Павел Макеев /

Музей Москвы. Что скрывал шестиметровый забор на Садовом?

В Москве есть ряд музеев, посвященных истории города — так называемое объединение «Музей Москвы». На прошлой неделе глава департамента культуры Сергей Капков назначил директором этого музейного объединения Алину Сапрыкину, которая прежде занимала должность арт-директора ARTPLAY. Также на территории нового музея буквально через неделю открывается первый в России кинотеатр документального кино — совместный проект Музея Москвы и Центра документального кино, директором которого является Софья Гудкова. «Сноб» сходил на экскурсию в новое место и поговорил с новоиспеченными руководителями

+T -
Поделиться:

Главное здание музейного объединения «Музей Москвы», собственно сам Музей города Москвы, находится в бывших Провиантских складах на «Парке Культуры», бок о бок с «РИА Новостями». А в объединении есть еще Музей археологии Москвы, «Английское подворье», «Музей русской гармоники Мирека», «Лефортово» и «Усадьба князей Голицыных "Влахернское-Кузьминки"», Музей-квартира Гиляровского и Музей Дома на набережной. Провиантские склады — одна из немногих невостребованных музейных площадок города. Сюда ежедневно приходит всего около тысячи человек, несмотря на то что музей находится в непосредственной близости от парка Горького и туристической Остоженки.

При этом музей вполне может быть конкурентоспособным: он открыт в 1896 году, а его фонды насчитывают более миллиона экспонатов. Некогда он был создан по инициативе Городской думы как Музей московского городского хозяйства, с 1920 года именовался Московским коммунальным музеем. С 1940 по 1986 год известен как Музей истории и реконструкции Москвы, а с 1986 года — как Музей истории города Москвы. И только в 2008 году он получил статус музейного объединения.  

Как уверяет Алина Сапрыкина, кардинальных изменений здесь не нужно. Целиком территория Музея Москвы в ближайший год будет выглядеть так: в большом внутреннем дворе, переделкой которого занимается сейчас архитектор Тамара Мурадова, на стенах бывшей генштабовской автомобильной мойки, определенной под снос Москомнаследием, появятся произведения граффити-художников, внутри сквера — музей, кафе, книжный магазин, библиотека, медиатека. Также нужно открыть огромные центральные ворота, которые выходят на Садовое кольцо, и запустить кинотеатр документального кино, который фактически переезжает из здания РИА в отдельное строение. Центр документального кино (ЦДК) был придуман и реализован Софьей Гудковой, бывшим шеф-редатором «Итоговой программы» НТВ.

Кинотеатр документального кино — первая в России подобная инициатива, в успех которой невозможно было поверить. Каждую среду в здании информационного агентства «РИА Новости» предлагали бесплатно смотреть документальное кино, а затем обсуждать его с приглашенными спикерами. Модерировала дискуссию журналист Катерина Гордеева. Темы — самые острые: социальное сиротство, онкозаболевания, войны, аборты. Несмотря на сложность формата, каждую среду в здании «РИА Новостей» собиралось около двухсот человек. С 6 июня эта публика сможет смотреть документальные фильмы ежедневно на территории Музея Москвы. Ценовую политику обещают щадящую: билет в выходной день будет стоить не больше 300 рублей, а дети смогут посещать кинотеатр бесплатно.

«Все  современные музеи перерастают в ранг мультимедийных. У нас с этой задачей призван справиться кинотеатр, — пояснила руководитель центра Софья Гудкова. — Кинотеатр документального кино станет общей частью большой концептуальной истории, которая в целом привлечет огромное количество посетителей. 7 июня работа кинотеатра сразу начнется с фестиваля кино о музыке Beat Film Festival».

С 12 по 16 июня Музей Москвы запустит летний фестиваль «Счастливый тринадцатый» — обширную программу, посвященную Москве 1913 года. В рамках этого фестиваля на территории построят шатры, поставят скамейки, кадки с деревьями, выстроят небольшой амфитеатр, где будут читать лекции и стихи.

На первый взгляд, идея совместить музей и кинотеатр необычна. Однако Алина Сапрыкина поясняет, что это повсеместный тренд. Связка Музея Москвы с ЦДК немного повторяет, например, Национальный музей Сингапура — есть подобные соединения выставочных залов с кинозалом и в других музеях городов мира. Однако уже сейчас ворота музея, открытые прямо на Садовое кольцо (в музей есть также вход с Остоженки), заставляют случайных прохожих остановиться как вкопанных. Шутка ли — 20 лет подряд тут был глухой высокий — почти шестиметровый — забор, а теперь открытый проем, в котором виден уютный зеленый московский двор.