Вторая мировая война закончилась. Давно. Продолжать ее опереточной баталией против убыточного кабельного телеканала, которую сейчас мы наблюдаем и в соцсетях, и на стрелке Москвы-реки, где какие-то идиоты водрузили над зданием бизнес-центра советский флаг, нелепо. Но в некотором смысле логично: телеканал «Дождь» намозолил глаза охранителям и путинским пропагандистам, так что любой повод прижать его к ногтю для них хорош. Существование в нынешней России канала, который вещает не так, как ему диктуют, — анахронизм и случайность, и вот где положено занялись унасекомливанием оборзевшего «Дождя». Не было бы истории с опросом про Ленинград — нашли бы другой повод, долго бы тянуть не стали. Кремль терпит чужие медиа до первой возможности перестать их терпеть. По-другому будет, когда мы сменим состав кремлевской команды.
Так говорит Капитан Очевидность. Но история с опросом — и о более тонких материях.
Главный редактор сайта «Дождя» Илья Клишин родился в сентябре 1987 года. В 2010 году он опубликовал на сайте Lookatme текст под названием «Хипстеры наносят ответный удар». Хипстеры, писал он, «это западные люди: развлекаются в клубах, слушают неплохую музыку, одеваются со вкусом, читают не самые глупые книги». Манифест русского хипстеризма завершался предсказанием: «Годы, впрочем, берут свое. Мы, сегодняшние хипстеры, через десять-двадцать лет станем топ-менеджерами, известными журналистами, архитекторами, музыкантами и прочими не последними людьми в этой... в нашей стране. И именно неизбежность того, что власть в 2020 году отойдет хипстерам, и страшит свору кремлевских шавок-блогеров... Потому что нормальному хипстеру не впаришь православно-националистическую шизофрению. Потому что нормального хипстера не научишь ненавидеть Запад».
Своре либерастических еврейских шавок, включая меня, на самом деле тоже надо бояться. Хипстеру вообще никакую шизофрению не впаришь. Потому что хипстер — упорный и сознательный постмодернист. И история Второй мировой войны для него — это такая игра.
Вот так смеялись над Гитлером при его жизни: стоят, например, Гитлер с Гиммлером на фоне виселицы, на которой болтаются трупы, и Гитлер спрашивает: «Почему они не любят нас, Генрих?» А вот так смеются над ним теперь. Гитлер-хипстер показывает своему врачу таблетку: «Конец близок, Вернер. Я получил эти таблетки от Гиммлера». Врач: «Это же экстази». Гитлер: «У-упс. Извини, был на рейве прошлой ночью. Вот нужные таблетки».
В Азии местные хипстеры используют нацистскую униформу для косплея. Не знаете, что это такое? Стыдно! А вот принц Уэльский, 1984 года рождения, наверняка знает.
В ноябре прошлого года тату-студии по всему миру делали бесплатные татуировки со свастикой — как часть кампании по возвращению этому символу первоначального, индуистского значения. Некоторые рисунки были очень даже миленькие.
В игре World of Tanks, создатель которой не так давно приобрел банк у Кипрской православной церкви, можно, как известно, играть за немцев. На сайте сверхпопулярной белорусской разработки о немецких танках говорится: «В игре немецкие танки ценятся за свои очень точные пушки. Они — снайперы». Примерно 42% игроков в World of Tanks — люди в возрасте от 12 до 30 лет. Наверняка многие из них никакие не хипстеры — просто люди того же поколения. Рискну предположить, что и за пределами хипстерской субкультуры, но в пределах демографической категории, которая ее включает, Вторая мировая — это уже в некотором смысле компьютерная игрушка.
Я родился в 1971 году. Хотя я далек от «православно-националистической шизофрении», меня коробят добродушные фантазии про Гитлера, я никогда не надену никакой гитлеровской символики, не сделаю себе даже самую милую татуировку со свастикой и даже понарошку не окажусь на стороне нацистов. Когда мы играли во дворе в войну, никто не хотел быть немцем. Все эти штуки, в сущности, такие же поколенческие тесты, как картинка с аудиокассетой и ручкой BIC: знаешь, как их использовать вместе, — значит, тебе за...
Мы росли среди людей, которые помнили войну. Мы знали о ней из рассказов еще довольно энергичных стариков-дедов и даже наших родителей (моя мама, например, родилась в эвакуации в Омске). Именно по этой причине мы читали непропорционально много «не самых глупых книг» про Вторую мировую: интересовались ею, потому что это была история про хорошо знакомых людей.
Мало кому из относительно начитанных людей моего поколения пришел бы в голову вопрос, за который пинают «Дождь». Мы знаем, что Гитлер планировал смести Ленинград — который он обычно называл Санкт-Петербургом — с лица земли, чтобы показать, что и вся советская империя будет разрушена. Что он стремился взять в первую очередь Ленинград, а не Москву, которая была для него «просто географическим понятием». Что план «Барбаросса» включал в себя уничтожение не только евреев и комиссаров, но и всей тогдашней интеллигенции, чтобы вытравить на завоеванных территориях коммунистический дух. Понятно, кого в первую очередь перебили бы в сданном Ленинграде. (И нет, я не в советских учебниках все это вычитал. См., к примеру, двухтомную биографию Гитлера в исполнении британского историка Иэна Кершоу.)
Ну, а следующее поколение, и конкретно хипстерская его часть, не подверглось тому 3D-эффекту войны, который достался еще на нашу долю.
Годы берут свое, как верно подметил Клишин в своем манифесте. На 1 января 2013 года в Петербурге жило 122 600 человек, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Через год — 119 000. Скоро даже нарочно нельзя будет организовать 3D-эффект. Можно будет — только унылую, вызывающую отторжение пропаганду в духе всяких там Мединских.
Я не вижу, что с этим можно сделать.
А пока, уважаемые владельцы медиа, наймите каждый по консультанту в возрасте 40+ и показывайте ему все, что пишется и снимается о Второй мировой. Это поможет найти выверенные формулировки.
Может быть, сорокалетний найдет нужные формулировки, как вы сказали, однако принц Гарри вряд ли пришел бы на вечеринку в костюме советского воина с ППШ на груди. Фашистская тема неплохо продается, вот в чем проблема. Кому нужно знать "как правильно", когда важнее " как продать"? В условиях рынка это самое важное.
А образ советского воина был испоганен навеки в Праге в 1968.
Эту реплику поддерживают: