Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Андрей Архангельский   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Ренат Давлетгильдеев   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Наталья Плеханова   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Саша Чернякова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Ольга Серебряная

Ольга Серебряная /

Неприязнь к срамоте  

Иллюстрация: РИА Новости
Иллюстрация: РИА Новости
+T -
Поделиться:

Есть такое понятие — «традиционный секс», и в современной России у него есть как минимум юридический смысл. Потому что, если будешь пропагандировать несовершеннолетним нечто отличное от него, рискуешь нарваться на штраф. По контексту (общественно-политическому) мы знаем, что закон, в котором содержится это понятие, направлен против ЛГБТ, но почему они в итоге так и не написали? Может, этот закон не только против них?

На этот вопрос меня натолкнула история с драпированным членом Нептуна в ресторане «Турандот». Смысл ее в том, что в этом как-бы-палаццо иногда устраивают свадьбы, и люди, которые их заказывают, нередко просят администрацию надеть на античного бога набедренную повязку — вероятно, чтобы не видеть «эту срамоту», как говорит моя бабушка (акушерка, кстати, по профессии). Тут два момента: 84-летние деревенские акушерки с дремучими понятиями в «Турандот» не ходят, а драпируемый периодически Нептун — копия статуи флорентийца Джамболоньи, XVI век. Из чего следует, что богатые российские брачующиеся европейской культуре не причастны, но к «срамоте» испытывают стойкую неприязнь. Не знаю, как они собираются размножаться после свадьбы — видимо, почкованием. Зато становится понятнее, что такое «традиционный секс». Это, очевидно, секс, которого «у нас нет».

История с фестивалем паблик-арта в Петербурге эту мою гипотезу подтверждает. Там по требованиям возмущенной общественности со стен домов сняли совершенно невинные — я бы даже сказала, схематичные — обнаженные человеческие фигуры с гусями — инсталляцию Александра Шишкина-Хокусая «Угловые касания». Чем жителям Лиговки помешали мужчины и женщины, у которых даже «срамота» не прорисована, так просто не понять. Надо вспоминать прошлое. На Лиговке, как и в «Турандоте», действует исторический императив молчания. О телесности и сексуальности нельзя говорить, тело как оно есть нельзя изображать и показывать. Марат Гельман недавно рассказывал, что на выставках в Краснодаре на изображениях обнаженных женщин черным скотчем закрывают соски. Абсолютная немота во всем, что касается сексуальности, — определяющая черта советского отношения к сексу. Отсюда странная сексуальная стыдливость, охватившая совершенно бесстыдную в других отношениях страну. Совок вернулся — конечно же, в превращенном виде. Уверенности в завтрашнем дне и риторики социальной справедливости и труда на благо родины он нам не принес, но предъявленную в словах и картинках сексуальность уже украл.

Но если верно, что под «традиционным сексом» депутат Мизулина (использовавшая термины «мужеложество, лесбиянство» и пр. в первоначальной редакции «гомофобного закона») понимает окутанные в ностальгические фантазии воспоминания юности, то беспокоиться сейчас надо не только ЛГБТ, но и всем здравомыслящим гражданам. Женщинам — в первую очередь. Потому что советский секс определялся не только запретом на словесное или визуальное предъявление — его наличие допускалось исключительно в пределах особым образом устроенной семьи. Семьи, во-первых, патриархальной, а во-вторых, производительной.

Патриархальность отчасти объяснялась до- и послевоенной нехваткой мужчин. Тогда же образовался спрос на домовитых женщин, готовых утешить и ублажить усталого мужа. Чуть раньше ввели уголовную статью за содомию. К концу тридцатых запретили аборты. После войны возродилась норма царских времен — раздельное обучение в школах. Мне кажется, что тогда, после сексуальной свободы двадцатых годов, все это тоже казалось дикостью. А потом ничего, привыкли. И прекрасно интериоризировали все запреты.

Когда я познакомилась со своим будущим мужем, мы очень расстраивались, что тайминг вышел неудачный: дней через десять после радостного события я должна была лететь в гости к маме. Билеты были, естественно, невозвратные и, естественно, без возможности сменить дату. Мама, выслушав новость о моем скором замужестве, спросила: «Сколько ты его знаешь?» Мне хватило ума не говорить правду, но и соврала я не сильно, потому что за пару лет до описываемых событий нас действительно кто-то формально знакомил. «Я бы не торопилась, — все равно сказала мама. — Для начала надо хотя бы пару раз сходить в театр». Я представила себе Мариинку, старого коня, осторожно вывозящего на сцену поющего Дон Кихота, Санчо Пансу на осле — в общем, весь спектр моих переживаний прекрасно описан Толстым в эпизоде про Наташу в опере. «В театр-то зачем?» — спросила я. Мама строго на меня посмотрела и отрезала: «В мое время нравы были другие».

