Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Андрей Архангельский   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Ренат Давлетгильдеев   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Наталья Плеханова   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Саша Чернякова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Леонид Бершидский

Леонид Бершидский: Золото эмигрантов

Иллюстрация: РИА Новости
Иллюстрация: РИА Новости
+T -
Поделиться:

Никогда еще концепция «глобальной русскости» не была представлена так ярко, как на сочинской Олимпиаде. На конец дня 12 февраля Россия была на седьмом месте в медальной таблице зимних Игр с двумя золотыми медалями — обе за фигурное катание, а могла бы быть на втором после Германии, если бы ей зачли три золотых медали, выигранных несостоявшимися членами нашей сборной.

Юрий Подладчиков родился в Подольске и выступал за Россию до 2006 года, когда у него ничего не вышло на туринской Олимпиаде. Его золото в хаф-пайпе — подарок новой родине, Швейцарии. Биатлонистка Анастасия Кузьмина, когда-то выигрывавшая для России чемпионаты Европы, принесла Словакии уже вторую в истории страны золотую медаль. Ее «коллега» Дарья Домрачева, экс-чемпионка России среди юниоров, выиграла гонку преследования для Белоруссии.

Я не собираюсь ныть о том, что в России не ценят таланты. У каждого из трех чемпионов были свои причины не выступать за команду Российской Федерации. Подладчиков, выросший в Европе, не ужился с авторитарными тренерами. Кузьминой никто не помог после рождения сына вернуться в сборную, где в ней не видели лидера. Домрачева просто любит родную Белоруссию и хотела выступать за нее.

С российским начальством многим неуютно, и в спорте, и вне его. Тут вообще довольно жесткая страна: пока ты не стал кем-то важным, ты не нужен здешним институциям, и они не видят смысла под тебя подстраиваться. Для многих это приемлемо: сверхжесткая конкуренция за немногочисленные места под солнцем не пугает, а равнодушие окружающих только мотивирует на борьбу. Другие не видят смысла проламывать стены головой: просто тренироваться и побеждать интереснее. Не то чтобы они искали легких путей: в большом спорте их нет. Скорее, они ищут более человечную среду.

Я о другом — о том, что, если имеет право на существование так впечатлившее многих видео «Азбука» с открытия Олимпиады, то и золото Подладчикова, Кузьминой, Домрачевой надо засчитать России.

«Азбука» записывает в русские достижения и вертолеты Сикорского, созданные в Америке, и американские же телеизобретения Владимира Зворыкина. На букву «К» в ней Василий Кандинский, предпочитавший работать в Германии и умерший французским гражданином. На «Н» — Владимир Набоков, при жизни почти ничего на родине не опубликовавший. На «Ш» — Марк Шагал, который, конечно, бывал и даже учился в России, но в 1937-м принял гражданство Франции и прожил с ним почти полвека.

Если считать нынешнюю Россию пусть не правопреемницей, но все же духовной наследницей Российской империи, все они русские гении. Витебск Шагала, Киев Сикорского — в этой парадигме наши города. И Зворыкин, и Кандинский, и Набоков, и Сикорский оказались за границей из-за небольшого сбоя в имперской программе, но ведь и гены, и ранний опыт были у них русскими!

Сумма человеческого опыта плохо раскладывается на слагаемые: не поймешь, какие из них должны быть со знаком минус, а какие — со знаком плюс. Стали бы уехавшие из России инженеры, писатели, художники великими, если бы остались? Или погибли бы в войнах, умерли от голода, сгнили в лагерях, прожили бы тихие жизни непризнанных, отброшенных на обочину чудаков? Или совершили бы еще более великие прорывы? Кто знает.

Так и со спортсменами. То, что Подладчиков вырос в Европе внутренне свободным человеком, наверняка помогло ему стать чемпионом — но наверняка помогли и гены, и даже недовольство русских родителей-интеллектуалов его увлечением. А Кузьмина и Домрачева здесь выросли, выбрали биатлон и тренировались — очевидно же, что если бы не их первые тренеры и не здешняя школа, они бы сейчас не побеждали. По «шкале Эрнста» это всё наши.

Российские паспорта выдают чиновники. Теперь, кажется, начнут и продавать. К «русскости» это не имеет никакого отношения. «Русскость» — это язык, культурные и поведенческие стереотипы, семейная среда, а иногда — благоприобретенное свойство, следствие опыта. В той же «Азбуке» есть немка Екатерина II и Казимир Малевич, все детство говоривший по-польски, но все-таки именно русский художник.

Мастер шорт-трека Виктор Ан, чья медаль пошла в российский зачет, — такой же наш, как Екатерина и Малевич.

Даже в советское время, когда никого отсюда старались не выпускать, Россия ухитрялась оставаться донором талантов. Той страной, которая у нас в крови, в головах и, да, в ногах, которые умеют очень быстро скользить на лыжах, никто не управляет, кроме нас самих. Благодарить за эту страну нам тоже некого: она наша, потому что мы ее часть.

Стоит ли принимать за систему координат пропагандистский фильм, изготовленный людьми, чья задача — «продавать» миру Россию, которой управляет Владимир Путин? В этих целях выгодно кооптировать людей, которые и в нынешней России, вероятно, не прижились бы. Такая кооптация возможна только посмертно: у живых, неуклюже притянутых к олимпийскому действу, возникли бы, возможно, вопросы, как возникли они у Земфиры и композитора Евгения Доги, чей вальс кто-то без спроса обработал для церемонии открытия.

Дело в том, однако, что координатная сетка шире пропагандистских рамок. Наши — это и Керенский, и Троцкий, и Корчной, и Могильный, и Буковский, и Ходорковский, где бы они ни жили и где бы ни суждено было им умереть. Хорошо, что во время Олимпиады нам не дают забыть об уехавших наших. Глядя на них, проще жить здесь во внутренней эмиграции.

 

Также по теме:

Александр Тимофеевский: Победа над немцами