Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Егор Мостовщиков   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Леонид Бершидский

Леонид Бершидский: Гитлер и хипстеры

Фото: Anzenberger/Fotodom
Фото: Anzenberger/Fotodom
+T -
Поделиться:

Вторая мировая война закончилась. Давно. Продолжать ее опереточной баталией против убыточного кабельного телеканала, которую сейчас мы наблюдаем и в соцсетях, и на стрелке Москвы-реки, где какие-то идиоты водрузили над зданием бизнес-центра советский флаг, нелепо. Но в некотором смысле логично: телеканал «Дождь» намозолил глаза охранителям и путинским пропагандистам, так что любой повод прижать его к ногтю для них хорош. Существование в нынешней России канала, который вещает не так, как ему диктуют, — анахронизм и случайность, и вот где положено занялись унасекомливанием оборзевшего «Дождя». Не было бы истории с опросом про Ленинград — нашли бы другой повод, долго бы тянуть не стали. Кремль терпит чужие медиа до первой возможности перестать их терпеть. По-другому будет, когда мы сменим состав кремлевской команды.

Так говорит Капитан Очевидность. Но история с опросом — и о более тонких материях.

Главный редактор сайта «Дождя» Илья Клишин родился в сентябре 1987 года. В 2010 году он опубликовал на сайте Lookatme текст под названием «Хипстеры наносят ответный удар». Хипстеры, писал он, «это западные люди: развлекаются в клубах, слушают неплохую музыку, одеваются со вкусом, читают не самые глупые книги». Манифест русского хипстеризма завершался предсказанием: «Годы, впрочем, берут свое. Мы, сегодняшние хипстеры, через десять-двадцать лет станем топ-менеджерами, известными журналистами, архитекторами, музыкантами и прочими не последними людьми в этой... в нашей стране. И именно неизбежность того, что власть в 2020 году отойдет хипстерам, и страшит свору кремлевских шавок-блогеров... Потому что нормальному хипстеру не впаришь православно-националистическую шизофрению. Потому что нормального хипстера не научишь ненавидеть Запад».

Своре либерастических еврейских шавок, включая меня, на самом деле тоже надо бояться. Хипстеру вообще никакую шизофрению не впаришь. Потому что хипстер — упорный и сознательный постмодернист. И история Второй мировой войны для него — это такая игра.

Вот так смеялись над Гитлером при его жизни: стоят, например, Гитлер с Гиммлером на фоне виселицы, на которой болтаются трупы, и Гитлер спрашивает: «Почему они не любят нас, Генрих?» А вот так смеются над ним теперь. Гитлер-хипстер показывает своему врачу таблетку: «Конец близок, Вернер. Я получил эти таблетки от Гиммлера». Врач: «Это же экстази». Гитлер: «У-упс. Извини, был на рейве прошлой ночью. Вот нужные таблетки».

В Азии местные хипстеры используют нацистскую униформу для косплея. Не знаете, что это такое? Стыдно! А вот принц Уэльский, 1984 года рождения, наверняка знает.

В ноябре прошлого года тату-студии по всему миру делали бесплатные татуировки со свастикой — как часть кампании по возвращению этому символу первоначального, индуистского значения. Некоторые рисунки были очень даже миленькие.

В игре World of Tanks, создатель которой не так давно приобрел банк у Кипрской православной церкви, можно, как известно, играть за немцев. На сайте сверхпопулярной белорусской разработки о немецких танках говорится: «В игре немецкие танки ценятся за свои очень точные пушки. Они — снайперы». Примерно 42% игроков в World of Tanks — люди в возрасте от 12 до 30 лет. Наверняка многие из них никакие не хипстеры — просто люди того же поколения. Рискну предположить, что и за пределами хипстерской субкультуры, но в пределах демографической категории, которая ее включает,  Вторая мировая — это уже в некотором смысле компьютерная игрушка.

