Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Егор Мостовщиков   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Ольга Серебряная

Ольга Серебряная: Коза кремлевской политики

Иллюстрация: Bridgeman/Fotodom
Иллюстрация: Bridgeman/Fotodom
+T -
Поделиться:

Есть такой заезженный еврейский анекдот, где еврей жалуется раввину, что дома жизни нет: жена, дети, теща — не продохнуть, а тот советует ему привести в дом козу. Еврей не понимает, но повинуется. Ад становится еще горше, очередная жалоба раввину еще жалобнее, новый совет раввина — мудрее прежнего. «Выгони, — говорит раввин, — козу во двор». Послушный еврей так и делает, домашние вздыхают с облегчением, в семью возвращается мир и покой, все местечко пляшет от счастья. Я бы не стала воспроизводить этот бородатый образец фольклора, если бы он не передавал смысл кремлевской политики. Разве что для большей точности надо было рассказывать не с одной козой, а последовательно с собакой, коровой, выводком утят и глухонемой свояченицей.

В общем, местечко наше, фейсбук, уже который день бурно интерпретирует тонкую стратегию Пу, реконструирует каверзный сценарий кремлевского внешнеполитического шоу, радуется, что войны не будет, пляшет, хлопает в ладоши и с хихиканием показывает пальцем на «Газету.ру», которая выкатила по такому случаю похвальное слово президенту. Дым стоит коромыслом, и в угаре интерпретаций как-то уже забылось, что места в доме не прибавилось, а козу мудрый наш раввин еще может вернуть обратно. И не одну, опять же, козу, а еще собаку, корову, выводок утят и глухонемую свояченицу.

Радости только способствуют сообщения, что профессор Зубов, которого будто бы уволили из МГИМО за сравнение путинской внешней политики с гитлеровской, теперь как будто уже и не уволен. Да и оснований для такого однозначного сравнения уже как бы и нет. Есть некоторые мрачные мелочи — массово присуждаемые штрафы в десять тысяч, например. За стояние перед Замоскворецким судом, за плакат «Миру — мир», за случайную прогулку по Тверской. Но это по сравнению с войной не беда, активисты уже и деньги на штрафы всем миром собирают. То есть всем штеттлом.

А чтобы штеттлу не было скучно, известный клоун, депутат Госдумы Евгений Федоров рассказывает «Известиям», что готовит проект закона о внесении изменений в бу-бу-бу-бу-бу об установлении административной и уголовной ответственности для руководителей СМИ, «которые допускают публикации с лживой антироссийской информацией, обеспечивают информационную поддержку экстремистским и сепаратистским силам антироссийской направленности, в том числе и при отражении событий за границами России». И руководители «Ведомостей» и других наших доблестных СМИ, «допустивших некорректные исторические аналогии», как-то уже автоматически начинают откладывать на штрафы и подыскивать согласных на отсидку кандидатов в зиц-главреды.

Я, как видите, тоже провожу историческую параллель антироссийской направленности. Мудрая российская власть так ловко защищает свои народы от «бандеровцев», что давно загнала некоторые из них далеко за черту оседлости и сейчас планирует переселить в Биробиджан. Депутат Милонов хозяйским оком посматривает на освобождающиеся места и громко заявляет, что готов возглавить телеканал «Дождь». Действительно, чего добру-то пропадать, хоть оно и чужое.

Но эту свою сомнительно пахнущую историческую параллель я провожу вовсе не ради того, чтобы сравнить российские власти с Гитлером или Сталиным. Я на самом деле хочу спросить, зачем «знаменитый московский кинотеатр Фейсбук», как метко выразился Иван Давыдов, уже довольно давно показывает мне фильм из жизни притесняемого гетто. Хочется понять, почему о либеральных ценностях в этом фильме рассуждают исключительно в терминах общинного сознания, противопоставляя кротких «нас» грозным «им», зачем столько стонут и чего ради впадают в просветленную радость, как только козу в очередной раз выгоняют из дома во двор.

Любой, кто интересовался историей уничтожения гетто, помнит, что наибольшие шансы на выживание были у тех, кто придумал, как в это гетто не попасть. То есть не строился в ряды, выпадал из списков, действовал нетривиально и ни в коем случае не скидывался на покупку билетов до польской станции с труднопроизносимым названием.

Оно, конечно, трудно не радоваться, что войны в Крыму, кажется, не будет, а в России, похоже, скоро перестанут проводить дурацкие исторические параллели. Но спасительнее было бы осознать, что «нормальная жизнь» кончилась, и перейти в статус отдельных трудноуловимых маргиналов.

