/ Москва

Уважаемая Татьяна Викторовна!

Вчера моя дочь впервые за два с небольшим года ее школьного опыта пришла домой огорченная тем, что ей сказал учитель. Огорчило ее то, что Вы попросили купить ей новый дневник и заполнить его аккуратно

Фото: Getty Images/Fotobank
Фото: Getty Images/Fotobank
+T -
Поделиться:

Для Вас, может быть, ее огорчение — и то, что я сочла нужным написать Вам по этому поводу письмо, — явится неожиданностью. Но для меня (и для нее, даже если в неполные 8 лет она не очень хорошо может выразить это словами) эта история затрагивает ключевой вопрос: вопрос права ребенка на ошибку.

Вы дали детям задание заполнить дневник вместе с родителями. Возможно, Вы имели в виду, что дневник заполнят родители. Однако сказали Вы вовсе не это. Елка поняла так, что она должна самостоятельно заполнить дневник, обращаясь ко мне за помощью по мере необходимости. Процесс заполнения титульных страниц дневника затянулся почти на все воскресенье: Елке было нелегко, так как в американской школе ее не учили писать прописью и наши домашние занятия русским не дали ей необходимых навыков. Несмотря на сложности, от моей прямой помощи она наотрез отказалась. Для нее это стало делом принципа, и две титульные страницы она заполнила самостоятельно, потом, как у нас заведено, самостоятельно проверила свою работу, нашла все (!) ошибки и исправила их.

Вышло неаккуратно.

Получился процесс обучения, в котором самостоятельная работа, самостоятельная же проверка и самостоятельное исправление ошибок играют ключевую роль. Надо отдать должное Елкиному характеру: несмотря на то, что результат ее работы Вас возмутил, она по-прежнему им гордится — думаю, потому, что знает, чего ей это стоило, — и не хочет покупать новый дневник. И она совершенно права. Новый дневник я куплю ей только тогда, когда она сама того захочет. Пока же неаккуратный вид титульных страниц никак не может воспрепятствовать использованию дневника: расписание предметов в дневник я внесла сама, так что никаких неудобств для Вас Елкин почерк не создаст.

Я не педагог, и хотя и мне самой, и моим детям пришлось учиться по самым разным методикам и здесь, и в Америке, у меня нет своего мнения по поводу того, надо ли учить детей писать прописными буквами и когда это следует делать (в Америке, например, считают, что не раньше пятого класса — это слишком сложно для малышей, чтобы быть им полезным). Но вот что я знаю совершенно точно: упор на результат вредит образованию на любом уровне. Понимание ценности упорной самостоятельной работы — большая редкость, и учитель просто обязан пестовать его в ученике. Даже если получается неаккуратно.

С уважением,

Маша Гессен

Мама ученицы 2«А» класса Пироговской школы Елки Гессен

Комментировать Всего 28 комментариев
Маша, можно личный вопрос?

поскольку речь идет о семье, возможно это будет здесь уместным. имеете ли Вы отношение к Иосифу Гессену издателю "Архива русской революции", известному политику своего времени?

Имею. Он - дальний родственник, что-то типа кузена моего прадеда (который был корреспондентом газеты "Биржевые ведомости" в Государственной думе, в которой Иосиф Гессен заседал).

инициалы прадеда значит В.М.Гессен? кто добровольно присоединился к арестованному составу Временной комиссии, содержащейся под стражей в Смольном по приказу вождя большевиков?

Маша, только не подумайте, что я специально копаюсь в биографии ваших предков. просто личности они были очень уж известные, а вы сохранили фамилию. поэтому интересуюсь, не без надежды, что вы дополните деталями которые нельзя узнать из опубликованных источников

Маша, одна из самых любимых книг моей юности - "Генетическая психология Пиаже" Флейвела. Я многое вынес из этой книги, и когда я организовал свою первую фирму Параграф (не сочтите это бесплатной рекламой на вашем сайте), то нашей начальной целью - сейчас обо это мало, кто знает - была разработка программ для детей, чтобы поощрять их к калиграфии и, вообще, красивому рукописанию. На протяжении многих лет, давая интервью разным газетам и журналам, я говорил примерно следующее:

- Если посмотреть на карту коры головного мозга, то можно заметить, что управление ладонью и пальцами руки занимает непропорционально большое место. Но, мало кто отдает себе отчет, что написание одной рукописной буквы - скажем, "а" - вовлекает в работу одновременно более двухсот мышц ладони и пальцев. Развитие управления пальцами и микродвижениями ладони очень важная стадия развития мозга (в этом месте я делаю короткий экскурс в теорию стадий Пиаже и, следуя примеру Шуры Балаганова, довольно толково, но очень коротко, пересказываю "популяную брошюру" Флейвела :)), и калиграфия - это не только умение писать, это, что важнее, чрезвычайно  тонкий механизм развития интеллекта. 

