Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Егор Мостовщиков   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Леонид Бершидский

Леонид Бершидский: Почему Собянин не подходит Москве

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости
+T -
Поделиться:

Скоро в Москве выборы мэра, и хотя их исход предопределен обычными для российской псевдоизбирательной системы методами, жителям нашего города будут три месяца полоскать мозги рассказами о достижениях Сергея Собянина и его команды. Почти три года — достаточный ведь срок, чтобы говорить о достижениях.

Нам расскажут о реконструированных под потребности столичного хипстера музеях, театрах и парках. Я, однако, не хипстер, и мне эти витрины субкультуры ни к чему. Наверное, парк Горького — прекрасный проект, но, чтобы там сейчас гулять, нужно работать локтями, как в метро. Так что он добавился к моему личному списку мест, куда можно отвести гостя из провинции — поглазеть, и выпал из списка приемлемых мест для похода с детьми. Вероятно, для кого-то интервью мэра в «Жан-Жаке» — важный сигнал, но я его не считываю, потому что не хожу в это заведение.

Когда Собянин стал мэром, он вряд ли что-либо знал о хипстерах. Это потом они стали выходить на площади и всячески активничать, обрели звонкий, хорошо слышимый даже в здании напротив конного Долгорукого голос. А в 2010-м чего хотели от мэра? В первую очередь какого-нибудь лекарства от транспортной констипации, поразившей город при Лужкове. Почти четыре с половиной миллиона машин, как минимум в два раза меньше парковочных мест, общественный транспорт, не справляющийся с людскими потоками двенадцатимиллионного города.

Теперь понятно, что с этим делает собянинская команда. Хоть мэр и не москвич, он действует самым что ни на есть московским способом — собирает деньги, ничего не предлагая взамен.

Платить за парковку в центре теперь удобно — хоть эсэмэской, хоть через модное приложение для айфона. И штрафы за катание по выделенным для общественного транспорта полосам тоже удобно платить: и через электронный банкинг, и через портал госуслуг.

А ездить по-прежнему неудобно. От того, что парковка в центре стала платной, парковочных мест больше не стало. Влияние выделенок на объем перевозок общественным транспортом ничтожно: когда открывается такая полоса, перевозки вырастают на 1-3% к предыдущему месяцу. Зато скорость движения по остальным полосам падает гораздо серьезнее, чем в среднем по Москве.

В нашем городе всегда умели сделать дорого и плохо. Приезжающие сюда чиновники быстро обучаются этому образу действий. Хотя имеют возможность учиться и не в Москве. А, например, в Гонконге.

Начнем с того, что вот такую информацию о городской транспортной системе тамошние власти не поленились собрать в один небольшой документ, который регулярно обновляется. Про Москву такую не скомпилируешь, даже обойдя все кривые сайты городских структур и ГУПов. В Гонконге вообще очень открытая власть, которая все время советуется с горожанами и рассказывает им о своих действиях.

Бывшая британская колония, а ныне специальный административный регион Китая, поменьше Москвы по населению: здесь живут примерно 7,5 миллиона человек. Но Гонконг — глобальный перевалочный пункт с огромными портом (третьим в мире) и аэропортом (двенадцатым в мире). К тому же рядом — материковый Китай, для которого свободный мегаполис — что Москва для остальной России. Так что приезжих здесь толпы. В Москве только стремятся довести число туристов, российских и иностранных, до 7 миллионов человек в год. В Гонконге в прошлом году побывали и остались хотя бы на одну ночь 17,4 миллиона человек, из которых 11 миллионов — жители материкового Китая.

Этот людской поток не так рассредоточен, как в Москве: площадь российского мегаполиса — 2510 квадратных километров, а китайской САР — 1104. Это, с одной стороны, удобнее: не надо столько дорог, а с другой — страшнее: больше потенциал для пробок. Ведь от того, что люди перемещаются на более короткие расстояния, меньше их не становится.

Пробок, однако, здесь нет. Потому что в городе не нужна машина.