Я родился в 1971 году. Хотя я далек от «православно-националистической шизофрении», меня коробят добродушные фантазии про Гитлера, я никогда не надену никакой гитлеровской символики, не сделаю себе даже самую милую татуировку со свастикой и даже понарошку не окажусь на стороне нацистов. Когда мы играли во дворе в войну, никто не хотел быть немцем. Все эти штуки, в сущности, такие же поколенческие тесты, как картинка с аудиокассетой и ручкой BIC: знаешь, как их использовать вместе, — значит, тебе за...

Мы росли среди людей, которые помнили войну. Мы знали о ней из рассказов еще довольно энергичных стариков-дедов и даже наших родителей (моя мама, например, родилась в эвакуации в Омске). Именно по этой причине мы читали непропорционально много «не самых глупых книг» про Вторую мировую: интересовались ею, потому что это была история про хорошо знакомых людей.

Мало кому из относительно начитанных людей моего поколения пришел бы в голову вопрос, за который пинают «Дождь». Мы знаем, что Гитлер планировал смести Ленинград — который он обычно называл Санкт-Петербургом — с лица земли, чтобы показать, что и вся советская империя будет разрушена. Что он стремился взять в первую очередь Ленинград, а не Москву, которая была для него «просто географическим понятием». Что план «Барбаросса» включал в себя уничтожение не только евреев и комиссаров, но и всей тогдашней интеллигенции, чтобы вытравить на завоеванных территориях коммунистический дух. Понятно, кого в первую очередь перебили бы в сданном Ленинграде. (И нет, я не в советских учебниках все это вычитал. См., к примеру, двухтомную биографию Гитлера в исполнении британского историка Иэна Кершоу.)

Ну, а следующее поколение, и конкретно хипстерская его часть, не подверглось тому 3D-эффекту войны, который достался еще на нашу долю.

Годы берут свое, как верно подметил Клишин в своем манифесте. На 1 января 2013 года в Петербурге жило 122 600 человек, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Через год — 119 000. Скоро даже нарочно нельзя будет организовать 3D-эффект. Можно будет — только унылую, вызывающую отторжение пропаганду в духе всяких там Мединских.

Я не вижу, что с этим можно сделать.

А пока, уважаемые владельцы медиа, наймите каждый по консультанту в возрасте 40+ и показывайте ему все, что пишется и снимается о Второй мировой. Это поможет найти выверенные формулировки.

Комментировать Всего 8 комментариев

Может быть, сорокалетний найдет нужные формулировки, как вы сказали, однако принц Гарри вряд ли пришел бы на вечеринку в костюме советского воина с ППШ на груди. Фашистская тема неплохо продается, вот в чем проблема. Кому нужно знать "как правильно", когда важнее " как продать"? В условиях рынка это самое важное. 

А образ советского воина был испоганен навеки в Праге в 1968. 

Образ советского солдата как в ваших, так и в интонациях Леонида выглядит как очень примитивные обобщения объективного и субъективного, практически как "архетип" (особенно у вас), в котором образ становится  вещью. А я бы отнесся к образу "советского солдата" как к понятию "гештальт" из немецкой традиции. Это просто пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Разница между вашим подходом и Леонида заключается в том, что у вас обоих незавершенность гештальтов, приобретших неуравновешенное состояние произошла разными путями, а общее - то, что  оба загоняете "советского солдата" в незавершенное бессознательное, и делаете это аккурат в соответствии с Законом "хорошего" гештальта, который гласит: "Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое". Расслабьтесь и дайте волю свободным ассоциациям!.. Вот и с Березовским (в блоге Гольдфарба) константность его воспринимаемого вами размера в истории тоже самое - остается для вас самого и требуется сохранятся для других постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения. Тот же пигмей, живший всегда в густых африканских джунглях, и попавший в бескрайнюю африканскую саванну, как никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным. 

Все архетипы обнажены в сексшопах, где форму а-ля СС можно купить абсолютно не напрягаясь. Поставки же гимнастерок прекращены с 1986 года.

