Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Архив колумнистов  /  Все

Наши колумнисты

Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин: Навстречу маршу

Иллюстрация: Bridgeman/Fotodom
Иллюстрация: Bridgeman/Fotodom
+T -
Поделиться:

Я пишу сейчас, не надеясь сказать что-то новое и остроумное. Не надеюсь удивить читателя парадоксом. Моя цель — не утвердить даже, а просто выразить позицию, которая представляется мне естественной.

Да, я по-прежнему думаю, что Земля вертится вокруг Солнца. Я по-прежнему думаю, что вода мокра и огонь горяч. И я по-прежнему думаю, что национализм отвратителен.

Я дожил до времен такого мракобесия, что тезис «национализм отвратителен» нужно как-то аргументировать. Так вот.

Во-первых, я думаю, что национализм — это провинциальность. Житель столицы, обитатель центра мира ничего странного не видит в том, что к нему в гости хочет приехать весь свет. Его не пугают чужаки. Он привык к тому, что к нему рвутся со всей земли всякие разные люди — добрые, злые, умные, глупые, злонамеренные, благонамеренные — всякие, если не сказать все. И житель центра мира не боится их, уверен в своих силах. С удовольствием научается от чужих людей хорошему и с легкостью избегает дурного.

Появление чужаков пугает только дикаря. Это потому так, что дикарь заведомо считает себя слабым и глупым. Заведомо уверен в том, что любой чужак ограбит его и обманет.

Впрочем, как и всякая провинциальность, национализм может быть милым. Примеры милого национализма и милой ксенофобии описаны Шукшиным. Правда, это смешной национализм и его практически не бывает в природе. Во всяком случае, мне не известно ни одного националиста, который согласился бы смеяться над собой, подобно шукшинским чудикам. Националисты все больше люди ненАвистные (как говаривала моя няня, с ударением на «А»), то есть склонные к ненависти.

А ненависть разрушает. И это во-вторых. Причем разрушает ненависть не столько тех, на кого направлена, столько тех, от кого исходит. Ненавидящий человек разрушает себя. Ненавидящая нация разрушает себя. Простейшие примеры: после еврейских погромов в России на рубеже XIX и XX веков евреи вовсе не исчезли с лица земли, а многие, наоборот, оказались во власти. И по итогам холокоста в Германии евреи не исчезли, как мечталось фашистам, а, наоборот стали привилегированной группой населения. А после резни, учиненной хуту в отношении тутси выяснилось, что хуту и тутси — это один народ. Совершенно один и тот же, то есть уничтожал сам себя. И, боюсь, то же самое выяснится про арабов и евреев, когда эти два народа достаточно поуничтожают друг друга.

В-третьих, любые попытки возглавить националистов, направить националистов, канализировать национализм и ксенофобию представляются мне в лучшем случае глупыми, а в худшем — ханжескими. Я не верю в Навального, который пойдет на «Русский марш», возглавит его и приведет к победе демократии. Потому что нельзя исправить ложкой меда бочку дегтя, даже если вы всерьез думаете, что Навальный — мед. А вот один зигующий националист на митинге за свободу может всерьез митинг испортить и идеи свободы дискредитировать. Потому что ложкой дегтя бочку меда испортить можно.

То же самое я думаю о так называемом интеллектуальном национализме. Умеренном национализме. Просвещенном национализме. Это все оксюмороны. Этого ничего не бывает, как не бывает интеллектуальных погромов, умеренной резни и просвещенного холокоста.

Именно по этой причине я и полагаю, в-четвертых, что единственным средством от национализма является просвещение. Причем просвещать нужно не столько чужаков, сколько титульную нацию. Не столько таджикам в Москве нужно привить знание русского языка, русской культуры, правил и навыков, сколько русским надо помочь вспомнить свои же собственные культуру и правила приличий.

В-пятых, терпение. Если уж национализм стал модным, просвещать недостаточно — нужно просвещать очень долго. Опыт показывает, что нацию, заболевшую национализмом, приходится просвещать в условиях войны и разрухи.

Я пишу это без всякой надежды на успех. Националисты оскорбятся, прочтя это. Антифашистам мой протест против национализма покажется слишком мирным. Я пишу это, не надеясь никого убедить.

Я пишу это для очистки совести. Просто, чтобы, когда за мной придут, знать, что не молчал.

Комментировать Всего 4 комментария

Думается, что мы в плену комплекса оккупанта. Мы не чувствуем себя хозяевами на своей земле, но постоянно проявляем захватническо-оборонительные амбиции. Это недоразумение ещё не скоро себя изживет. 

Эту реплику поддерживают: Никита Подгорнов

"Причем просвещать нужно не столько чужаков, сколько титульную нацию. Не столько таджикам в Москве нужно привить знание русского языка, русской культуры, правил и навыков, сколько русским надо помочь вспомнить свои же собственные культуру и правила приличий."