Теперь, когда это время вернулось, можно без смеха об этих нравах задуматься. В связи с «традиционным сексом» важна не столько тема вмешательства государства в частную жизнь, сколько восстановление немого и спутанного сознания, не допускающего никакой личной свободы и помимо всякого государства. То есть закон, разумеется, направлен против ЛГБТ. Но жизнь он испортит всем и каждому.

Комментировать Всего 6 комментариев
Отсюда странная сексуальная стыдливость.... Совок вернулся — конечно же, в превращенном виде.

это не сексуальная стыдливость (- ИМХО мне вообще не понятна такая терминология, стыдливость не отеносится к определенной сфере жизнедеятельности человека) это элементарное мракобесие, ханжество с большой буквой Ха.

"Совок вернулся..."  Не совсем так. В конце концов, в Советском Союзе были великолепные  музеи, редко, но проводились верниссажи, выставки зарубежных галлерей с мировыми именами, печатали (пусть и малыми тиражами) альбомы репродукций знаменитых произведений изобразительного искусства. Несмотря на пропагандируемый пуританизм, все-таки персонаж тов. Огурцова подвергался высмеиванию, сатире.

Однако то, что происходит сейчас, заставляет думать, что "главными по искусству" поставлены многочисленные потомки сУрьёзного Серафима Степаныча.  Придется прятать ноги !   

Разумеется, полных камбэков не бывает. Когда я говорю "совок вернулся", я имею в виду только один аспект - дискурсивную немоту во всем, что касается секса.

Конечно, это мракобесие и ханжество, согласна с вами. Я просто хотела поподробнее это ханжество описать, ханжества же тоже разные бывают.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

ханжества же тоже разные бывают (с)

Разве, Ольга?

По-моему, всё это просто разные ипостаси одного и того же явления (многоголовая гидра), находящие практическое выражение в различных сферах человеческого бытия.

Это у нас в крови - различать уровни серого - от очень светло-серого, до не слишком светло-серого и т.д., вниз по градации. :)

В смысле:  ханжа - во всем ханжа, без изъятий.

А по сути я с Вами согласен. Мизулинг, как форма камбэка темно-серого - имеет место быть, увы нам.

Сергей, действительно, когда имеешь дело с ханжами, вернее, когда вопрос стоит о том, иметь или не иметь с ними дела, как их оценивать и как к ним относиться, разницы в оттенках нет и быть не должно. Ханжа он и есть ханжа.

Но когда дело идет о наблюдении, когда сам ты в ситуацию непосредственно не включен, имеет смысл их классифицировать и разделять. Ну чтобы иметь возможность распознать их потом в ситуации. Или чтобы лучше представлять себе, как жизнь устроена.

То есть я имею в виду, что принципиальность поведения не должна исключать любознательности. Когда знаешь, с какой стороны у гада жало, чувствуешь себя с ними смелее, что ли

Эту реплику поддерживают: Сергей Кудаев

Я не уверена, что разделять пространство, где вы едите и где занимаетесь сексом, это стыдливость и возвращение в советский союз. Но тенденция противодействия общества ценностям, которые ей навязывает прогрессивное меньшинство, сохраняется. Чем громче одни требуют гей-парады и эротические фильмы в час пик на 1 канале, тем сильнее другие (по количеству значительно большее) будут поддерживать радикальную реакцию в виде предложений Мизулиной.

Хотелось бы только уточнить, что статуя Нептуна 16 века не имеет ничего общего с занятиями сексом.

И еще покажите мне, пожалуйста, людей, которые требуют эротических фильмов "в час пик на 1 канале". Была какая-то демонстрация? Подписывали петицию? Собирались на Болотной под лозунгами "Еще-еще?"

Пока что я в этой связи вижу только деятельность Мизулиной, комментарии платных троллей и возвращение советской стыдливости в форме предложения Астахова запретить сексуальное просвещение, попыток введения раздельного обучения мальчиков и девочек в Казани и постоянных разговоров на тему "а не запретить ли нам аборты".