Далее, я расписывал ужасы, которые ждут человечество с приходом клавиатур, отмены в школах правописания и привычки - особенно, в Америке - писать полупечтаными буквами :), присовокупляя к этому рассуждения, что японцы и китайцы не зря такие умные, а все дело в их сложной калиграфии. 

Шутки-шутками, но я сереьзно считаю, что главное в обучении это не "набор приемов и навыков", а разнообразная нагрузка на мозг ребенка, которая будет его развивать. Правописание - одна из таких нагрузок. Рисование, математика, иностранные языки, чтение, писание - все имеет конечной целью не научить, а развить. 

Я еще с физматшколы любил повторять свою любимую максиму: "Лучше не решить одну трудную задачу, чем решить двадцать легких".

PS: Как Вы понимаете, Маша, все вышеизложенное это просто мой комментарий к Вашей фразе: "так как в американской школе ее не учили писать прописью"

Я поняла, Степан! В американской школе на самом деле сейчас идет вполне живая дискуссия о том, когда именно следует учить детей писать прописью - и есть мнение, что шестилеток в первом классе этому учить не стоит, потому что это для них слишком тяжело. У меня и правда нет мнения на этот счет. Более того, я уверена, что Елка через пару недель будет нормально справляться с письмом. Меня тревожит другое. Я знаю множество детей (включая моего сына), которые готовы вырвать все страницы из тетрадки или протереть ее ластиком до дыр, а себя - довести до слез, лишь бы не было видно исправлений. Наученная этим горьким опытом, я хочу лелеять в Елке ее готовность признавать и исправлять свои ошибки - ведь этот навык (именно навык) так важен в жизни.

Ну, это понятно и с этим глупо было бы спорить! (насчет иправлений)

Я писал о том, правописание - это только на первый взгляд, ненужный элемент экосистемы.

Я живу около болота и моя родня страдает от комаров и теща все время молит боженьку, чтобы он их извел всех до одного, но у Старика хватает ума ее не слушать, так как хорошо знает, что, даже, Он не знает, к чему это может привести.

На минуту задумалась о мудрости тех из нас, кто сознательно селится близ болот, но прочь, прочь погнала эту мысль! Насчет экосистемы согласна.

Маша, чтобы понять всю прелесть этого места, надо здесь побывать! (когда комаров нет :)

Эти болота называются очень красиво: "Башакильский заповедник перелетных птиц"

"...что японцы и китайцы не зря такие умные, а все дело в их сложной калиграфии. "

дело в ином устройстве речевых центров в полушариях мозга у народов с иконографиеским письмом. Именно поэтому у китайцев после инсульта чаще всего сохраняется речь, а у европейцев -нет

да я как поверхностный журналист тоже этого не знал - у меня просто жена - дефектолог, работает с детьми, с аутистами, ДЦП и среди взрослых - с инсультниками

У меня жена работала в Институте дефектологии в Москве в 70-х и начале 80--х и, в частности, писала диссертацию по слабовидящим детям (она психофизиолог по образованию)

Теперь ясно, что самые успешные, умные, смелые, состоявшиеся во всех отношениях мужчины и мужья живут в семьях с женами, имеющими тонкую, умную и высоко гуманную специальность.

Ого, не знала. Полезное замечание.

Маша, Вы безупречно изложили свою позицию. Но, вероятно, подразумевалось и какое-то продолжение ситуации. Скажите пожалуйста,  какая реакция Татьяны Викторовны на Ваше открытое письмо Вас бы устроила?

Мне приходят в голову следующие возможные варианты:

1) Т.В. говорит на уроке: "Елка, я была неправа, твоя мама написала мне замечательное письмо, я все поняла и абсолютно пересмотрела свою позицию. Пусть у тебя остается этот дневник, раз он тебе и маме дорог как память о преодолении ошибок. "

2) Т.В. говорит: "Елка, ты молодец, хорошо поработала, но все-таки мне, как учительнице, кажется, что первая страница дневника у детей в моем классе должна быть более аккуратной и красивой. Поэтому я настаиваю, чтобы мама купила, а ты заполнила новый дневник. Уверена, что теперь, после тренировки, у тебя получится лучше".

3) Т.В. ничего вслух не говорит,  просто пожимает плечами,  бормочет себе под нос: "Ох уж эти родители, вечно воображают себя Песталоцци, а своих детей - хрупкими сосудами с талантом!" - и спускает ситуацию "на тормозах".

4) Т.В. в ответ пишет Вам, Маша, открытое письмо на страницах "Учительской газеты", где также сдержанно и уважительно обосновывает свою позицию относительно чистописания.

Прописные — строчные

Уважаемая Маша, я целиком поддерживаю Вашу позицию, как, впрочем, и добавление Степана. Одно небольшое замечание. Прописными называют заглавные (Upper case) буквы. Буквы, которые пишут от руки, называют рукописными. Вы, по всей видимости, имели в виду, что не ясно, с какого возраста надо учить слитному письму или каллиграфии.

