Уважаемая Татьяна Викторовна!
Вчера моя дочь впервые за два с небольшим года ее школьного опыта пришла домой огорченная тем, что ей сказал учитель. Огорчило ее то, что Вы попросили купить ей новый дневник и заполнить его аккуратно
-
- Фото: Getty Images/Fotobank
Для Вас, может быть, ее огорчение — и то, что я сочла нужным написать Вам по этому поводу письмо, — явится неожиданностью. Но для меня (и для нее, даже если в неполные 8 лет она не очень хорошо может выразить это словами) эта история затрагивает ключевой вопрос: вопрос права ребенка на ошибку.
Вы дали детям задание заполнить дневник вместе с родителями. Возможно, Вы имели в виду, что дневник заполнят родители. Однако сказали Вы вовсе не это. Елка поняла так, что она должна самостоятельно заполнить дневник, обращаясь ко мне за помощью по мере необходимости. Процесс заполнения титульных страниц дневника затянулся почти на все воскресенье: Елке было нелегко, так как в американской школе ее не учили писать прописью и наши домашние занятия русским не дали ей необходимых навыков. Несмотря на сложности, от моей прямой помощи она наотрез отказалась. Для нее это стало делом принципа, и две титульные страницы она заполнила самостоятельно, потом, как у нас заведено, самостоятельно проверила свою работу, нашла все (!) ошибки и исправила их.
Вышло неаккуратно.
Получился процесс обучения, в котором самостоятельная работа, самостоятельная же проверка и самостоятельное исправление ошибок играют ключевую роль. Надо отдать должное Елкиному характеру: несмотря на то, что результат ее работы Вас возмутил, она по-прежнему им гордится — думаю, потому, что знает, чего ей это стоило, — и не хочет покупать новый дневник. И она совершенно права. Новый дневник я куплю ей только тогда, когда она сама того захочет. Пока же неаккуратный вид титульных страниц никак не может воспрепятствовать использованию дневника: расписание предметов в дневник я внесла сама, так что никаких неудобств для Вас Елкин почерк не создаст.
Я не педагог, и хотя и мне самой, и моим детям пришлось учиться по самым разным методикам и здесь, и в Америке, у меня нет своего мнения по поводу того, надо ли учить детей писать прописными буквами и когда это следует делать (в Америке, например, считают, что не раньше пятого класса — это слишком сложно для малышей, чтобы быть им полезным). Но вот что я знаю совершенно точно: упор на результат вредит образованию на любом уровне. Понимание ценности упорной самостоятельной работы — большая редкость, и учитель просто обязан пестовать его в ученике. Даже если получается неаккуратно.
С уважением,
Маша Гессен
Мама ученицы 2«А» класса Пироговской школы Елки Гессен

Маша, можно личный вопрос?
поскольку речь идет о семье, возможно это будет здесь уместным. имеете ли Вы отношение к Иосифу Гессену издателю "Архива русской революции", известному политику своего времени?
Эту реплику поддерживают: