Эти странные вопросы обсуждает американский психолог Элфи Кон (Alfie Kohn) в своей статье в New York Times.  Как и все нормальные родители, он считает, что любить надо безусловно — «за то, что ты есть». Но как исследователь боится, что этот очевидный принцип практикуется далеко не всеми.

И приводит десяток примеров все еще актуальной, хотя и старомодной педагогики, которая видит родительскую любовь отличным инструментом воспитания и контроля. Сделал уроки, победил в соревнованиях, помыл посуду — тебя любят. Не сделал, не победил, не помыл — уже не любят. Любовь — это «главная валюта» в общении с детьми. Вроде ее надо заработать.

На первый взгляд, чушь собачья. Родительство сильно продвинулось за последние пару поколений, никому и в голову не придет спорить о вреде манипуляций с любовью. Давно ясно, что если уж любить, то «безусловно». Просто любить. «Большинство из нас будут протестовать — разумеется, мы любим детей безо всяких ограничений. Но гораздо важнее, как это выглядит с точки зрения детей — чувствуют ли они, что просто любимы, когда у них в комнате беспорядок или когда они проигрывают в соревнованиях», — пишет Кон. И тут же приводит недавние исследования — большинство детей росли в атмосфере «продажной» любви своих родителей.

Хочется сказать: «Я люблю своего ребенка безусловно», и закрыть тему.  Но я не уверена, что ребенок чувствует то же. Ведь довольно часто от него требуется какой-то результат. Например, приучиться мыть посуду. И тогда нужен аргумент. Самый действенный — родительская любовь: «Помыла? И даже вытерла? Well done, детка! Теперь я довольна».

А можно жить без агрессии и манипуляций, но с чистой посудой?