Элла Райх: Главный универмаг Лондона
За свою более чем стосемидесятилетнюю историю Harrods пережил несколько царствований, несколько поколений владельцев, продавцов и покупателей. Это уже, конечно, нечто большее, чем знаменитый на весь мир универмаг. Это один из самых грандиозных памятников современной цивилизации. Сюда давно уже не приходят, чтобы что-то покупать. Точнее, shopping – не главное, ради чего толпы приезжих и гостей столицы устремляются в Harrods. Как ни странно, среди них очень мало англичан, если только провинциалы, читавшие или слышавшие когда-то про знаменитые зеленые кожаные диваны на последнем этаже. Там раньше развлекались дети из хороших семей, пока взрослые неспешно и придирчиво выбирали твидовые пиджаки, резиновые сапоги Wellington или непромокаемые тренчкоты Burberry. Вещи были рассчитаны на века, а лейбл Harrods, пришитый к подкладке, только укреплял уверенность в том, что Англия пребудет вечно в своем непоколебимом имперском величии и неиссякаемом богатстве.
Ситуация стала меняться с середины восьмидесятых годов, когда у Harrods объявился новый владелец – арабский миллиардер Мохаммед аль-Файед, который методично скупал всю недвижимость в Европе, обладавшую хоть каким-то историческим провенансом. Считалось, что таким образом он успешно инвестирует свои нефтяные миллионы. Но теперь понятно, что на самом деле им владела безумная мечта быть принятым в высшем обществе. Увы, тут аль-Файед просчитался. Ни богатые подарки, ни щедрые благотворительные взносы, ни прямой подкуп членов парламента не помогли ему преодолеть английский снобизм, спесь и отчуждение. Ему милостиво позволили быть спонсором или поставщиком, но так и не разрешили стать подданным Ее Величества, не говоря уже о чем-то большем.
Распиаренная история флирта его старшего сына Доди и принцессы Уэльской Дианы обернулась для аль-Файеда не только личной драмой, но и крушением всех его надежд. Почему-то именно Harrods будет избран им в качестве места для мемориала двух влюбленных, трагически погибших в Париже в туннеле у моста Альма. Цветы, свечи, портреты, а в качестве неоспоримых доказательств, что любовь была, бокал со следами помады из ресторана «Ритц» и бриллиантовое кольцо, которое Доди собирался подарить, но так и не подарил Диане. «Не успел!» – горько вздыхал аль-Файед под конец короткой экскурсии, которые он раньше любил устраивать для журналистов и случайных посетителей Harrods.
Потом к этим экспонатам добавится еще и скульптурная композиция из тонированной бронзы, где Доди и Диана, взявшись за хвост неведомой птицы, устремляются куда-то в даль светлую, а точнее, на Бромптон-роуд, шумящую за дверьми. Все это называется «Невинные жертвы».
И чтобы уже совсем достать английский истеблишмент, аль-Файед пообещал, что Harrods станет его персональной усыпальницей. Хрустальный гроб уже заказан, а лучшие умельцы по бальзамированию ждут не дождутся, чтобы выполнить его последний заказ. Но понятно, что с этим проектом аль-Файед не слишком торопится, зато четыре года назад провернул очень выгодную сделку: продал Harrods Катарскому инвестиционному холдингу за полтора миллиарда фунтов, что в два раза превысило сумму его исторической покупки в 1985 году.
Успешный опыт Harrods с разными историческими экспонатами (подлинными или фальшивыми – это уже другой вопрос!) подсказал ювелирному дому Fabergé осуществить в лондонском универмаге эффектный пасхальный проект, задуманный и построенный на исторических ассоциациях. Ведь Fabergé в массовом сознании – это, конечно же, императорская Россия, всякие разные князья и княгини, с головы до ног увешанные баснословными бриллиантами. И еще это удивительный обычай дарить на Пасху драгоценные яйца с секретом – подлинные произведения ювелирного искусства. Считается, что их самое крупное собрание находилось в США у американца Форбса. Его-то и выкупил российский олигарх Вексельберг. Но есть еще коллекция Fabergé, принадлежавшая лично королеве-матери и перешедшая после ее смерти во владение английской короне. Все эти вещи наперечет, специалисты знают их наизусть. Тем более интересно, что в качестве главного экспоната на выставке в Harrods заявлено пасхальное яйцо 1901 года «Вишня в цвету», как говорят, абсолютно музейного качества, которое никогда раньше нигде не выставлялось.
Несмотря на звучное имя, Fabergé – компания еще молодая. Ей нет и десяти лет. Слово «традиции» для нынешних владельцев не пустой звук. Поэтому кроме разных ювелирных премудростей и секретов, которые они почерпнули из выкупленных архивов Карла Фаберже, их еще интересует искусство дарения, почти уже утраченное в наши дни. Это когда подарок обставляется как некий театральный перформанс, включающий и личное послание, и изысканную гравировку, и невероятной красоты бархатный футляр, сделанный по образцу тех, на которых когда-то стоял петербургский адрес Fabergé – Большая Морская, 24.
Кроме пасхальных яиц, рассчитанных явно на православную клиентуру из России, в салоне Fabergé будет представлена уникальная коллекция парижского ювелира Фредерика Заави – кольца, броши, подвески, колье. Все вещи изумительной красоты, существующие только в единственном экземпляре. Как объяснила креативный директор дома госпожа Катарина Флор, эта выставка-продажа – дань памяти недавно ушедшему мастеру. Но то, что она будет проходить в Harrods, должно снизить мемориальный пафос и придать всему проекту по-настоящему актуальный смысл. В конце концов, судьба настоящих драгоценностей в том и заключается, чтобы переживать своих создателей и владельцев. «Всем, каждому и абсолютно всё!» – гласит на фронтоне девиз Harrods. А вот что это «всё» – пусть каждый решает для себя сам.С