Яровая — орк или нет? А Милонов? Ну уж точно не эльфы.

А еще, когда я вижу в туманные дни Останкинскую башню в драматической красноватой короне, то вспоминаю, что башня Саурона в Барад-дуре была самым высоким строением во всем Средиземье. Совсем как наша — в СНГ. Да и принцип работы в чем-то похож, особенно теперь: покажут кого-нибудь, скажем, в фильме «Анатомия протеста», ан глядь, уже и проверка, и следствие, и суд. Око Саурона не обращается просто так на смертных.

Как все это с нами случилось? Ведь было, кажется, на нашей памяти иначе, когда пал Советский Союз и то, что для нас было тогда, а для многих по сей день осталось абсолютным злом, укрылось где-то и перестало тревожить?

В «Сильмариллионе» последующее описано так: «В древности этот лес назывался Великим Зеленым Лесом, и его обширные чащи населяли многие звери и птицы... Но тьма постепенно вползла в лес, и страх поселился на его сумрачных полянах. Там появились страшные звери, и жестокие страшные существа раскинули свои западни. Тогда название леса изменилось, и он стал Чернолесьем, и немногие отваживались проходить через него. Откуда оно появилось — мало кто знал, и прошло много времени, пока Мудрые обнаружили его. Оно было тенью Саурона и признаком его возвращения».

Ну да, «тьма постепенно вползла» — пожалуй, если коротко, так и вышло.

Шестьдесят с лишним лет назад Джон Р. Р. Толкин внятно объяснил всем сторонникам простых аналогий: его лежащий на востоке и противостоящий народам и богам Запада Мордор — не Россия, а Саурон, правитель Мордора, от чьего огненного глаза важно было укрыться Фродо, несущему кольцо, — не Сталин.

В 1961 году Толкин написал раздраженное письмо в издательство Allen & Unwin по поводу предисловия к шведскому изданию «Властелина колец», в котором переводчик Оке Ольмаркс выдвигал такую гипотезу. «Я категорически отказываюсь признавать подобные “прочтения”, они меня просто бесят, — писал Толкин. — Сама ситуация была задумана задолго до русской революции. Подобные аллегории моему образу мыслей абсолютно чужды. То, что Мордор находится на востоке, объясняется просто-напросто требованиями географии и сюжета внутри моей “мифологии”. Изначально оплот Зла находился (вполне традиционно) на Севере; но, поскольку он был разрушен и, более того, поглощен морем, потребовалось возвести новую крепость» (здесь и далее пер. С.Б. Лихачевой).

Почему тогда я беру пример с Ольмаркса теперь, когда Толкин не только прояснил свою позицию, но и давно умер? Да потому что автор «Властелина колец», хоть и не имел в виду никакую конкретную тиранию, судя по всему, отлично понимал общую, глубинную суть явления. Здесь не обойтись без длинной цитаты из еще одного толкиновского письма, на этот раз 1951 года:

«Когда Изначальный Враг терпит сокрушительное поражение, Саурон в страхе раскаивается, но в итоге не является, как ему приказано, на суд богов. Он остается в Средиземье. Очень медленно, начиная с благих побуждений, — преобразования и восстановления разоренного Средиземья, “о котором боги позабыли”, — он превращается в новое воплощение Зла и существо, алчущее Абсолютной Власти, и потому снедаем все более жгучей ненавистью (особенно к богам и эльфам). На протяжении сумеречной Второй эпохи на Востоке Средиземья растет Тень, все больше и больше подчиняя себе людей, которые умножаются в числе по мере того, как эльфы начинают угасать».

Не так ли было и с Путиным, вроде бы раскаявшимся (примкнувшим к Анатолию Собчаку) в страхе в первые постсоветские годы, затем пришедшим к власти под лозунгами преобразования и восстановления богом покинутой России — и далее со всеми остановками вплоть до наползающей тени?

Очевидно при этом, что кольцо всевластия утрачено: отсюда неуверенность власти в себе, вечные рысканья, охота на внутренних врагов. Даже у Сталина не было ведь колечка. Вполне вероятно, что кто-то (может, некто родом из Украины, если уж буквально продолжать аллегорию) уже несет артефакт к вулкану. Просто это длинная дорога. Толкин ее в трех увесистых томах описал.

Правда, сам он без особого оптимизма смотрел на результаты таких квестов в реальном мире. В 1944 году он писал в армию сыну Кристоферу: «Все Великие Свершения, спланированные с размахом, с точки зрения жабы под колесом именно так и воспринимаются, притом что в общем и целом они вроде бы и функционируют благополучно, и работу свою выполняют. Работу, что в конечном счете ведет ко злу. Ибо мы пытаемся победить Саурона с помощью Кольца. И даже преуспеем (по крайней мере, на то похоже). Но в качестве расплаты, как ты и без меня знаешь, мы наплодим новых Сауронов, а люди и эльфы постепенно превратятся в орков».

Такое вот мрачное предсказание для нашего Мордора времен конца Третьей эпохи.

Комментировать Всего 4 комментария

ну наконец-то хоть кто-то спеллингует фамилию Толкин без этого идиотского ИЕ

Эту реплику поддерживают: Саша Копов

Крутой дядька был и, судя по всему, камней за пазухой не таскал. Но, вот кинцо-то сняли и явно там обозначили, что Мордор - это Азия. А если точнее, то муслимы. 

Леонид -  умница!