Да, конечно, Вы правы. Спасибо.

Катерина, спасибо за вопрос. Меня бы устроила любая реакция - это исключает третий, наиболее вероятный, вариант, так как он реакцией не является. Но я сегодня вечером увижу ТВ, так что на реакцию все же рассчитываю. Первый вариант, естественно, прекрасен, но утопичен абсолютно. Второй меня более чем устроит, так как будет означать диалог между Елкой и учительницей, которая начнет анументировать свою позицию. Четвертый, с публичной аргументацией, тоже был бы замечательным: я бы смогла рассказать Елке, что написала учительница, мы бы обсудили ее аргументы в доступной Елке форме. Кроме того, мы бы получили в СМИ разговор на тему, на которую мы совсем не умеем и не привыкли разговаривать. Меня уже упрекнули в том, что я выношу сор из избы. Я же считаю, что отношения родителей с учителями - это факт общественной, а не частной жизни, сродни отношениям гражданина с чиновником (хотя, разумеется, у этих отношений могут быть и частные аспекты). Учитель, как, например, милиционер или священослужитель, облечен огромной властью над зависимыми от него людьми. Публичность является противовесом этой власти.

Маша, коль уж речь пошла о сдержках и противовесах, то не могу удержаться от вопроса: как вы представляете себе публичность в качестве противовеса власти священнослужителя? особенноправославного или католического? возможно ли это вообще, на ваш взгляд?

Самый очевидный - и ужасный - пример - это скандал, который развернулся в Америке несколько лет назад, когда выяснилось, что огромный процент католических священников систематически насилуют мальчиков-прихожан (http://www.amazon.com/Our-Fathers-Secret-Catholic-Scandal/dp/0767914309). Изнасилования носили систематический и системный характер; завеса секретности, защищающая церковь от вторжения внешнего мира, позволяла этому ужасу продолжаться годами. Я думаю, что огромное количество публикаций на эту тему - сегодня лучшая защита потенциальных жертв. Потенциальные насильники понимают, что теперь преступление, скорее всего, скрыть не удастся. Пример, конечно, экстремальный, но чистая история о злоупотреблении властью.

Маша, расскажите потом о реакции учительницы. Интересно.

Учительница предложила Елке вместе заполнить новый дневник. Елка с радостью согласилась, а дома перед сном сообщила мне, что в школе дела лучше, "потому что учительница меня больше уважает". Расспросы показали, что имеется в виду именно изменение отношения, а не только история с дневником: на месте общей гребенки вдруг образовался индивидуальный подход. Например, книжечку-сочинение о летних каникулах Елке разрешили написать по-английски, к ее великой радости. А русским, включая чистописание, учительница теперь будет заниматься с Елкой дополнительно вместо части уроков английского, на которых Елка просто сидела и читала принесенную их дома книжку. Кстати, именно такая система дополнительных занятий, вписанных в основное учебное время, принята для приехавших из-за границы в обычных американских школах - только там этого не надо добиваться, так как это прописано в законе об образовании (на уровне штата).

Молодец учительница.Все не так плохо и Вы молодец, что боретесь. Сейчас моя тоже пошла в новую школу - вот жду сюрпризов :)

Но Ваша школа в Англии, да? Было бы интересно сравнить.

Маша, у нас с Англией была большая проблема. Дочке дали отказ в учебной визе за сутки до вылета, на основании того, что в документах не было нотариально заверенного разрешения от меня на обучение, хотя было от меня спонсорское письмо и все документы на сопровождение ребенка в Англию. Аппеляцию я решила не подавать, потому что визу мы бы получили(у нас были туристические), но в этом случае ребенок полетела бы в Англию только в конце октября с лучшем случае. Обиделась я на Англию :) Я сначала расстроилась, но потом за несколько дней нашла в Москве школу, мне порекомендовали Европейскую гимназию. Дочка там учится несколько дней, пока судить рано, но ей очень нравится.Подход у них интересный, не знаю что они там делают с детьми, но дочка ни разу не забыла взять учебники из школы, чтобы что-то повторить вечером, и каждый вечер ложась спать очень боится проспать в школу. В школе мне рассказали, что они учат детей, что учиться плохо у них в школе просто непринято. Посмотрим что будет дальше. Будем сравнивать подход.

Марина, отличный выбор! Мы хотели отправить старшую в Европейскую гимназию, я там полдня просидел на разных уроках, мне понравилось очень. (К сожалению, мы в результате вместо этого уехали - да - в Англию:) Но не из-за школы, а из-за моих дел).

Единственный большой минус этой школы - расположение на улице Гастелло...

Владимир, спасибо. Вы меня поддержали,а то я все же переживала, вдруг вылезут потом какие-нибудь подводные камни. А расположение меня как раз очень устраивает, я живу в Измайлово и до школы добираться на машине относительно недолго.