Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Андрей Архангельский   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Ренат Давлетгильдеев   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Наталья Плеханова   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Саша Чернякова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Леонид Бершидский

Леонид Бершидский /

Куда делась московская магия

Фото: Corbis/Foto S.A.
Фото: Corbis/Foto S.A.
+T -
Поделиться:

Есть такая штука — ощущение города. Вот оказываешься на улице в конце мая или начале июня, — любой город именно в эту пору выглядит лучше всего, как девушка в любимом легком платье, — и считываешь некий код, получаешь некую основополагающую эмоцию.

Маленький тест, чтобы было ясно, о чем я. Из следующих кусочков текста изъяты топонимы и слова-эндемики, по которым можно легко догадаться, какой город имеется в виду, — но я уверен, что вы все равно догадаетесь.

«Во всем мире нет, пожалуй, города, где бы иностранец так легко чувствовал себя — словно дома, по крайней мере внешне, — как в [этом городе]. Уже через несколько часов кажется, будто ты здесь родился. Ведь все так хорошо знакомо! Все тут точь-в-точь так, как рассказано в тысячах книг и фильмов, спето в тысячах песен, изображено на тысячах полотен. Все это я видела уже раньше. Этого [работника сферы обслуживания] в синем переднике, который поливает водой тротуар в ранний утренний час, кафе на тротуарах под открытым небом, где [жители города], щурясь на солнце, пьют кофе и читают газеты, старушку в цветочном киоске, где продаются дивные весенние фиалки; дребезжащие такси, домохозяек с [этим товаром] под мышкой — все это я видела уже раньше». 1

«Девушка в платке целует лежащего на лавке бойфренда, его голова на ее коленях, в сотне метров другой платок в той же позе, в каком кино насмотрелись?.. Звякает посуда в старом деревянном ресторане, сквозь заросли блестит [большая вода], черепичные крыши на том берегу. Дорога вдруг выводит к одному краю парка, за забором квартал двух-трехэтажных домов, старьевщик катит телегу по улице в поисках заработка... на берегу рыбаки, рыбаки, рыбаки, второй […] мост, вдоль прибрежного шоссе рестораны, курорт в городе». 2

Так можно играть даже с теми, кто никогда в этих городах не был, просто видел фильмы, читал книжки, неохотно разглядывал привезенные друзьями из поездки фотки.

Сущность города, заметьте, описывают с помощью эмоционально окрашенного перечисления. Это всегда серия бытовых картинок, образов, звуков, складывающихся в то самое чувство места.

А вот вам московская серия:

Ольга. Куда мы идем?

Лев. Я тебе Москву покажу.

Лев и Ольга на палубе прогулочного катера. Катер плывет по Москве-реке.

Лев. Вот это столица нашей родины — Москва.

Катер плывет от Котельнической набережной к Воробьевым горам.

Лев (показывает Ольге).

Это гостиница «Россия». Самый крупный отель в Европе.

Это отель «Кемпински». В нем очень чисто.

А это Кремль. Там живет Президент.

Это кинотеатр «Ударник».

Это храм Христа Спасителя. Там будут молиться Богу.

Это кондитерская фабрика «Большевичка». Там делают шоколад.

Это Третьяковская галерея. Там висят картины.

А это русский шаттл «Буран».

Они проплывают Воробьевы горы.

Лев. Это трамплин.

Ольга. Я знаю. С него зимой прыгают лыжники.

Лев. Как?

Ольга (показывает рукой). Во-о-о-от так. 3

Экскурсия по Москве, конечно, может быть только вот такой издевательской, иронично-циничной. Правда, сейчас уже нет «России», а «кондитерской фабрики "Большевичка"» никогда и не было — имелся в виду, конечно, "Красный Октябрь", где нынче не делают никакого шоколада, но раньше ведь не обязательно было знать, как называется краснокирпичная фабрика на Стрелке.

Не суть. Вот советская «Россия», а вот буржуазный «Кемпински»; вот Президент, а вот Бог; вот Третьяковка, а вот космос. Посмотрели? Теперь платите и проваливайте. Москва устало отмахивается и не пускает чужаков внутрь.

В Москве даже местный житель мог собраться на прогулку по каким-нибудь своим заветным местам, чтобы поймать свою городскую эмоцию, — и обнаружить, что все изменилось в переулке, нет больше скверика, от особенного дома остался только фасад. Но вдруг в каком-то неожиданном месте нет-нет да и прорежется щемящее, особенное, чудом сохранившееся или, чем черт не шутит, вновь возникшее — магическое, захватывающее дух.

