Наши колумнисты
Ольга Серебряная
Ольга Серебряная: Коза кремлевской политики
-
- Иллюстрация: Bridgeman/Fotodom
Есть такой заезженный еврейский анекдот, где еврей жалуется раввину, что дома жизни нет: жена, дети, теща — не продохнуть, а тот советует ему привести в дом козу. Еврей не понимает, но повинуется. Ад становится еще горше, очередная жалоба раввину еще жалобнее, новый совет раввина — мудрее прежнего. «Выгони, — говорит раввин, — козу во двор». Послушный еврей так и делает, домашние вздыхают с облегчением, в семью возвращается мир и покой, все местечко пляшет от счастья. Я бы не стала воспроизводить этот бородатый образец фольклора, если бы он не передавал смысл кремлевской политики. Разве что для большей точности надо было рассказывать не с одной козой, а последовательно с собакой, коровой, выводком утят и глухонемой свояченицей.
В общем, местечко наше, фейсбук, уже который день бурно интерпретирует тонкую стратегию Пу, реконструирует каверзный сценарий кремлевского внешнеполитического шоу, радуется, что войны не будет, пляшет, хлопает в ладоши и с хихиканием показывает пальцем на «Газету.ру», которая выкатила по такому случаю похвальное слово президенту. Дым стоит коромыслом, и в угаре интерпретаций как-то уже забылось, что места в доме не прибавилось, а козу мудрый наш раввин еще может вернуть обратно. И не одну, опять же, козу, а еще собаку, корову, выводок утят и глухонемую свояченицу.
Радости только способствуют сообщения, что профессор Зубов, которого будто бы уволили из МГИМО за сравнение путинской внешней политики с гитлеровской, теперь как будто уже и не уволен. Да и оснований для такого однозначного сравнения уже как бы и нет. Есть некоторые мрачные мелочи — массово присуждаемые штрафы в десять тысяч, например. За стояние перед Замоскворецким судом, за плакат «Миру — мир», за случайную прогулку по Тверской. Но это по сравнению с войной не беда, активисты уже и деньги на штрафы всем миром собирают. То есть всем штеттлом.
А чтобы штеттлу не было скучно, известный клоун, депутат Госдумы Евгений Федоров рассказывает «Известиям», что готовит проект закона о внесении изменений в бу-бу-бу-бу-бу об установлении административной и уголовной ответственности для руководителей СМИ, «которые допускают публикации с лживой антироссийской информацией, обеспечивают информационную поддержку экстремистским и сепаратистским силам антироссийской направленности, в том числе и при отражении событий за границами России». И руководители «Ведомостей» и других наших доблестных СМИ, «допустивших некорректные исторические аналогии», как-то уже автоматически начинают откладывать на штрафы и подыскивать согласных на отсидку кандидатов в зиц-главреды.
Я, как видите, тоже провожу историческую параллель антироссийской направленности. Мудрая российская власть так ловко защищает свои народы от «бандеровцев», что давно загнала некоторые из них далеко за черту оседлости и сейчас планирует переселить в Биробиджан. Депутат Милонов хозяйским оком посматривает на освобождающиеся места и громко заявляет, что готов возглавить телеканал «Дождь». Действительно, чего добру-то пропадать, хоть оно и чужое.
Но эту свою сомнительно пахнущую историческую параллель я провожу вовсе не ради того, чтобы сравнить российские власти с Гитлером или Сталиным. Я на самом деле хочу спросить, зачем «знаменитый московский кинотеатр Фейсбук», как метко выразился Иван Давыдов, уже довольно давно показывает мне фильм из жизни притесняемого гетто. Хочется понять, почему о либеральных ценностях в этом фильме рассуждают исключительно в терминах общинного сознания, противопоставляя кротких «нас» грозным «им», зачем столько стонут и чего ради впадают в просветленную радость, как только козу в очередной раз выгоняют из дома во двор.
Любой, кто интересовался историей уничтожения гетто, помнит, что наибольшие шансы на выживание были у тех, кто придумал, как в это гетто не попасть. То есть не строился в ряды, выпадал из списков, действовал нетривиально и ни в коем случае не скидывался на покупку билетов до польской станции с труднопроизносимым названием.
Оно, конечно, трудно не радоваться, что войны в Крыму, кажется, не будет, а в России, похоже, скоро перестанут проводить дурацкие исторические параллели. Но спасительнее было бы осознать, что «нормальная жизнь» кончилась, и перейти в статус отдельных трудноуловимых маргиналов.

Ольга, трудноуловимых маргиналов на территории России не существует.
Даже абсолютно неуловимый г-н Пузиков самоуловился.
"Суть поправок в том, что в число государственных преступлений включается сознательный обман аудитории работниками СМИ, направленный на поддержку терроризма, интервенции, сепаратизма и геноцида" - вещает г-н Федоров.
Стало быть, другого рода сознательный обман, которым нас пичкают государственные СМИ, преступлением считаться не будет?
Как всегда говорили (или никогда не говорили) древние: камень, катящийся с крутой горы сам себя остановить не может.
Это выражение, в известном смысле, так прискорбно применимо к нашей замечательной Госдуме.
Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Anna Bistroff