Валерий, не могли бы вот здесь поподробнее? То есть, не обязательно таджикам прививать знание русского языка и объяснять им, что вот то-то и вот это - у нас не принято делать?  А как тогда с ними общаться? И как нам поможет возвращение в свою культуру в деле общения и мирного сосуществования у себя дома с руссконеговорящим таджиком?

Я, конечно, понимаю, что написали,так сказать - фигурально, но все-таки...

Можно, например, напомнить, Сергей, что в русской армии христиане приносили присягу на Библии, мусульмане клялись Кораном, а язычники ели у офицера мясо с острия сабли в знак верности. И ничего -- служили все по одному уставу.

А дворник-татарин у Пастернака в "Докторе Живаго" плохо говорит по-русски что не мешает его сыну выучиться и стать офицером.

А в Немецкой слободе никто по-русски не говорит, что не мешает им наняться на русскую службу. А некоторым даже без знания языка стать царицами. И не всегда плохими. 

А у Льва Толстого в "Войне и мире" описывается всплеск нациоанлизма, при котором выясняется, что французские повара прекрасно жили в Москве без знания языка, и модистки тоже, и учителя. И в "Капитанской дочке" общаются же как-то с учителем, не знающим русского. И Дубровский таким учителем прикидывается. Жили же как-то. 

А бесконечные не говорящие по-русски гувернантки Набокова в "Других берегах". 

Китайские прачечные в Петербурге, не слышали? Извозчиков очень много было китайцев. По-русски они знали только слова "тридцать копеек" -- наиболее распространенная цена за проезд.

Много что интересного можно узнать о русской культуре, если, например, читать книжки.

Французские повара прекрасно жили в Москве без знания языка... (с)

Валерий, Вы несколько передергиваете. В те времена французский язык в России имел широчайшее хождение в культурных слоях русского общества.  И не знать его, хотя бы на уровне, как сейчас говорят, "кухонного", считалось зазорным. И на французском языке вполне реально общались русские (и не только).

Пример с царицей тоже довольно неубедителен, тогда конкурс на это место не проводился,  и, как говорят астрологи - так уж выстроились  звёзды.

Но, таки все эти примеры - их прошлого. Вы же пишете о настоящем, а не о прошлом, и мне Ваши некоторые утверждения показались несколько спорными.

Конечно, забавно, когда в "Нашей Раше" Ровшан и Джамшут не понимают своего работодателя (Светлаков все это блестяще обыгрывает), и творят нечто невообразимое.

Но в реальной-то жизни все выглядит не так смешно. Я служил в армии в очень многонациональной части, и у нас поначалу каждый день возникали конфликты, связанные именно с тем, что новобранцы из южных республик  практически не знали русского, не понимали, чего от них хотят (только армяне, отдаю им должное, все прекрасно владели русским).

Затем, по мере того, как новобранцы  ""мало-мало" осваивали язык, множество конфликтов на почве непонимания просто исчезло.

Вы хорошо себе представляете солдата, который плохо владеет русским, но служит возле очень ответственных военных кнопок?  Это не фантазия, это ситуация из моего "военного" прошлого.

На бытовом уровне не менее важно для успешной ассимиляции мигрантов, чтобы они ХОТЕЛИ владеть языком своей новой страны. И уважали ее традиции и обычаи.  Однако, мне представляется, это не слишком типичное явление в их среде; к примеру, на рынках они (в присутствии русского, например) могут говорить между собой (о нём) на своем языке, хотя это, как минимум, неприлично.

Не говоря уже о привычке отдельных "джигитов" доказывать свою «правоту»  ножом.

Говоря в широком смысле – мигранты  должны усваивать традиции, обычаи и культуру новой для себя страны. Так происходит во всем мире.  Иначе мирного сосуществования у нас с мигрантами не получится, они баранов будут резать на Красной площади, лезгинку танцевать в музее,  а прямо на проезжей части дорог наши новые сожители будут раскладывать коврики для отправления религиозных обрядов.

Да и давайте отбросим модное нынче русофобство, и признаем, что  среднему мигранту (условным Ровшану и Джамшуту) еще тянуться и тянуться до уровня культуры среднего россиянина. 

Хотя, и в этом я с Вами категорически согласен, и титульной нации совсем не помешает повышение  своего культурного уровня. Оставим за скобками вопрос - способствует ли этому государство, нужны ли ему умные, мыслящие люди, или быдло, которым легче управлять.

Ярый национализм – это мерзко. Но и полное отсутствие здорового национализма  - не лучше. Русофобия и нелюбовь к своей Родине – как раз и есть признак отсутствия этого здорового национализма (впрочем, под термином "национализм" мы, конечно, можем подразумевать каждый своё).

А в отношении Вашей иронии по поводу того, что надо читать книжки, то, если Вы это в мой адрес, то - напрасно. Я научился читать в 4 года, и вот уже 55 лет читаю. Непрерывно. Могу и с Вами  устроить состязание на предмет  количества прочитанного и качества его усвоения. :)

Так что, если Вас не затруднит, прошу Вас как-то помягче, потактичнее, Валерий :)

С уважением к Вам.