Я уже пару лет пытаюсь поймать в Москве эту ее ускользающую, спрятанную под слоями дорогой косметики и цинизма, городскую магию — и не могу. Хотя раньше она мне открывалась. Я знал, где искать, и знал людей, которые знали другие места. В Москве без этого никак.

Может быть, дело во мне. Но не у меня одного возникает ощущение, что на город опустился невидимый колпак, заглушивший в нем магию.

Как раз про это недавно писала в «Фейсбуке» Наталия Осипова: «Лужков руководил Москвой много лет и испортил все, что можно. Он, конечно, превратил город в столицу третьего мира, застроил ее безобразными торговыми и жилыми комплексами и завез сюда толпы мигрантов. Но, как ни странно, за все время его правления он ни разу мне лично не помешал. Да, власть ужасна, корыстна, маргинальна, но горожанина она не преследует. Власти на горожанина просто наплевать... Пришли иные времена. Не понимаю, как они этого добились, но за то недолгое время, что в Москве правит Собянин и его эффективные менеджеры, я успела адски устать от них. Полное впечатление, что они повсюду и их единственная цель — достать меня. Ощущение, что я круглосуточно нахожусь на армейском плацу или в пионерлагере».

Киевляне жалуются, что в их город вернулись 90-е. Какая-то повсюду жалкая торговлишка, кривобокие ларьки и развалы, дурацкие аттракционы для лохов — заплати 20 гривен, провиси на турнике 120 секунд и получи 200. Разруха, ямы в асфальте, облупившаяся краска. Я отвечаю: берегите все это. Не обшарпанности из 90-х бойтесь, а навязчивых, непрошеных попыток благоустройства, которые Осипова называет «азиопской неметчиной». Не ларьки и бомжи выживут вас, ребята, из вашего города, а бескомпромиссная борьба с ними. Вот когда вы не сможете больше найти в своем квартале палатку со свежими фруктами и улыбчивой золотозубой продавщицей, которая заранее знает, что вы возьмете; когда вам придется ехать за сигаретами на заправку; когда в парке, где в 13 лет вы гуляли со своей первой любовью, вы будете брести в толпе по свежепосыпанным гравием дорожкам между монструозных спортплощадок — тогда вы поймете, что душа города согласна жить не во всяких декорациях. Что иногда подтяжками и ботоксом можно убить то, чем женщина покоряла мужчин, а плиткой и менеджментом — то, чем город держал своих жителей.

Уж не знаю почему, но чувство города, его магия выживает, когда городом управляют местные. Или хотя бы давно приехавшие. То ли им тоже дороги эти трудно поддающиеся описанию эмоции, эти моменты безотчетного уличного счастья. То ли городская магия до некоторой степени управляет ими, не мешая, впрочем, безобразничать и мздоимствовать.

А просто взять город в крепкие, чужие, хозяйственные руки — это как синицу сжать.

1 Астрид Линдгрен — Париж.

2 Влад Вдовин — Стамбул.

3 Владимир Сорокин — Москва.

Комментировать Всего 38 комментариев

Простите конечно, но последнее время складывается ощущение, что на Снобе отрабатывается заказ зачем-то обгадить Собянина.

Я в Москве бываю не часто. Но у меня до сих пор есть золотозубые тетки на рыках, которые меня узнают. Как и в Брюсселе, в котором я бываю тоже нечасто (поскольку живу я все-так в Германии). Но только там дядька золотозубый, а не тетка.

По-моему как было, так и есть - что излучаешь, что и получаешь.

ПС, Буран как стоял в парке Горького, так и стоит. Никто его с момента установки не трогал.

ППС Очень вообще смешно это все читать в исполнении людей, которые во времена Лужкова писали, как он архитектурно испортил Москву, какой ужас бездарные скульптуры Церетелли (с этим я как раз согласна), что все деньги были потрачены в фирме его жены, и что превратили город в базар.

А вот теперь ларьки убрали, в магазинах санитарные нормы контролируют, и что - сразу неродное все стало. Ну не бред?!

Ответ прост - проект обслуживает интересы хозяина. 

Ну так хозяин же, вроде сказал, что в мэры не будет баллотироваться. И сестра его не будет.

А кампанию за места в Мосгордуму еще гнать рано - каша получится в головах электората.

Большой Босс еще сказал, что он не собирается обеспечивать легитимность Собянину. Ну, вот, и не обеспечивают. 

Совсем у вас крыша едет. Я не работаю в Снобе и кладу с прибором на его хозяина. Я просто человек, который тут живет и которому все менее уютно здесь.

Эту реплику поддерживают: Марина Кирилина, Алексей Алексенко

Вот если бы я Вам поверил, то тогда точно - крыша поехала. 