В Гонконге отвратительно работают карты Google: постоянно строят неправильные маршруты — без учета многочисленных надземных и подземных пешеходных дорожек, галерей, эскалаторов и травелаторов. Здесь удобно ходить пешком: не надо постоянно уворачиваться от машин.

Когда пешком слишком далеко, гонконгцы пользуются общественным транспортом: он перевозит здесь 90% пассажиропотока. Метро (MTR) — 4,7 миллиона человек в день, автобусы – около 4 миллионов. Московское метро перевозит 6,73 миллиона пассажиров в день, а про автобусы на сайте Мосгортранса информации нет, хотя имеется, например, гимн этого славного предприятия. Впрочем, можно сравнить число самих автобусов: в Москве их 6691, в Гонконге — 5837. Разница — в пользу Гонконга, если учесть, что его население в 1,7 раза меньше московского.

Разница не только количественная, но и качественная. Это другое метро и другие автобусы.

В самых длинных поездах MTR 12 вагонов, каждый с пятью дверьми. В Москве — не больше восьми с четырьмя. Гонконгский поезд просматривается насквозь: здесь нет дверей между вагонами, и пассажирам гораздо удобнее рассредоточиться по всей длине поезда. И здесь есть первый класс: более комфортные вагоны, в которые можно попасть за дополнительные деньги и не толкаться. Менеджер, для которого важна чистота сорочки, доберется до офиса на метро таким же, каким вышел из дома, а не грязным, потным и измятым, как в Москве.

Автобусы — в подавляющем большинстве двухэтажные, все с кондиционерами. У нас теперь тоже ставят кондиционеры, но часто ли они вам встречались в московских автобусах?

В Гонконге я ни разу не ждал автобуса дольше 10 минут. Кстати, в метро интервалы между поездами короткие, вполне московские.

А ведь есть еще двухэтажные трамваи, паромы, прекрасные лицензированные такси и маршрутки, в которых, если водитель начнет лихачить — ехать быстрее 80 км/ч, в салоне раздастся громкий сигнал, и водитель сбросит скорость.

Платить везде на транспорте, да и за парковку, и в большинстве магазинов можно одной и той же специальной картой Octopus, которая продается и пополняется на каждой станции метро.

В Гонконге сначала построили транспортную систему, сделавшую собственный автомобиль ненужной роскошью, а потом уж принялись гнобить автовладельцев. С 1982 года резко повысили сбор за регистрацию новой машины — до 100% от ее цены — и взвинтили налоги на бензин. Теперь в городе зарегистрировано 443 442 частных авто. В десять раз меньше, чем в Москве. В основном это дорогие игрушки: всякие BMW, Lexus и Mercedes. Смотреть на такой трафик приятно, но влиться в него нет никакого соблазна: зачем? Кстати, парковочных мест в Гонконге больше, чем частных машин: примерно 700 000.

Тут можно вспомнить, что Гонконг — мировой финансовый центр, каким хотела бы стать и Москва, да пока не стала. Город с виду побогаче нашего. Но тратит больше денег — Москва.

Расходная часть бюджета САР на 2013 год — 352 миллиарда местных долларов, или 1,4 триллионов рублей. Бюджет исполняется с профицитом, Гонконг накопил бюджетный резерв, достаточный, чтобы финансировать все городские нужды в течение 20 месяцев. Расходы московского бюджета в этом году — 1,8 триллиона рублей. Если считать на душу населения, поменьше, чем в Гонконге, но оно и понятно: бюджет исполняется с немаленьким дефицитом. Потому что Москва пытается все городские проблемы решать за бюджетные деньги. А в Гонконге те же автобусы и паромы принадлежат частным операторам, к которым предъявляются строгие лицензионные требования, и вместо того, чтобы поглощать городские деньги, эти бизнесы пополняют казну.

В общем, у нас, как водится, начали с создания неудобств, введения платы, репрессивных мер вроде штрафов в 3000 рублей за катание по выделенным полосам. Сделать это проще, чем пустить по ним достаточно автобусов: видеокамеры стоят дешевле. Московским властям привычнее бороться с людьми, чем делать их жизнь комфортнее; зачем создавать систему, которая позволит не пользоваться собственными машинами, если можно и без этого обложить водителей всяческой данью во имя идеалов современного градоустройства.