Комментировать Всего 24 комментария

Ольга, трудноуловимых маргиналов на территории России не существует.

Даже абсолютно неуловимый г-н Пузиков самоуловился.

"Суть поправок в том, что в число государственных преступлений включается сознательный обман аудитории работниками СМИ, направленный на поддержку терроризма, интервенции, сепаратизма и геноцида"  - вещает г-н Федоров.

Стало быть, другого рода сознательный обман, которым нас пичкают государственные СМИ, преступлением считаться не будет?

Как всегда говорили (или никогда не говорили) древние: камень, катящийся с крутой горы сам себя остановить не может.

Это выражение, в известном смысле, так прискорбно применимо к нашей замечательной Госдуме. 

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Anna Bistroff

Трудноуловимые маргиналы возможны везде. Я и в России многих знаю. Собственно, беда в том, что никакой "общественной" реакции на происхдящее больше невозможно. Все опять переходит в регистр личного неучастия.

Эту реплику поддерживают: Светлана Олефир

Грустно, девицы!... Впечатление, что история катится назад. 

Прочитала по указанной в статье ссылке  

"Открытое письмо коллектива Чебоксарского электроаппаратного завода Президенту Российской Федерации В.В.Путину и Трудовым коллективам предприятий России." и просто ощутила свои 10-17 лет! Как путешествие в юность совершила - коллективные письма были тогда в моде. 

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Светлана Олефир

да. Но там есть какой-то стилистический сдвиг - например, намеренное пренебрежение правилами орфографии (зачем они пишут Наши с большой буквы?), какой-то бред типа "многонациональных народов" - создается ощущение, что это все не просто фейк, а какой-то двойной фейк. И ничего хорошего из этого самоумножения фейков не выйдет.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

"Но там есть какой-то стилистический сдвиг..." Инновация, инновация, без неё нельзя себе представить современное (российское) общество. "Наши" с заглавной буквы - эквивалент "Ваш" (с заглавной), который сейчас принято сУвать где ни попадя. 

Метко Ольга. Но что толку?

Последнее время стало снится мне,что я брожу по разным музеям,а прихожу всё к одной картине. Картина эта кисти Брэйгеля  "Слепой ведет слепых".

Я удивляюсь во сне уж который раз. Музеи всё разные, а картина одна и та же.

Зато позвонила в Сибирь, спрашиваю маму: " Ну что вы там напугались небось?" А она мне отвечает:"Чего?" Я ей говорю: " Войны?" Она мне говорит: "Какой ещё войны?" Ну и далее из разговора я понимаю, что сибиряки мои НИЧЕГО НЕ ЗАМЕТИЛИ. Я подчёркиваю- МОИ. Может есть и другие сибиряки, но мои-ни в одном глазу.

У меня тоже родители в Сибири. И тоже ничего не заметили. Поговорили о помидорной рассаде в итоге.

А кстати, странно: сейчас очень многие рассказывают сны в соцсетях. Я даже об этом написала http://www.online812.ru/2014/02/27/014/

а сегодня вот: https://www.facebook.com/ivanfdavydov/posts/693857607344724?stream_ref=10

И Вы пишете о том же.

Вот я тоже этого же Брейгеля вспоминал сегодня. 

А как его не вспомнить, Михаил? Ощущения последнего времени такие буд-то все мы спим и весь этот бред и истерия нам снится. Трудно поверить,что нашей страной управляют реальные люди родившиеся в наше же время.Я уже думаю может это роботы как у Станислава Лема? Ведь они только похожи на людей, ведут то они себя уже не почеловечески. Но в Сибири никто ничего не замечает.И я понимаю почему. Какая им разница царь сумашедший ими правит или большевики, они ведь всё равно ничего хорошего не ждут.

Я ведь немного и сама такая. Например боюсь планировать. Меня поражает, когда мои американские друзья говорят :"Встретимся в мае" Я поражаюсь этому. ОНИ УВЕРЕНЫ, ЧТО ДОЖИВУТ ДО МАЯ. Я лично, наученная Сибирью никогда не уверена в том, что буду жива, например, на следующей неделе...

Так что Брейгель и Лем кругом.