Мне тоже не нравится Церетели. Но вы, видимо, очень нечасто бываете в нынешней Москве.

Не знаю, считать ли частым или нечастым среднюю частоту пребывания в Москве - неделя раз в полтора месяца.

Конечно, все это личное. Возможно, вы не чувствуете изменения атмосферы.

Конечно чувствую. Я в Москве родилась и жила до 22 лет. И уехала потому, что так жизнь сложилась, а не потому, что я к этому стремилась. И да, Москва из большой деревни моего детства превратилась в безликий дорогущий мегаполис. Как многие другие - Лондон, Нью-Йорк, например.

Но это называется эволюция, как мне кажется. И виноват в ней не Собянин, а в кранйем случае Чарльз Дарвин :-)

Эту реплику поддерживают: Юлия Смагина, Сергей Мурашов

Я бы не назвал безликим ни Нью-Йорк, ни Гонконг, например. В отличие от Москвы нынешней.

Думаю, что это вопрос того, какую семантику Вы и я вкладываем в понятие безликости. Думаю, что Вас понимаю и могу согласиться.

Но от этого НЙ я любить не стану. А Москву не перестану.

Лена, в Парке Горького нет никакого Бурана. Там стоит его папье-маше (вы серьезно думаете, что Буран могли поставить в место общественного пользования?). Ларьки убрали, рекламу сняли, да-да. Это, знаете, как если взять заключенных в камере, и запретить им ходить в туалет. А через пару-тройку дней прийдет новый надзиратель, и разрешит. "Отец родной!". Сильно поменялся не город, он, может, чуть прихорошился. Поменялись люди, в нем живущие. Многие могут думать головой, и говорить свое мнение без команды. Дембельнулись, так сказать. Собянин улучшил ситуацию по сравнению с лужковским подходом к управлению. Но он - слабый менеджер для такого крупного европейского города, как Москва. 

Для поклонников параноидального синдрома "Если кто раскрыл свой рот, ждет туда монетку тот!", я не состою, не получаю, просто живу в Москве, и имею возможность сравнить ее с другими городами мира.

Эту реплику поддерживают: Леонид Бершидский

Артем, задели за живое - не поленилась проконсультироваться со специалистом.

В парке Горького стоит одна из разработочных инженерных моделей Бурана (а вовсе не габаритный макет, который можно было бы с натяжкой назвать сделанным из папье-маше). Его передал туда Тушинский машиностроительный завод, входящий в состав НПО Молния после успешного испытательного полета первой летной модели. Дело было в начале девяностых (среди ночи специалист затруднился назвать точный год передачи).

Лена, употребляя слово папье-маше, имел в виду, что как минимум наружная обшивка данной инженерной модели не соответствует нормативам космических аппаратов, проходящих сквозь плотные слои атмосферы. Поэтому - папье-маше. Что бы вам не говорил по поводу инженерности данной модели. Фэйк. Полетите на таком - сгорите к дьяволам. 

Артем, Вы на полном серьезе считаете, что я не в курсе, чем разработочные модели пилотируемых аппаратов принципиально отличаются от летных? :-)))))

Ну а уж если говорить о том, что ничего серьезного не поставят, чтобы врагам не досталось, начинка, как раз, "врагам" должна быть намного интересней материала внешнего покрытия.

Я уверен, что вы заметно лучше меня разбираетесь в пилотируемых аппаратах, правда. 

Что же касается того, чего алчут враги, то наша электронная начинка все же сильно устарела. Наши композиты, и их компоновка на аппарате - это действительно интересно. Электронные ассистенты взлета-рулежки-посадки у американцев и других всяких европейцев и китайцев есть, очень хорошие. А вот как быть с физической защитой ПЛА - тема нервная.

Ну да. Только вот отлетавшие Союзы и Фотоны продаются всем, кто за них готов заплатить правильное количество миллионов Евро. Если надо, скажите - подскажу, к кому обратиться :-)))

Где я раньше работала в Голландии стоял Фотон, который при повышении влажности начинал газовыделять запах космической гари. Мы по нему лет пять приближение дождя предсказывали. Последнее время, говорят, перестал - выветрился :-)

Эту реплику поддерживают: Артем Донец

Артём, я как-то своими руками трогал Буран, вернее, то, что от него осталось... Буранов было изготовлено несколько, и один из них стоял ещё на территории того самого Тушинского завода, что рядом с улицей Фабрициуса, в самом конце 90-х...

