Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Андрей Архангельский   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Ренат Давлетгильдеев   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Наталья Плеханова   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Саша Чернякова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Леонид Бершидский

Леонид Бершидский:
Так я стал предателем

Иллюстрация: Corbis/Foto S.A
Иллюстрация: Corbis/Foto S.A
+T -
Поделиться:

Они таки заставили себя смотреть. Нет, я, конечно, понимаю, что «Вести недели» с Дмитрием Киселевым — одна из самых популярных в России телепередач и смотрит ее под 6% россиян старше 4 лет. Но теперь уже и мои знакомые, в жизни и по фейсбуку, тоже смотрят Киселева. Иные, у кого телевизора нет, смотрят в интернете — словно это не «Дождь» отключили от спутниковых и кабельных сетей, а канал «Россия 1».

Ну и фильм «Биохимия предательства», который рекламировал Киселев в последних «Вестях недели», тоже много кто посмотрел из обычно игнорирующих «Россию 1». Культурный сайт Colta.ru дал рецензию на этот фильм, будто его снял как минимум Ларс фон Триер. 

Что там говорить, я тоже его посмотрел. Уж очень зажигательно Киселев этот фильм анонсировал. Ежели взялся смотреть Киселева — дальше по цепочке. 

Зачем мы это делаем? Как минимум по трем причинам: 

1. Хотим поплакать над утраченной свободой, почувствовать себя жертвами угнетения и потом написать про это в фейсбук. 

2. Интересуемся мерзостью и любим ненавидеть. По этой же причине мы не отворачиваемся в кино, когда нам показывают изнасилование. 

3. Хотим знать официальную позицию. Это как второе место габреляновских «Известий» в рейтинге цитируемости «Медиалогии»: в этой газете находят позицию доверяющих ей силовиков и единороссов, на нее и ссылаются. 

Первые две причины предлагаю не обсуждать: в темных сторонах человеческой природы пусть копаются психологи. А вот третья причина — она не про темные стороны, а про нормальную бытовую осторожность.

Пока Киселев был просто Киселев, обычный государственный псевдожурналист, довольно удачливый и наделенный правом вести какие-то передачи на существующем в параллельной реальности канале, его можно было игнорировать. Но президент Владимир Путин объяснил, понятнее некуда, что Киселев — это не просто так. Сперва назначил его гендиректором агентства «Россия сегодня», создаваемого вместо огромной пропагандистской структуры РИА «Новости». Теперь вот наградил его орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Я понимаю, конечно, что у Валентина Юдашкина тоже есть такой орден, и это вовсе не дает повода воспринимать его точку зрения как официальную, но с Киселевым все по-другому: он осыпан милостями в короткий срок и демонстративно, чтобы народ понял, от чьего имени он жжет глаголом. 

Правдивой информации от власти сейчас не поступает. Попробуйте, к примеру, выяснить, какие у нее планы относительно курса рубля, возврата олимпийских кредитов, коррупционных дел, Украины — и официально вы получите унылые и бессмысленные ответы, а от источников внутри власти — противоречащие друг другу и строго анонимные. Поскольку информация о том, что себе думает власть, все-таки нужна, приходится догадываться об этом по косвенным признакам, как это делали кремленологи в советские времена. 

То, что изрыгает Киселев, — не буквальное выражение реальных взглядов и планов Путина, потому что и те и другие представляют собой государственную тайну. Но это взгляды, намеки и предложения, за которые дают куски госбюджета и ордена. 

Вот Киселев глумливо произносит: «поэт Иртеньев (в миру Игорь Моисеевич Рабинович)» — «раскрывает скобки», как делали его коллеги в последние пять лет жизни Сталина, во время борьбы с космополитизмом. За это его не одергивают, а награждают. 

Трактует Киселев незасчитанную российскую шайбу в ворота американцев как политический демарш — мол, американцы везде пытаются устанавливать свои правила, покупают победы, — и за это, выходит, орден на грудь. 