Как-то еще дружно обходится молчанием, что коза на своей спине увезла тугие мешки, на которых количество нулей не уместилось, ибо коза имеет конечные размеры.... Не говоря уж о доп.несунах в лице утят и свояченицы...(((((

кстати, да. но проблема уже даже не в этом

"Любой, кто интересовался историей уничтожения гетто, помнит, что наибольшие шансы на выживание были у тех, кто придумал, как в это гетто не попасть. То есть не строился в ряды, выпадал из списков, действовал нетривиально и ни в коем случае не скидывался на покупку билетов до польской станции с труднопроизносимым названием."

Ольга, все таки нельзя так писать. Страданиями этих людей нельзя пользоваться   для высоколобых аргументов. "Подумают, что мы святыню дерзко в делах мирских орудием творим..."

Я ждала такого комментария. И все-таки: почему нельзя?

Вот люди как-то себя вели: одни - так, другие - иначе. Почему нельзя отсылать к их опыту?

Есть понятие вкуса, Ольга. И я Вас к нему отсылаю. 

Это не ответ. Когда речь идет о жизни и смерти, вкус как бы уже ни к чему

Ольга, вкус именно и нужен тогда, когда пишут о жизни и смерти. Особенно о чужой. И поскольку Вы предвидели мой аргумент, то, мне кажется, у Вас у самой шевелились сомнения. 

Я предвидела возмущения, зная западную историю возмущений по поводу любых рассуждений о гетто, хоть на йоту отклоняющихся от молчаливого почитания жертв. В русскоязычном контексте такой традиции нет.

А что касается аргумента, то я его не вижу. Что такое вкус?  

Ольга, не могу Вам объяснить, что такое вкус. Однако, Вы можете понять это сами, ознакомившись с русскоязычным контекстом. Почитайте Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Булгакова и понятие вкуса постепенно образуется само собой.

Владимир Набоков . Из "Лекций о русской литературе"

"На русском языке при помощи одного беспощадного слова можно выразить суть широко распространенного порока, для которого три других знакомых мне европейских языка не имеют специального обозначения. Отсутствие того или иного термина в словаре какого-нибудь народа не всегда означает отсутствие соответствующего понятия, однако мешает полноте и точности его понимания. Разнообразные оттенки явления, которое русские четко выражают словом «пошлость», рассыпаны в ряде английских слов и не составляют определенного целого.С той поры, когда Россия начала думать, все образованные, чуткие и свободомыслящие русские остро ощущают вороватое липкое прикосновение пошлости. "

Галич написал, как отрубил: Он убирал наш бедный двор, Когда они пришли, И странен был их разговор, Как на краю земли, Как разговор у той черты, Где только "нет" и "да" - Они ему сказали:"Ты, А ну, иди сюда!" Они спросили:"Ты поляк?" И он сказал :"Поляк". Они спросили:"Как же так?" И он сказал:" Вот так". "Но ты ж, культяпый, хочешь жить, Зачем же , черт возьми, Ты в гетто нянчишься, как жид, С жидовскими детьми?! К чему, - сказали, - трам-там-там, К чему такая спесь?! Пойми, - сказали, - Польша там!" А он ответил:"Здесь! И здесь она и там она, Она везде одна - Моя несчастная страна, Прекрасная страна". И вновь спросили:"Ты поляк?" И он сказал:"Поляк". "Ну, что ж , - сказали,- Значит, так?" И он ответил:"Так". "Ну, что ж, - сказали, - Кончен бал!" Скомандовали:"Пли!" И прежде, чем он сам упал, Упали костыли, И прежде, чем пришли покой И сон, и тишина, Он помахать успел рукой Глядевшим из окна. ...О, дай мне, Бог, конец такой, Всю боль испив до дна, В свой смертный миг махнуть рукой Глядящим из окна!

Сказать на эту тему (гетто) лучше Галича, наверное, не сможет уже никто. Помню разговор с человеком, который выжил в минском гетто. Я так и не спросил его как это ему удалось?

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik, Сергей Любимов

Переходить в статус маргиналов

Знаете, я с прошлого года пробую это сделать. Так вышло. Захожу в обычную (ну аналог камеры). Здрасьте, звать так-то. А язык забыл. Забыл как вести себя надо. Ну, правда, потом вспомнил. И что-то мне в маргиналы, пуская и трудноуловимые расхотелось.

Дмитрий у вас в некоторых комментах сплошные пропущенные звенья.Вот как в этом.Ничего не понять.Впечатление такое что половина слов-пропала.

Есть такая неприятность. Я разучился быть брутальным и отвечать хамам. Старый стал, драться сложно.

Эту реплику поддерживают: Ирина Неделяй

 

Новости наших партнеров