Центр создадут на базе войсковой части 42829 в подмосковном Щелково. Об этом в понедельник, 25 ноября, сообщает газета «Известия» в номере от 25 ноября. В Минобороны официально подтвердили информацию о создании ЦОРАП. Некоторые подробности изданию привел неназванный источник в Службе безопасности полетов авиации Вооруженных Сил (именно эта служба сейчас расследует авиапроисшествия).

Строительство центра в войсковой части Щелково-10 должно завершиться к февралю 2014 года. Пока что в Подмосковье строят здания и завозят специальное оборудование типа металлоискателей и поисковых магнитов. Все необходимое оборудование должны доставить до конца текущего года.

Исследования будут вестись в 13-м ГосНИИ, сообщил собеседник издания. Многие специалисты института войдут в новый центр. В НИИ планируется открыть несколько отделов, сотрудники каждого из которых будут заниматься различными исследованиями: одни станут изучать двигатели, другие — «черные ящики».

Остальные специалисты ЦОРАП пройдут обучение. Пока что Минобороны выбирает учебное заведение, которое станет проводить занятия. В качестве одного из вариантов рассматривается 108-я кафедра Московского авиационного института, бывшие студенты которой сейчас работают в Межгосударственном авиационном комитете (МАК). Заместитель завкафедрой Тигран Карапетян подтвердил изданию эту информацию. «Честно говоря, удивительно, что военные настолько серьезно за это взялись, впервые за 20 лет — они всегда считали, что справятся сами», — сказал он.

Сергей Пискунов, летчик-ас, генеральный директор компании «Динамика»:

Центр создается, на мой взгляд, даже несколько запоздало. Центр нужен, потому что сегодня мы наблюдаем парадокс: расследованием авиационных катастроф занимается практически общественная организация. Межгосударственный авиационный комитет имеет непонятный юридический статус. Раньше инцидентами, связанными с военными бортами, занимались различные военные комиссии, создаваемые по приказу министра обороны, сейчас это систематизируется, централизуется, обретет юридическую форму.

Государственная авиация существенно отличается от гражданской, поэтому она должна иметь собственные структуры, которые бы занимались расследованием происшествий. Сейчас у нас опять начинается перекос на почве срока службы самолетов, хотя пока не звучало решение, связанное с ограничением по возрасту наших воздушных судов. Понятно, что если судно перевозит людей, оно должно быть самым новым, но к вопросу «возраста» самолетов необходимо подходить дифференцировано, потому что одним решением можно остановить весь авиационный парк. У нас есть и новые, и не новые воздушные суда. Если судну гражданской авиации 20 лет, можно назвать его старым, а для военной авиации это еще нормально. У нас АН-12 летали и по 40-50 лет. Основной вопрос должен быть не к возрасту судна, а к его техническому обслуживанию.