Называет он Виктора Шендеровича подонком (пусть и с издевательским знаком вопроса), рекламирует фильм, в котором разномастные оппозиционеры именуются предателями, — и за это он обласкан и наделен новой должностью. 

Услышанное от Киселева — вовсе не прямые предупреждения. Выпад про Рабиновича — не сигнал к началу погромов или даже к увольнению евреев со всех значимых должностей. Наезды на Америку — не признак возвращения настоящей холодной войны, как при Брежневе. Слово «предатели» в сумбурном фильме, снятом, кажется, ради поездки в проклятую Америку, — не предвестник чисток, нового ГУЛАГа или даже «философского парохода». Но — показатель, что все эти вещи есть во властных головах, а значит, могут быть так или иначе претворены и в жизнь, когда головы их додумают до конца.

Для такой демонстрации возможностей хорошо использовать Киселева: он вроде бы радикальнее Путина, и потому воображаемые блюда получаются острее, чем кремлевский повар хотел бы их приготовить.

Публике, которая обычно смотрит «аналитические» программы на государственном телевидении, давно ничего объяснять не надо: она и оппозиционеров уже считает предателями, и евреев недолюбливает, и про американцев знает, что они пиндосы. Функция Киселева — донести до тех, кто вообще-то не должен бы его смотреть, простое президентское послание: «Вы здесь не у себя дома. Помалкивайте, а лучше валите — мешать не стану, — а то ведь всякое может случиться».

И вот послание наконец начинает достигать адресатов. Они, то есть мы, заволновались. Вспомнили кто начало 80-х, а кто и конец 40-х. Задумались о детях, начали мысленно собирать чемоданы. Того от нас и хотят.

Велик также соблазн не услышать, сказать, что посмотрели случайно, как Киселев ломает комедию для усталых работяг, под пивко, ну и забыли. Не нравится телевизор — выключи его, а еще лучше снеси на помойку. Не нравится госпропаганда — не ходи на сайты, где кроме нее ничего нет. Ведь это ж и есть свобода слова: пусть все говорят что хотят, а мой выбор — слушать или не слушать. Но выключать Киселева можно только на свой страх и риск. Это с нами разговаривает государство, это нам адресованы его толстые намеки на очевидные обстоятельства.

«Слушать или не слушать» — из этих вариантов только один умный, хотя оба требуют определенной смелости. А вот какие практические выводы делать из услышанного — это уж jedem das Seine. Лично я сижу и напеваю:

«Дальние страны шлют телеграммы — рады за нас,
Только они далеко.
На улице очередь длинная, хотя еще час.
Танец метели, на дворе все зима,
И уже полвека
Вьюга, вьюга, ожидание долгожданной весны.
Но это сны.
Так я стал предателем...»

Комментировать Всего 5 комментариев
Услышанное от Киселева — вовсе не прямые предупреждения?
версией Жириновского 2.0, через которого будут озвучиваться идеи и оценки, которые его хозяева сами пока стесняются произнести,

А Вы думаете, что через Жириновского кто-то чего-то транслирует?

Нмв, он транслирует содержимое своей черепной коробки... Чувствуя потребности "своей целевой группы"...

он транслирует содержимое своей черепной коробки..

Возможно и так.. но тогда его черепная коробка очень чутко улавливает волны идущие из вполне определённых источников.. 

Как, впрочем, и черепные коробки его целевой аудитории..... :)

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Алексей Федосеев

12 ступеней

появление этого "гуру" - не что иное, как использование хорошо известного психологического метода "12 ступеней" , придуманного сто лет назад для лечения алкоголиков, но потом с успехом применяемого для других задач по медленному , поэтапному изменению сознания.

Как известно, люди с большим трудом меняют свои убеждения на 180 градусов в одно мгновение. А вот , если делать это медленно, то можно убедить в чем угодно. 

Поэтому , я бы отнесся серьезно к вещанию этой пифии...