Москве нужен мэр, который перевернет процесс с головы на ноги. То есть займется сначала созданием альтернативы, а потом уж репрессиями. И это не Сергей Собянин. Кто? Ну, если поскрести по сусекам, найдется: в Москве же на самом деле все есть.

Комментировать Всего 3 комментария
Московским властям привычнее бороться с людьми, чем делать их жизнь комфортнее

Добавлю: РОССИЙСКИМ властям привычнее бороться с людьми, чем давать им то, ради чего люди облекли их властью.. А московские власти - лишь частный случай.

Эту реплику поддерживают: Варвара Грязнова, Леонид Бершидский

Концентрация ляпов зашкаливает.

Посмотрим по пунктам. 

"Платить за парковку в центре теперь удобно — хоть эсэмэской, хоть через модное приложение для айфона." - Это что, сарказм? Заплатить за парковку смской сейчас могут только абоненты с предоплатным тарифом - это при том, что операторы уже несколько лет активно продвигают постоплатные тарифы. Городские власти, кстати, уже осознали ошибку и вводят новые способы оплаты.

"Влияние выделенок на объем перевозок общественным транспортом ничтожно: когда открывается такая полоса, перевозки вырастают на 1-3% к предыдущему месяцу. Зато скорость движения по остальным полосам падает гораздо серьезнее, чем в среднем по Москве." - Ссылки верные. Но почему автор сравнивает объём перевозок со скоростью? Да потому что если бы он сравнивал сравнимое, то увидел бы рост скорости на выделенных полосах, сопоставимый со снижением скорости полосах, оставленных личному транспорту. 

"Здесь [в Гонконге] удобно ходить пешком: не надо постоянно уворачиваться от машин." На вкус и цвет товарища нет, но вообще говоря, Гонконг известен как город, крайне недружелюбный к пешеходам. Жалобы на тамошнюю пешеходную инфраструктуру, больше напоминающую конвейер птицефабрики - давно общее место и среди местных, и среди приезжих

"В Гонконге сначала построили транспортную систему, сделавшую собственный автомобиль ненужной роскошью, а потом уж принялись гнобить автовладельцев. С 1982 года резко повысили сбор за регистрацию новой машины..." - Позвольте, но в 1982 году гонконгскому метро было всего три года от роду. Что, эти две линии общей длиной 26 км (десятая часть от нынешних размеров) "сделали автомобиль ненужной роскошью"? Ну-ну. 

"бюджет [Москвы] исполняется с немаленьким дефицитом." Ничего подобного. Это утверждается бюджет Москвы с дефицитом. А исполняется вот уже три года - с профицитом

"Москва пытается все городские проблемы решать за бюджетные деньги. А в Гонконге те же автобусы и паромы принадлежат частным операторам..." - Автор опять же не в курсе дел: Москва тоже отдаёт автобусные маршруты частным операторам. Собственно, аналогичная ситуация и со всеми остальными преимуществами гонконгской транспортной системы - их заметил не один автор. Больше общественного транспорта, легализация такси, карта Octopus (она же "Тройка"),  кондиционеры в автобусах, поезда метро без межвагонных дверей - всё это в Москве уже внедряется. Разве что паромов не хватает. Ну, и fact checking'а в статьях. 

Disclaimer: Голосовать за Собянина я всё равно не буду. Но по другим причинам.

Эту реплику поддерживают: Сергей Громак, Лариса Гладкова

К сожалению, проблему, которая наращивалась дестилетиями, нельзя решить за 1 год. И даже за 3-4 года нельзя решить. Тем более при условии того, что все эти проблемы были пышно взращены на гумусе определенной команды, которая занимала в городе все посты, от верхних до низовых. Возможно, Собянин мог бы делать больше того, что он сейчас делает (не знаю - мог бы?), но то, что скорость изменений качественно увеличить невозможно, я почти уверена.