Эх, вживую мне Буран трогать не доводилось... Я был на семинаре по теплопроводности, где как раз бурановская обшивка разбиралась в деталях. У Бурана действительно был дублер. И несколько технологических макетов, как это водится. Для отработки   различных технологий. По всем визуальным показателям, в Парке Горького - не Буран, а его макет.

По всем визуальным показателям, в Парке Горького - не Буран, а его макет.

Ну, нмв, это несущественно - так как по-любому это не фэйк, сделанный спецом для ЦПКиО, а - вполне себе серьёзный объект, для использования под сортир никак не предназначавшийся... Хотя, нмв же, это - отличный символ того, как ОГРОМНЫЕ средства и усилия множества людей были потрачены совершенно впустую, вместо того, чтоб принести какую-то пользу... И, с этой точки зрения, использовать Буран (ну или не совсем Буран, а лишь его нелетающую, хотя и "инженерную" копию) под сортир у всех на виду - гораздо правильнее, чем просто выбросить его на секретную помойку... "Страна должна знать своих героев", вот что.

Буран в Тушино был уже основательно разломан, а плитки, которыми он был обклеен, внутри были похожи на нечто типа асбеста... Точнее, к сожалению, не помню, фотоаппаратов в телефонах тогда не было, а сам я ломать его не захотел... Впрочем, можно попробовать поискать завод в Гуглоёрсе - может, он там до сих пор гниёт...

(Кроме Бурана там ещё привлекал внимание "лимузин", сделанный из Жигулей - "четвёрки", путём, видимо, вполне качественной вварки удлинняющей секции в середину разрезанной пополам машины... Тоже символично - рабочие высочайшей квалификации иногда отвлекаются от ковыряния в носу и получения незаработанных денег для того, чтобы изваять какой-нить курьёз...).

На Ньюйоркщине, внизу Манхеттена, стоит авианосец. На его палубе - ранее стоявшие на вооружении, и стоящие на вооружении в настоящий момент, боевые самолеты. Без самого вооружения, конечно, и без секретных начинок. Но залезть внутрь, и "порулить" вполне возможно. Даже в Питере (!) я, помниться, в школе учась и будучи на экскурсии, развернул сотоварищи кормовое орудие (стреляли, по легенде, из носового) в сторону стоящего на набережной туристического автобуса. Нас засек матросик, но снарядов не поднес, а прогнал ))

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Вот как сейчас выглядит территория того завода - я на ней останков Бурана уже не вижу... На месте я бы легко указал, где он стоял, а на фото уже не очень помню, где там была проходная...

Эту реплику поддерживают: Артем Донец

А вот - единственная найденная мной в сети фотография Бурана именно на том заводе... Кстати, благодаря фотографии я вспомнил, что я видел там уже не весь Буран, а лишь фрагмент с его кабиной... А то меня начал уже напрягать диссонанс между воспоминанием о размере виденного предмета, и размером реального Бурана...

Эту реплику поддерживают: Артем Донец

Лена, такой антисобянинский заказ мы бы все равно выполнить не смогли, потому что авторы никогда не пишут то, что им заказывают. 

Кроме того, вот я, например, верный собянинец. Я считаю, что не было в Москве мэра лучше. Уже то, что он не покоряет Крым в рабочее время, бесконечно к нему располагает, вот бы и остальному правительству так-то поскромнее держаться, будто его нет. 

Вот, написал, и не уволят ведь - такая у нас небывалая свобода слова. С другой стороны, зайдешь к Ускову в кабинет, чисто Собянина похвалить за что-нибудь – и сразу крик, ругань, кулаком по столу бабах! Потому что плюрализм мнений.

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Максим Терский, Павел Гуляев

Спасибо, что предупредили Алексей! Теперь Собянина хвалить пойду к Вам кабинет, а к Ускову ни за что не пойду! :-))))

Ну насчет "авторы не пишут, что заказывают" - это наверное про политику? (Что само по себе, как мне кажется, является замечательным признаком отсутствия засилия кровавой гэбни).

Но про лексусы как-то не так :-)

Если я расскажу здесь все раздирающие душу подробности наших отношений с брендом Lexus, все равно никто не сможет этого прочитать из-за слёз, так что и пытаться не буду. Но уверяю вас, что и в этом случае авторы пишут не то, что им заказывают.

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

"Может быть, дело во мне." - Да.

Да, Леонид.

То, что сейчас происходит с Москвой, мне скорее нравится, чем не нравится. 

Не синицу в руках зажимают (не была Москва синицей никогда), а задроченную корову пытаются на ноги поставить и отмыть. 

Эту реплику поддерживают: Яна Задорожная

Ну че, если это нравится, я ж не настаиваю. А мне тут делать, похоже, нечего.