Не все. Нет в сексшопах архетипов Классового врага, Старшего брата, Родины-матери. Зато есть Фашист. Он там, но не в философских энциклопедиях. Попробуйте найти или дать философское определение понятию "фашизм", и окажется, его нет и окажется, что сделать это трудно. Как нет и философского осмысления почему фашизм возник, почему он существует и, простите, если это оскорбляет кого-то, почему фашизм будет всегда, его может и должно быть только больше или меньше в любой момент времени, не только будучи незавершенным гештальтом, потому что идеология, как метод формирования искусственных понятий в политике состоит в том, чтобы "оправдать" дискретность  в ущерб понимания непрерывности, а потому что это не плохо и не хорошо, а часть целой политической категории, на которой строится принцип нерпределенности выбора. Вот сегодня уже и понятие "Либерализм" вслед за "Фашизмом", становится подсознательными, то есть попадает в область вытесненного, преимущественно, - социально неодобряемого. Такое положение вредит, особенно когда автоматизируется неправильная или нелогичная мысль из-за недостатка времени на обдумывание. А, если разбираться с философией, то форма власти Фашизма состоит в том, что долженствование как связь строится на различии между людьми, которое невозможно и нет необходимости преодолевать, а форма власти Либерализма состоит в том, что долженствование как связь строится на различии между людьми, которое возможно и необходимо преодолевать. Это всего лишь крайние идеалистические формы  Республиканства и Либерализма. При философском же подходе становится ясно даже почему в Иерушалаим Пост перед войной еженедельно выходила рубрика "Колонка фашиста", а в фашистской Италии были обучены и подготовлены все офицерские кадры будущего военно-морского флота Израиля. А всего то, надо - не запрещать свободные ассоциации народу и не то, что философия при этом народу всё обьяснит, а просто гештальт завершится!

Понятие "либерализм" вместе с фашизмом не уходит в глубины спинного мозга, а трансформируется, теряя свое первоначальное значение. Точно так же, как трансформаровались понятия "поршня" - первоначально обувь и "Фриц" в отношении рассового немца. 

Мне показалось, говоря о трансформации, вы имеете ввиду просто формализм слов, связанный с синтаксисом, который в свою очередь, связан с структурами, которые совсем не связаны с контекстом. Такая штука не наследует признаки, Александр. Другое дело - трансформация контекстов и понятий. Каким образов трансформация происходит здесь - это очень интересная модель превращения сознательного в бессознательное на основе теории расслоения пространства в дифференциальной геометрии. Насколько это интересно, замечу на примере шуточной Новой хронологии Фоменко, который явлется одним из теоретиков расслоения пространства. Если разобраться, то академик взял и соединил подобные фашистам исторические незавершенные гештальты. Получилось - смешно. Но некоторым - обидно. При этом другие "некоторые" совсем неплохо культивируют для своей идейной пользы такие обиды.

Мне ближе и понятнее позиция Яковенко, изложенная здесь. Видимо, причина в том, что я из другого (чем Леонид) поколения (я 50-го года рождения).

(Хотя, позиция Леонида мне тоже понятна)

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин, Christina Brandes-Barbier de Boymont

Продолжая Яковенко...

Невыносимая легкость бытия: Кундера – потрясающий философ, но на черта называть сучку мужской кличкой, да ещё и именем Каренин? Толстой в ответе за Кундеру или нет? До самого последнего предложения и самого последнего кадра уже потом я обращался к автору и спрашивал: "Кундера, фак, ну почему, зачем "Каренин"?!". Милан Кундера не ответил мне. Я мучался... Наконец - понял "зачем": Невыносимая легкость бытия!.. Чтобы я спросил. Чтоб все спросили: Зачем называть сучку именем Каренин?.. Зачем нужно было сдавать или не сдавать Ленинград? Невыносимо не спрашивать. Невыносимо не отвечать. Невыносимая легкость бытия.