Я знал, где искать, и знал людей, которые знали другие места.

Мне повезло =) И вы правы, без этого - никак. Стараюсь бывать чаще там, где нравится, а те места, что не люблю, стараюсь обходить. Словом, далеко из центра предпочитаю не удаляться. Так здесь, в Москве, так было и в моем прежнем городе. Я привыкла к этой избирательности. Город просто не может быть целиком и полностью красив и приятен. 

Угадала Париж по описанию. Но уверена, что и там есть места, утратившие былое очарование. Что далеко ходить? - Елисейские поля, говорят, уже совсем не торт... 

Что до уличных торговцев... Честно говоря, в моем представлении они создают вовсе не уют, а скорее наоборот - бардак. То ли потому что их слишком много, и они скапливаются все в одном квадратном метре, то ли потому что они сами не ощущают в себе уюта, не нацелены на него. 

Эту реплику поддерживают: Игорь Авраменко, Игорь Куличик

Живя в Петербурге, боготворил Москву -  кривые улицы и весёлый хаос.

Стоило переехать - где она, родная? Большой и скучный провинциальный город.  Только сталинки трогают душу - но Харьков и Киев в этом смысле покруче будут. 

То ли сам испортился, то ли Москва - а может, мы оба. 

Эту реплику поддерживают: Алена Рева, Леонид Бершидский

Не узнала в отрывках ни Париж, ни Стамбул.

Переехала в Москву в 2008 году, тогда город был хуже, но дворы убирали лучше.

Живем у Нескучного. Ощущения сложные. С одной стороны, почистили водостоки, кормят белок, птичек, поливают деревья, довели до ума домик Орлова и, наконец, переселили бедного оленя в более просторную территорию. Теннис, пинг-понг, ручные белки и синицы. 

С другой - как выходные, хоть квартиру продавай. В Парке Горького толпы вообще всех, на набережной пробки из велосипедистов, а в Нескучном на каждом углу пара товарищей с фотоаппаратурой и девушка в дурацком платье в странных (несвязанных с сексом) позах.

На работу езжу через Каменный мост. Стало лучше. Как рекламу сняли, так едешь, ба!, Кремль, неужто он здесь!

Пешеходные зоны неплохи. Прямо оказалось, что столько тут архитектуры хорошей.

С другой стороны Битцевский лес под шумок хотят подвырубить под ЛЭП...

Реконструкция Ленинского какая-то неразумная.

Троллейбусы ходят по выделенным полосам, но сами старше меня.

Такое ощущение, что среднему классу подкрутили типа ощущение жизни, а тех, кто победнее конкретно прижали.

Леонид, Вы и правы, и неправы одновременно... 

С одной стороны, Москва уже, конечно, совсем не та...

Нет уже "Собачьей площадкИ", на которой, говорят, я когда-то гонял голубей...

Во дворах на площади Маяковского, скорее всего, не держат уже кур, которых я ещё застал, не осталось деревянных особняков в переулке Павла Андреева (да остался ли сам переулок?), нет больше в черте города деревень, как было во многих местах Москвы ещё сравнительно недавно, и в Тушино давно зарыли огромный овраг... Я даже думаю, что в Москве нет больше домов без канализации, а ведь ещё в 80-е годы в таких тоже жили люди...

С другой стороны, нашим городом сейчас управляют часто совершенные непрофессионалы или явные воры: я писал о крашеных в апреле стволах деревьев и замазанных коричневой краской гранитных столбах, публиковал фотографию "цветочного вазона", расписанного всеми мыслимыми и немыслимыми цветами, и это - лишь доли процента от того, что творится в Москве...

С третьей же стороны, Леонид, Москва, став другой, стала всё же лучше... Да, жаль деревянных наличников, жаль безлюдных тропинок в московских лесах, жаль даже похоронных процессий шестидесятых годов, с оркестрами и орденскими подушечками... Но, увы, всего не сохранить, а жить людям хочется всё же в современных комфортных условиях, а не в музее непонятно чего... Например, ведь даже эти самые газоны, так нам уже примелькавшиеся, появились в Москве сравнительно недавно - я ещё помню времена, когда никто эту траву не стриг и не косил... Ну, разве что на корм своей козе, которых некоторые держали на балконах...

Так что, Леонид, Москва умерла, да здравствует Москва... Как-то так.

Эту реплику поддерживают: Игорь Авраменко

Не заметил, что Москва потеряла лицо, может быть потому, что мне в ней всегда было не уютно. Пока не встречал безликих городов, все как-то запали в душу и имеют свои уникальные черты и не внешние, а именно свой дух.